Виброподвесы которые были применены для подвески фальш стен стен в домашнем кинотеатре
Виброподвес для стен домашнего кинотеатра
Стандартная сверху и правильная с точки зрения акустики - снизу, схема расположения виброподвесов на потолке
Стандартная сверху и правильная снизу, схема расположения виброподвесов на потолке
Слева стандартное расположение виброподвесов на потолке, справа по золотому сечению, разбивающему резонансы в комнате домашнего кинотеара
Слева стандартное расположение виброподвесов на потолке, справа по золотому сечению
Начало работы по закреплению виброподвесов на потолке, точки их фиксации рапределены по золотому сечению
Начало закрепления виброподвесов на потолке, точки рапределены по золотому сечению

Перечень работ, освещенных в статье

 

 

Ошибка при монтаже подвесов на стены

 

При установке виброподвесов на стены была допущена ошибка. Ну как ошибка... Фирма, производящая виброподвесы ошибкой это не считает, хотя с точки зрения акустики и «разбивания резонансов» нужно немного отходить от их рекомендаций.

По рекомендации производителя, виброподвесы для крепления вертикальных стоек под ГКЛ на стены устанавливались через равные расстояния. Объясню, почему нужно было делать не так, как было нарисовано в монтажной схеме:

Листы ГКЛ закрепленные на виброподвесах образуют между точками крепления одинаковые по форме и площади поверхности, которые имеют определенную частоту резонанса. И таких поверхностей набирается 40-50. При работе звуковой системы поверхности начинают вибрировать с пиком колебаний на своей резонансной частоте. Если таких поверхностей несколько десятков, вибрации складываются и частоте 30-60 Гц появляется неустранимый пик, хорошо различимый на слух. Правда становится заметен он при достаточно большой громкости звука с обилием басов.

Для устранения этого явления лучше крепить виброподвесы на разных расстояниях, чего в случае со стенами сделать было невозможно т.к. рабочие их поставили и закрыли «пирогом» из звукоизоляции и гипсокартона до моего приезда. Пришлось компенсировать этот пик наружными методами.

 

Установка подвесов и 1 части звукопоглотителя на потолок

 

В отличие от стен виброподвесы на потолок были установлены на разных расстояниях. С прорабом по этому поводу пришлось провести «незримый бой» т.к. уход от кратности и одинаковости расстояний при работе под потолком это дополнительная нагрузка на рабочих.

Виброподвесы на потолке мы расположили в шахматном порядке с расстояниями между точками крепления, равными 1,618, что соответствует «золотому сечению». Для справки: Корпуса акустических систем с соотношением сторон, равным золотому сечению дают наименьшие резонансы и соответственно – призвуки. Это явление довольно часто применяется производителям акустики при серийном выпуске. Оно было известно начиная с 1500 годов и учитывалось при построении храмов и концертных залов средневековыми архитекторами.

 

виброподвесы на потолок домашнего кинотеатра

 

Сквозь виброподвесы на потолок была надета звукопоглощающая минеральная вата и на них, через демпферную ленту укреплены – металлические П-образные профили. Моя рекомендация, применить вместо металла деревянные бруски поддержки не нашла, гипсокартон решили крепить традиционно.

На П-образные профили в два слоя были нашиты гипсокартонные листы. Для монолитности слои ГКЛ проклеивались. После зашивки потолка гипсокартоном, до установки наружного звкопоглощающего слоя я еще раз приехал на объект и «простучал» потолок, а для сравнения «простучал» и стены. Вместе со мной «дедовский» метод проверки резонансов и дребезгов опробовали хозяин с прорабом.

Может я сужу предвзято т.к. это я предложил асимметрию креплений, но «отзвук» от потолка был раза в два-три меньше, чем от стен. Это при том, что площадь потолка в 3-4 раза больше чем у любой из стен и резонировать потолок, теоретически должен сильнее. При довольно сильном простукивании он был почти «мертвым», если сравнивать отзвук от него и от стен.

 

Наружный звукопоглотитель и декоративные панели

 

После «ручного» испытания потолка на отсутствие дребезга, зал был дополнительно проверен хозяйским сабвуфером... Результатом я остался доволен – находиться в комнате домашнего кинотеатра с голыми «гипсокартонными» стенами и потолком было необычно комфортно. Как правило, на этой стадии ремонта комната «подгуживает» и в ней гулко или звонко, здесь же было приятно находиться и разговаривать, как будто по стенам висели тяжелые портьеры.

Поверх двойного гипсокартона набили деревянные рейки, между которыми уложили слой звукопоглотителя толщиной 40 мм. Минеральную вату закрепили шнуром, пристрелив его скобками к брускам. Ту же процедуру проделали и для стен. Бруски для крепления декоративных панелей хотелось расположить по золотому сечению, но было ограничение: Размеры звукопрозрачных плит были одинаковыми, а резать их владелец не желал. Решили не заниматься «фигурным вырезанием» и укрепить наружные панели как есть.

Поверх минеральной ваты уложили пылезащиту т.к. без нее через микроотверстия наружных акустических плит зал бы запылился через пару часов работы акустики.

Для наружной отделки потолка и стен применили звукопрозрачные панели, имеющие форму спрессованной лапши. Они не так дешевы, но имеют идеальную геометрию и могут быть окрашены в любой цвет.

Альтернатива таким панелям – деревянные рамы с натянутой на них трикотажной тканью. Их задача – пропускать звуковые волны к внутреннему поглотителю. Вариантов по отделочным материалам было довольно много, это перфорированные деревянные панели, перфорированный гипсокартон, ткань на рамах, «лапша» и т.д. Заказчик остановил свой выбор на этих панелях, как наименее трудоемких для реализации и монтажа, хоть я и предлагал потолок и стены сделать не одинаковыми.

Кстати, тут он оказался прав т.к. на потолок было установлено «звездное небо» и волоски – световоды выведены через просветы «лапши» без сверления тысяч отверстий. После окраски потолка кончики световодов были обкусаны и на черном фоне стали совершенно не заметны.

Для создания на стенах «рельефа» под часть наружных звукопрозрачных панелей установили дополнительные рамки из брусков.

С окраской пришлось промучиться т.к. традиционные краски на шероховатой поверхности звукопрозрачных панелей давали эффект «дешевого» внешнего вида. Первоначально краска на звкопрозрачных панелях плохо держалась, а так же требовала подбора колера и покрытия лаком. После экспериментов и с подбором цвета и «блеска» остановились на комбинированном покрытии из темно серой краски и матового лака. Вид получился вполне пристойный, и на мой взгляд ничуть не хуже, как если бы применили деревянные рамы с дорогой тканью.

 

Кронштейны для колонок и проектора

 

Так как заказчик в новом зале решил поставить свою прежнюю акустику, для ее крепления сварили кронштейны из нержавейки. Ранее 4 тыловые колонки крепились на телевизионных кронштейнах к стенам. Кронштейны были подвижными и не слишком надежными, и их решили заменить на более основательную конструкцию. Материал для новых кронштейнов применили тот же, что и для каркаса вогнутого экрана. Кронштейны для тыловых колонок представляют собою трубы с подваренными под углом площадками. Трубы проходят сквозь звукопоглощающий пирог потолка и закреплены на перекрытии. Колонки на площадки устанавливаются ВЧ динамиком вверх. Акустические кабели проходят внутри труб и выходят в их нижней стороне через боковое отверстие.

Кронштейны под колонки Долби Атмос не делались т.к. сами АС представляют собою скошенные плоские ящички, предназначенные для установки на верхнюю панель обычных колонок либо на стену. С монтажом Долби Атмосов на потолок возникла проблема т.к. никаких крепежных элементов на их задних панелях кроме 4-х резиновых ножек не было. Пришлось вывинчивать основные динамики и сквозь заднюю стенку корпуса притягивать их длинными саморезами к «закладным», предусмотрительно установленным прорабом под звукопоглощающим пирогом.

 

Кронштейны колонок и проектора в домашний кинотеатр

 

Кронштейн для проектора был так же сварен из нержавеющих труб и площадки. Вопреки распространенной практике крепежа проектора за дно на одноопорном кронштейне с подвесом его к потолку «вверх ногами» наш был уложен на площадку, имеющую 4 точки крепления к плите перекрытия. Кронштейн получился чрезвычайно жестким, что есть «гуд» для стабильной фокусировки луча на экране.

С этим кронштейном я допустил небольшой прокол т.к. не задумался про то, как зафиксировать сам проектор, с возможностью регулировки его положения. Мы этот ляп с владельцем нашли, и он подварил на площадку проходные втулки с резьбой, в которые вкрутил болтики. Фиксация проектора на площадке стала «мертвой», плюс – появилась возможность точной подстройки его положения относительно экрана.

Для фронтальных верхних колонок и двух центральных каналов так же изготовили кронштейны из нержавеющих труб и площадок. Кронштейны верхних фронтальных каналов закрепили к потолку, а конструкцию для двух центров установили на пол.

 

Выгородка для аппаратуры и сабвуфера

 

Во время проектирования зала хотели расположить стойку с аппаратурой у левой стены. Потом не помню уже кому, пришла в голову правильная мысль – сделать справа от экрана выгородку, которая бы делала помещение более не менее симметричным относительно продольной оси. Изначально зал домашнего кинотеатра представлял собою прямоугольник с двумя срезанными углами с левой стороны комнаты (у экрана и сзади) и «аппендиксом» за зрительскими местами, который мы в последствие отгородили тамбуром.

Устройством тамбура помещение домашнего кинотеатра привели в относительно «прямоугольное» состояние и строительство выгородки теперь напрашивалось само... Справа от экрана отделили участок шириной 0,6 метра и глубиной более 2-х метров. Поставили каркас из бруса и зашили его все теми-же звукопрозрачными плитами. Для супер-сабвуфера (подробное его описание можно найти в следующей части статьи) оставили нишу, для стойки с аппаратурой тоже. В эту же нишу строили глушитель шума приточного вентилятора и скоммутировали в ней всю электро, видео и звуковую проводку. Сбоку выгородки предусмотрели дверцу, для того чтобы обеспечить доступ к задним панелям электроники и всевозможным разъемам и кабелям.

Стойку для техники применили промышленную, предназначенную для установки электроники шириной 480 мм. Габариты стойки 600х600х1300 мм. В последствие аппаратуру закрыли дверцей из затемненного стекла (чтобы светодиоды на включенной аппаратуре не раздражали зрение).

 

Декоративное освещение

 

  1. Я опасался, что звездное небо при столь небольшой высоте потолка будет смотреться как яркий «блин». Но на практике, оно выглядит просто замечательно. Через естественные отверстия в звукопрозрачных декоративных плитах, не просверлив ни одного отверстия, получилось вывести больше тысячи световодов.  Жгут световодов подключили к мини проектору, что позволила создавать на потолке произвольные цветные картинки;
  2. По периметру выступающих на стенах элементов были проложены светодиодные ленты, позволившие визуально «оторвать» окрашенные темно бордовой краской квадраты и прямоугольники и, как бы – подвесить их в воздухе. Это усилило объемный эффект и создало в комнате некое подобие звездолетно космической атмосферы. По периметру зала между стенами, потолком и полом так же установили светодиодные ленты очерчивающие контуры зала. Стены получились «парящими» в пространстве.
  3. На потолке установили 6 точечных источника света, направив их вниз. Для устранения «засветки потолка» светильники укрепили с выносом;
  4. На стенах так же установили декоративные бра с направлением засветки вверх и вниз. Особенность монтажа всех светильников, свет от них направлен на стены, либо вниз и не раздражает зрение;
  5. Управление светом производится по нескольким программам. Реализованосинхронное включение аппаратуры и медленное затухание света через 10 минут. Посему через 10 минут? Так захотел заказчик, ему не комфортно было сразу оказываться в темноте, когда требовалось время для выбора фильма;
  6. В момент моего последнего приезда на объект система освещения, да и все остальное работало без нареканий, а заказчик собирался поставить по периметру экрана обратную подсветку по подобию системы Эмби-лайт, применяемую в телевизорах Филипс.

 

декоративное освещение домашнего кинотеатра

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Домашний кинотеатр в Кременчуге - Часть 3
Домашний кинотеатр в Кременчуге - Часть 3

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor