Схема и описание бестрансформаторного ОТЛ силителя Крылова на лампах 6с19п опубликованная в журнале Радио за 1969 год
Схема и описание бестрансформаторного усилителя ОТЛ Крылова на лампах 6с19п
Схема ОТЛ усилителя Крылова на лампах 6с19п имеет 3 каскада и регулировку тембров
Схема ОТЛ усилителя Крылова на лампах 6с19п
Трехкаскадный ОТЛ усилитель на пальчиковых лампах 6п18п под высокоомную нагрузку
ОТЛ усилитель на пальчиковых 6п18п под высокоомную нагрузку
Упрощенная схема ОТЛ усилителя на лампах 6080 от форумчанина Агатса
Упрощенная схема ОТЛ усилителя на лампах 6080

ОТЛ бестрансформаторный усилитель

 

Agats = У кого какой есть опыт построения ОТЛ усилителей? Как понял есть два варианта, с выходом на высокоомные динамики это одна схема, и включение параллельно кучи триодов, второй вариант для обычных 8-16 Ом динамиков. Я слышал один раз в жизни ОТЛ усилитель на 6с33с. По-моему, на канал было их 16 штук, т.е. 8 пар в канале. Жар исходил бешеный и вверху было сделано, как на кухне вытяжку ставят. Но играло красиво и очень на так скажем современные колонки. Кто-то в живую строил ОТЛ циклотрон? Идея на высокоомных динамиках мне не очень нравится. Перемотка катушек сверхтонким проводом – не есть хорошо, хоть и возможна, но это ШП, а пищалку, как бы уже сложно перемотать. Есть довольно простые схемы, но как-то не видно, чтоб они плодились бы... Возможно, легче купить ШП высокоомный и высокоомную пищалку, чем мучиться со схемой под низкоомные динамики.

Sova = Есть готовые высокоомные динамики, и есть усилители под эти динамики с дросселем выходным. Начала 30-х, по звуку не слишком сильно отличается от трансформаторного варианта соответствующего. ОТЛ не зря думаю, не особо популярны. Чем трансформаторный вариант не устраивает?

Agats = Балансировка ноля на выходе как понимаю в подобных схемах имеет пассивный характер – только потенциометры регулировки токов покоя плеч. Они же, по совместительству, позволяют получить ноль на выходе. Но думаю решение не очень хорошее, поскольку не учитывает старение ламп и изменение их характеристик при изменении напряжения в сети и т.д. Три питания, два на раскачку выходных, третье на раскачку по входу.

Хочу попробовать ОТЛ попроще, высокая мощность на выходе меня не интересует, пусть и пол вата на выходе и хоть 100 Ватт на питание. Если проще в наладке на высокоомный динамик, то куплю высокоомную пищалку на Е-бее и перемотаю какой-нибудь ШП динамик на 300-500 Ом.

Sova = По представленным схемам требуется 2 блока питания на канал. Это 2 силовика, которые влияют на звук не менее выходников, а по сечению железа, и массе меди и намного поболее будут, соответственно и цены. А если применять что попало, то и звук будет соответствующий. Также требуется 2 кенотрона, 2 комплекта дросселей и наборов конденсаторов, вот один БГ ВКЗ 2х100 мкФ х 500 Вольт стоит около 2 тысяч долларов, например.

 

Конденсаторы или трансформаторы?

 

Aovox = А чем БГ ВКЗ 2 х 100 мкФ х 500 Вольт за 2 тыс. долларов лучше, чем МБГВ 200 мкФ 630 вольт за 15 долларов? Я про 2 тысячи долларов за конденсатор. Да, и МБГВ это аллегория. Я поставлю МБГО и закрою вопрос, не платя дикие деньги за непонятно что. А на 2000 куплю два динамика, будет больше толку. Не стоит оно того, платить столько за конденсатор. Есть сто разных вариантов. Даже Танго и Тамура с их сверхдорогими трансформаторами, и то страдают от снижения спроса. Люди поняли, что лучше намотать на винтажном железе винтажным проводом – получится в пять раз дешевле и по звуку не думаю, что хуже. Все эти мифы про 300в, АД-1, супердорогие Блек Гейты, кабели Кардас и Транспарент аудио по 20 тысяч долларов за две трехметровые пары и т.д. как бы рассчитаны на людей, которые не сильно разбираются. Я общаюсь в ФБ в нескольких группах с достаточно взрослыми мужиками, пораженными брендоманией. Они про авторские разработки и слышать не хотят и даже не вникают, что их разводят как лохов, и это в 2018 году.

Abbasz = Блек гейты в цифре, в цепях 5-15 Вольт тяжело чем-то заменить, малогабаритные электролиты такого качества, это проблема. На высоких вольтах с БГ успешно конкурирует бумага масло, например, Бош и Сименс, причём у каждого типа конденсаторов есть свои сильные стороны. Соответствие цены качеству вопрос сложный. 20 длр за неполярный nx-hq ещё не очень дорого, учитывая, что у него нет конкурентов, а вот 1500 длр за сдвоенный wkz уже конечно многовато, так как за эти деньги можно целый усилитель собрать, но в каких-то дорогих системах, наверное, эти 1500 долларов потеряются.

Sova = Выходной конденсатор вряд ли окажется лучше выходного трансформатора на звуке. А если так, то и спец динамики высокоомные не нужны. Я пробовал с выходным дросселем, высокоомный динамик на 3 кОм якорный динамик 40 см 28-го года и без разделительных конденсаторов.

Abbasz = Конденсатор по сравнению с трансформатором почти всегда будет прозрачнее, потому что выходной трансформатор намного сложнее чем конденсатор. Так что не окажется, а будет лучше, поверьте или проверьте. Вопрос что играет гармоничнее – лампа 2а3 с выходным трансформатором или 6080 три штуки в параллель с конденсатором на выходе. Так это не сравнение трансформатора с конденсатором, это сравнение разных выходных каскадов. Если человек поставит задачу, сделать аппарат для получения удовольствия от музыки, и у этого человека в порядке слух, мозги и руки, то он сделает музыкальный аппарат и на 2а3 с трансформатором, и на 6080 ОТЛ с конденсатором. Ни в одном ни в другом случае нет никаких противопоказаний, чтобы аппарат не смог играть прозрачно и увлекательно. Тут вопрос не в схемотехнике, а в способностях самодельщика. В коммерческом же приложении одни конфигурации удобнее и популярнее чем другие, а также все они имеют разные сильные стороны, разные габариты и себестоимость. Мне, к примеру, почти все равно на чем делать – если поставить задачу, я себе и на транзисторах сделаю музыкальный аппарат.

Agats = Sova, какая прелесть, обалденно, просто здорово. Пока тупик с динамиками под 500 Ом, мастер молчит, думал тупо перемотаю какое-то свое барахло как 4а32 или 8 гд1 от Риги. Пробовать такую схемку.

Sova = Если хороший древний дроссель или трансформатор, или железо и провод отдельно, можно найти, то электролит 30-х годов высоковольтный и большой емкости нереально. Хотя, может и ошибаюсь. Ну и три в параллель 6080 потребуют соответствующего мощного бп, и т.д. и т.п. Меня интересует вопрос – в чем вообще смысл ОТЛ? Если при всех равных, то хороший конденсатор плюс удвоение / учетверение ламп плюс усложенение / умощнение БП все преимущества ОТЛ нивелируют и ИМХО и своих проблем поболее дадут.

 

Схемы ОТЛ усилителей

 

Abbasz = Хорошая схема предлагалась в журнале радио в 1961 году, на 6Н5С, там было мостовое включение громкоговорителя через автотрансформатор с небольшим К передачи и прямое питание от сети, я тот усилитель собирал. А двухтактный катодный повторитель, это все-таки не совсем то что нужно для музыки. Плюс там требуется огромная амплитуда раскачки. Я бы последнюю схему не стал воплощать в железе, на мой вкус, это пустая трата времени. Когда-то проводил эксперимент по сравнению каскада на 6С33С, трансформатор в аноде и трансформатор в катоде – последнее включение было антимузыкальным, ни больше ни меньше. Не знаю почему, но чистый катодный повторитель на мощных лампах типа 6С33с и 6080 звучит плохо.

У трансформатора, даже при хороших материалах свои проблемы – так он субъективно всегда сжимает пространство, а ОТЛ с конденсатором, даже простеньким – нет. 30-х годов – боюсь, что это просто штамп, противоположный общепринятому, о необходимости супер древних конденсаторов. Даже современный конденсатор на слух будет прозрачнее чем выходной трансформатор, заметьте, не 1 к 1, а понижающий раз в 20! Траснасформатор это очень сложное устройство, которое недооценивают только потому, что его невозможно сравнить с перемычкой. Любой конденсатор выдерживает сравнение с перемычкой, а трансформатор, понижающий в двадцать раз – никогда не выдержит. Но у него есть другие плюсы, за которые их и терпят.

Agats = Я не подсчитываю так сказать трудозатраты и само собой не стремлюсь лучше сделать чем трансформаторный или дроссельный выход. Просто мечтаю свой ОТЛ сделать для дома чтоб был. И наберусь еще опыта, меня не пугают что на канал нужно 3-4 блока питания, определяюсь со схемой, узнаю реально ли намотать динамик 500 Ом или купить легче и может буду пробовать для себя лично. Мне советуют мостовую схему, тогда вопрос в высокоомных динамиках остается и можно пробовать намотать согласующий даже.

Abbasz = ОТЛ это большие габариты, сильный нагрев и очень низкий кпд. Если эти проблемы не страшны – то без проблем, тем более лампы для ОТЛ очень дешевы. Вот этот усилитель, уж не знаю, то ли это мост на КП с динамической нагрузкой, то ли обычный каскад с динамической нагрузкой, но я его питал от трансформатора, напрямую от сети побоялся. Там правда не лучший фазоинвертор, так что схема скорее для размышления, чем для повторения. В диагональ моста включается автотрансформатор.

 

Сравнение ОТЛ и трансформаторного усилителя

 

Agats = Как понял вариант с СРПП отпал, тогда два варианта на выбор или мостовая на 6н5с или на трех 6080, 6с33с не хочу, думаю хватит мини монстриков 6080. Что ж, если делать на трех 6080, то нагрузка в 16 ом как бы радует.

valeriy vanzha = Мне кажется три лампы в параллель не дадут утонченности звучания, в общем, смотря что вы на этом УМ будете слушать. Ну и поиграться с акустикой тоже не получится, эти высокоомные динамики будут как гири на ногах – навсегда.

Abbasz = Вопрос упирается только в практику. Нивелирует или нет – можно ответить, сравнив два усилителя, и несложно предсказать, что никогда не будет так, чтобы одна схемотехника всегда побеждала другую при любых условиях, всегда будет побеждать не схемотехника, а лучшая реализация. В первом случае атаку смажет трансформатор, во втором лампы в параллель. Единственное что можно предсказать – 2а3 с трансформатором будет звучать более полетно и воздушно, а 6080 более приземленно и широко, может чуть более тяжеловесно, но с лучшей передачей ширины и глубины пространства. Однако эти нюансы относятся к первым уровням восприятия и не определяют качество восприятия музыки через технику. Так что, какой аппарат будет лучше реализован – тот и будет предпочтительным по субъективному восприятию. А если оба будут хорошо реализованы – то мнения разделятся поровну, в соответствии со вкусами слушателей, с их внутренними слуховыми установками.

АМЛ ведь писал – если схема проста и коротка, и не содержит ОС, то она не имеет большого значения, все определяется компонентами, которые будут использованы для материализации идеи. Отбросив заведомо ущербные варианты (двухтактный катодный повторитель), остальные вполне можно рассматривать. Кстати, автотрансформатор 3 к 1 тоже будет намного прозрачнее выходного трансформатора 20:1, и намотать первый куда проще. Если в первой схеме применить автотрансформатор, то и лампы параллелить не нужно, акустика то у вас чувствительная.

Aovox = Делюсь опытом ОТЛ, когда я работал с Грибановым мы собрали эти монстристские моноблоки на 6п45с, в количестве 6 штук т.е. 3 пары. Данные аппараты были проданы и до сих пор работают, поменяв нескольких владельцев. Чуда не случилось, они играли очень похоже на транзисторные, и фантастическим звуком не выделялись, нечто среднее получилось между транзистором и лампой. А до того, как я с Грибановым познакомился он выпускал серийно стерео усилители на 6с33с с названием "Арктика". На вопрос – почему Арктика? Отвечал, что данные аппараты предназначены для отмороженных аудиофилов, зацикленных на бестрансформаторности. Он их тогда сделал штук десять... Короче, после прослушивания нескольких аппаратов на 6с33с и п45с я в них разочаровался...

Abbasz = Не знаю, я много раз делал ОТЛ, в основном для наушников – при хороших материалах слышны плюсы и превосходство над традиционным трансформатором, а минусы определяются только лампами и питанием. Потому и не сделал до сих пор ни одного трансформаторного усилителя для наушников, потому что конкуренции с ОТЛ они не выдерживают и сам по себе трансформаторный выход для ушей не имеет смысла – качество изначально лимитировано. При создании ОТЛ УМ видимо проблемы гипертрофируются, плюс разработчики не используют винтаж. Только этим могу объяснить неудачи. У меня ОТЛ на 6П18П пел очень задушевно и красиво.

Все надо пропускать через свое сознание, я никогда никому не верил на слово, даже АМЛ-у. Пока сам не убедился, что предлагаемое работает. Все что сказано, где-то и кем-то, без собственной практики и собственных впечатлений есть ничто, какие бы громкие имена за словами не стояли. В тех областях в которых я в свою очередь ноль, конечно я слушаю профессионалов. Но в звуке – никого, кроме себя. Уж больно материя эта субъективна.

 

Винтажные электролиты

 

ВАР = Аббас, а как в вашей практике показали себя электролиты от Ниппон Чемикон? Джапань вроде как... На вид неказисты, обычно серия состоит из 3-х букв. Распознаются по логотипу в виде таблички с зубчиками.

Abbasz = Они разные бывают, в старых Пионерах и Денонах встречаются ниппоны с золотистой надписью на коричневом корпусе. В старых вертикалках и Филипсах встречаются черные ниппоны, в отсеке питания и в самом плеере. В Маранц сд-94 и филипс сд-960 два больших ниппона какой-то элитной серии стоят на аналоговую часть – эти так хороши, что менять их на что-то другое не то чтобы не обязательно, а даже вредно.

Если это винтаж 80-х годов, например, те черные, из Филипсов, то это очень прозрачные и ровные конденсаторы, я их даже в продвинутых устройствах использовал. Если 2000-х именно коричневые, то они часто бывают туповатыми по верху, а в СЧ области – ничего особенного, без магии и выразительности. Короче, все решает год и серия, играют они в широком диапазоне качества, от "превосходно" до "никак". Но такой динамики как у блек гейтов – нет ни у каких электролитов. Динамика, это слабое место любых электролитических конденсаторов. Еще покупал китайские подделки под ниппоны, эти играли безобразно. Признак – неровный край термоусадки на макушке и невероятно мутное звучание.

 

Выбор ламп для ОТЛ

 

Agats = Очень странный звук у 6с33, 6н13с куда интересней, я правильно понял, 4 двойных триода (верх или низ, неважно) по 400 Ом, получается выходное 50 Ом? И нагрузку можно 25 Ом цеплять тогда? Но с запараллеливанием 8 триодов увеличиваются нелинейные искажения?

Abbasz = Выходное сопротивление каскада на одном триоде 6080 в двухэтажном включении (по половинке в каждом этаже) порядка 100 Ом. Могу сказать, что такой каскад качает нагрузку от 30-50 Ом при все еще терпимых искажениях. Это конечно далеко не оптимальный режим в плане НИ. А вот 600 омный динамик – как раз, оптимальная нагрузка, лучше не бывает. Чтобы качать акустику 16 ом, надо включить два триода в параллель, в верхнем этаже и два в нижнем, а еще лучше две лампы в верхнем и две лампы в нижнем (по 4 триода на каждом уровне). Тогда выходное сопротивление будет сопоставимо с импедансом акустики и можно прогнозировать более-менее корректную работу.

Если же применить автотрансформатор, то достаточно двух ламп на канал, каждая включена СРПП, по половинке в каждом этаже, с мостовым включением автотрансформатора между двух ламп. Мне кажется гнаться за чистым ОТЛ тоже не совсем целесообразно - проще где -то между остановиться. Автотрансформатор очень прост в намотке. Проще чем дополнительные лампы и мощный БП на 800 мА выпрямленного току в анодной цепи!

С запараллеливанием 8 триодов нелинейные искажения увеличиваются при неизменной нагрузке. Лампа, которая получилась, эквивалентна лампе с внутренним во столько раз меньше, сколько ламп запараллелили, увеличилась альфа, а вместе с этим уменьшились искажения. Проблема параллельных ламп в другом – много параллельных путей сигнала, это некоторое размывание фронта звука, которое слух всегда замечает. Это как при ОППВ запараллелить половинки кенотрона – всегда слышно. Иногда это идет на пользу, иногда во вред. Многожильный кабель улучшает восприятие музыки, к примеру, а моножила в межблочных соединениях "торчит".

Последняя схема ОТрассчитана на нагрузку 32 Ом, она 50-х годов. Я ее тоже делал, но она с обратной связью. Лампы 6080 позволяет получить такое же выходное сопротивление без обратной связи. Эту схему на 6П18П можно использовать для наушников, разорвав цепь ОС.

 

Опубликовано:
aovox
Усилитель ОТЛ под высокоомные динамики - 1
Усилитель ОТЛ под высокоомные динамики - 1

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor