Оригинальные чертежи А Рогожина лабиринтов из 35 АС-1 с размерами всех деталей
Оригинальные чертежи А Рогожина лабиринтов из 35 АС-1
Древние 35 АС-1 из которых были извлечены динамики и переставлены в новые лабиринты
Древние 35 АС-1 из которых были извлечены динамики и переставлены в новые лабиринты
На 35 АС-1 СЧ и ВЧ динамики закреплены с внутренней стороны металлических пластин
На 35 АС-1 СЧ и ВЧ динамики закреплены с внутренней стороны металлических пластин
Динамические головки 10 ГД-35 и 15 ГД-11 одой из первых серий С-90
Динамические головки 10 ГД-35 и 15 ГД-11 одой из первых серий С-90

Предистория

 

Т.е. заказ получился двойным: аудиофильские кроссоверы + аудиофильские корпуса + страшные (это знают все) динамики из колонок 35 АС-1 (S-90).

Столяра, вернее не столяра, а специалиста по корпусам для колонок нашел в ближнем Подмосковье. Поиск осуществил через форум Аббаса, известного ламповика и аудиофила. Человек оказался достаточно «грамотным» и понимал, что у него просят. На форуме он изредка постил фотографии корпусов и готовых колонок. изготовляемых им под заказ.

Проблема заключалась в том, что лабиринтные колонки он не делал ни разу, но за мой заказ взялся. При этом без предоплаты… Хотя я ему ее предложил. В результате он таки сделал и отправил корпуса моему заказчику. Но они оказались «вторыми» т.к. он, изготовив два ящика «лабиринта», ради любопытства выставил их на доску объявлений АВИТО, в результате чего они «ушли» в течение одного дня…

Так что дав человеку «работу» я невольно подсказал ему дополнительный источник дохода. Теперь корпуса для лабиринтных колонок он может делать вполне самостоятельно и самостоятельно же их продавать…

Передав ему чертежи я начал ждать. По ходу работы калужский мастер присылал мне короткие фотоотчеты о текущих делах и степени готовности лабиринтов (соответствующие фотографии можно посмотреть в этой статье).

 

Заказ лабиринтных колонок

 

(далее отрывки из переписки с мастером - корпусником)

Виталий = Корпуса лабиринтных колонок, которые я Вас попросил сделать под динамики от 35 АС-1, стабильно пользуются спросом и в основном в центральной части РФ. После того, как я разместил материалы про эту акустику у себя на сайте, их уже раз 10 повторили и мне раз 5-7 поступали на них заказы, которые я не брал т.к. не занимаюсь изготовлением АС на территории РФ.

Мастер = Спасибо за заказ. Свои АС, которые вам показывал я делал шесть месяцев! Правда там всё с нуля, даже сам столярный щит брал не из магазина, а клеил самостоятельно. Всё на клею, нет ни одного самореза очень люблю работать с натуральным деревом. Без синтепона т.е. без демпфирования внутри оклеены дорогущим натуральным тонкошёрстным войлоком. Там много всяких фишек. Каждую мелочь приходилось делать самому, там вылизан каждый миллиметр корпуса. Зато конечно получились так, что не стыдно было показать в любом салоне.

Я плохой бизнесмен, сделать могу, но продавать я совсем не умею. Мои колонки многим нравились и по звуку, все говорили ах какая прелесть, ах какое чудо, но в итоге дали всего 90 тысяч при том что мне самому они обошлись почти в 60 и полгода работы. Это был провал, я был почти раздавлен этой неудачей, коммерчески это получилась почти бессмысленная работа. Самое обидное было даже не в деньгах, никто так и не понял не оценил все эти фишки и саму концепцию построения этих колонок.

Мастер = Сами ящики собрать недолго, тут заковыка с посадочными местами для динамиков. Сначала делаются шаблоны по которым пойдёт фрезеровка на эту колонку их нужно пять штук. Как раз за выходные я и хотел их сделать. Но пока от вас не будет промеров (посадочных мест) сделать их я не смогу и только потом уже можно приступать к самой сборке. Если вам нужно впечатлить клиента могу начать с самих ящиков быстро собрать и сфотографировать, а лицевую панель (самый сложный элемент) оставить на потом. Но по любому быстро не получится - конец следующей недели, это ещё в лучшем случае не раньше.

Я работаю качественно и аккуратно, не не очень быстро увы. И нужно ли вкладывать внутрь демпфер?

Виталий = Я это оставляю на усмотрение клиента, я бы тоже не демпфировал... Слушайте,а может его просто склеить без демпфера и все? Я с десяток раз видел такие лабиринты, в большинстве стенки были голые и звучало это повеселее, чем с войлоком.

Мастер = Дело конечно хозяйское. Я, например, никогда не пользуюсь демпфирующими материалами в корпусах колонок. Звукопоглощение стенок делаю (плотным вязким материалом вроде войлока) но никогда дополнительно не демпфирую головку синтепоном и ватой. Это действительно плохо влияет на качество звучания.

Предлагаю установить обе боковые стенки, одну монтирую сразу, вторую делаю съёмной т.е. временно она будет держаться на четырёх саморезах, но заранее высверлю все отверстия по периметру (и вставлю саморезы) чтобы потом после оклейки не составило особого труда установить её на место. Внутри могу оклеить сам, только это будет небольшая коррекция по деньгам 30-40 $ а что хуже всего по времени так как придётся заказывать эти материалы в "аудиомании" т.е. ждать пока придёт посылка, а это примерно неделя времени. К сожалению, я живу в таком месте, где подобные мелочи - это целая проблема, для своих АС я запасаюсь материалами заранее.

Виталий = демпферный материал устанавливать не нужно, после того, как Вы изготовите эти лабиринты, они поедут к «профи» в лабиринтостроении Льву Алешину на сборку и окончательную настройку. Если будет необходимо, демпфер установит он.

Мастер = Материал фанера 16 мм. Ящики на саморезах частично клей, но без сложной обработки кромок. Я работаю с массивом, сейчас у меня в работе алтайский кедр и (к примеру) два таких ящика (на хорошем клею, обошлись бы порядка 70-80 т.р. А это фанера да ещё на саморезах ... думаю что-то около 25-30 не больше. А сколько нужно и по времени - когда и в какой срок?

По стоимости. Вот смотрите расклад такой - для этих ящиков нужно примерно 4-5 листов фанеры это примерно 5 х 1800= 9000 рублей или 130-140 долларов. Далее на изготовление пары таких корпусов уйдёт примерно неделя времени, один рабочий день в столярной мастерской стоит примерно 30-40 долларов, неделя получается 210-280 итого с материалами 350-400 или 25-30 т.р. Вообще пару таких ящиков можно сделать и за 2-3 дня, но первые делаются всегда дольше примерно 6-7 дней.

По времени получается примерно следующее - сегодня я заказал фанеру, в пятницу заберу (у нас фанера толще 10 мм по предварительному заказу), выходные отменяются в субботу с утра начинаю. Если не будет никаких форс мажоров, то к концу следующей недели пара лабиринтов (35 ас) будет готова. Фигурные вырезы под динамики немного напрягают (я с такими вообще никогда не работал), без них было бы намного быстрее (шаблоны под фрезер придётся специально делать). Фото в процессе буду скидывать.

Виталий = А если из МДФ?

Мастер = Хороший  высокой плотности не дешевле фанеры (и по звуку не лучше). Можно из обыкновенного ДСП 18 мм, но для звука, это, пожалуй, наихудший вариант из всех возможных.

 

Процесс изготовления

 

Виталий = В лабиринтах две перегородки: внешняя для придания змеевидному каналу одинаковой площади сечения по всей длине, внутренняя для того, чтобы объем внутреннего бокса соответствовал объему такового у заводской АС. Внутреннюю перегородку уберите плиз.. Я через отверстие СЧ головки буду вставлять туда плату НЧ/СЧ звеньев кроссовера, а эта плата с деталями занимает приличный объем. Если внутреннюю перегородку оставить, то общий объем СЧ камеры уменьшится, а это не желательно.

Мастер = Один лабиринт готов. В СЧ-боксе одна задняя стенка как вы и просили, вместо двух, как на оригинальном чертеже. Размеры деталей и саму геометрию лабиринта я постарался выдержать с максимальной точностью. Вроде нормально получилось. Единственная вещь, которая вызывает у меня беспокойство, это посадки динамиков. Да, кстати под НЧ двойная толщина фанеры на фото видно.

Я вам честно скажу – из-за одной пары таких щиков я бы никогда не взялся за этот геморрой. Если время перевести в деньги, то получается что я уже потратил больше чем мне за них заплатят. Именно поэтому профессионалы (и даже многие любители) никогда не берутся за разовые бюджетные заказы. Денег мало, а времени много. Эта затея имеет смысл, только если заказов будет серия, а время изготовления сократится как минимум вдвое. Это на фотографии всё выглядит легко и просто, на самом деле приходится ой как попотеть. Плюс хорошие материалы тоже денег стоят. Например, для этого заказа я купил отличную фанеру без сучков и трещин она даже под лак годится.

Ох и намучился я с этими вырезами. Только с третьего раза получилась передняя панель приемлемого качества. На фото рядом с передней панелью на столе лежит пачка шаблонов, их понадобилось изготовить только для одной этой панели!!! Больше времени тратится не сколько на ящики, сколько на различную оснастку. Одним словом, дело движется, конечно не так быстро, как хотелось бы, но движется. Следующие пойдут быстрее.

 

 

Сборку делаю настолько качественно насколько умею, надеюсь клиент будет доволен. Главное, чтобы вы мне сообщили глубину выборки, её нет ни на одном чертеже. Далее вопрос по пищалке - на фото в вашей статье и даже в корпусе самой оригинальной АС под пищик выборки вообще нет там просто круг.

 

1. Диаметр посадочного для ВЧ - 96 мм, глубина выборки под фланец 5 мм.

2. Диаметр посадочного под СЧ - 110 мм, глубина выборки под фланец 8 мм.

3. Диаметр посадочного под НЧ - 245 мм, глубина выборки под фланец 10 мм.

 

Второй лабиринт почти готов, в воскресенье-понедельник можно будет забирать. Кто и как будет забирать? Я живу примерно 300 км от Москвы (Калужская обл, Думиничский р-он, пос. Новослободск) это 4 часа ходу от Москвы. Своего транспорта (нормального) нет, т.е могу привезти клиенту сам, но это нужно будет нанимать машину т.е дорого. Ещё вариант – транспортной компанией за счёт клиента.

 

Доставка корпусов к Льву Алешину

 

Лев Алешин, известный в Москве разработчик лабиринтных АС имеет собственное небольшое производство авторских лабиринтов на ШП динамиках НОЭМА из г. Новосибирск. Он получил, собрал и настроил данные колонки.

Новым было то, что в акустику был установлен авторский кроссовер с воздушными катушками большого сечения и металлобумажными конденсаторами. В принципе оригинальная схема кроссоверов 35 АС-1 была повторена на проводах намного большего сечения, как для подключения динамических головок, так и для намотки катушек индуктивности.

 

Звучание

 

Отывов клиента я не слышал, но комментарий Льва Алешина приведу: Это совсем не 35 АС-1. Колонки стали намного лучше воспроизводить бас, появился панч и резкий «удар в грудь». Пропала вязкость на низах, за счет большего объема СЧ бокса на голосе пропала гнусавость. Эксперимент удался, хотя, по хорошему, динамики (СЧ и ВЧ) нужно бы поменять на что-либо более приличное.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Лабиринтные колонки из 35 АС-1
Лабиринтные колонки из 35 АС-1

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor