Фильтр колонки центрального канала jbl-es25c немного проще по схеме чем у кроссовера полочника jbl-es20
Фильтр центрального канала jbl-es25c проще кроссовера полочника jbl-es20
Характеристики полочников jbl-e20 и центральных каналов jbl-ec25 с одной пищалкой, это предыдущая модификация колонок, которые я переделывал jbl-es20с с jbl-es25c
Параметры полочников jbl-e20 и центральных каналов jbl-ec25 это предыдущая модификация с одной пищалкой
Готовые кроссоверы для центральных каналов jbl-es25c катушки - воздушные, конденсаторы - металлобумажные
Готовые кроссоверы для центральных каналов jbl-es25c
Заводской фильтр от акустики центрального канала jbl-es25c к динамикам и входным разъемам идут многожильные провода сечением до 1 кв мм
Заводской фильтр от акустики центрального канала jbl-es25c

Новый кроссовер центрального канала JBL es25c

 

После переделки шести полочников JBL es20 я взялся за два центральных канала JBL es25c. А два их в систему домашнего кинотеатра установлено было из-за того, что один имелся в наличии, и менять его на более мощную колонку заказчик не хотел. Звукового давления в голосовом диапазоне с пяти киловаттным сабвуфером у одного бюджетного центра явно не хватало. Вот я и предложил дополнить систему таким же и расположить их стопкой по центру звукопрозрачного экрана.

Данным действом мы "нашли" дополнительных 6 дБ в среднечастотном диапазоне: Три из-за удвоения подводимой мощности и три из-за увеличения площади диффузоров. Это примерно. Но орать стало громче в два раза и без искажений. Я проверял один и два центральных канала на звук. Подавал ватт 150, вроде ничего не развалилось – и сцена осталась на месте и частотный баланс сохранился. Низов стало чуть больше от пары и голос из них начал идти с более грудными нотками.

 

Корпус акустической системы

 

Корпус центрального канала JBL es25c оказался таким же качественным, как у полочника JBL es20. МДФ из которого он сделан – очень плотный, вкрутить саморезы для фиксации в корпусе нового кроссовера у меня получилось только силовой отверткой. Внутри корпуса с двух сторон от накладки с пищалками стоят переборки с отверстиями, выполняющие функцию ребер жёсткости. При простукивании JBL es 25c похожа на цельный кусок дерева, а не на ящик. Монолит... Для такой бюджетной АС, это даже – некоторый перебор. Акустическое оформление центральных каналов – фазоинвертор низкой добротности с выходом порта назад.

Разобрав центральный канал и заглянув внутрь, я зауважал фирму JBL ещё больше. Переделывать акустические системы этого бренда мне доводилось не часто и как сделаны колонки других серий, не очень помню. Но вот бюджетная линейка es20, 25, 30, 80 и 100 сделана очень хорошо. Это касается корпусов и частично – динамиков, но не фильтров. Кросоверы во всех них – это мрак по «мусорности» деталей при довольно продвинутой схеме. Создаётся впечатление, что в приоритете у JBL деревянные изделия хорошего качества с максимальной экономией на металле и меди. Обычно плохо или хорошо делается и то, и то, а тут – корпуса почти идеальные, а детали в кроссоверах полное д...рьмо.

 

Динамики

 

В центральном канале JBL es25c установлена такая же пара пищалок, как в полочнике JBL es20 и напольных колонках JBL es80. Только частоты раздела и схемы кроссоверов в них немного различаются.

В качестве основных, здесь установлена пара одинаковых по виду 5-ти дюймовых НЧ/СЧ головок. Кстати, обозначения на паре динамиков – разные. Я думаю, что и характеристики их немного отличаются между собой, скорее всего – не одинакова резонансная частота и добротность. Это для того, чтобы чуть разнести "горбы" на их суммарной АЧХ. На идентичность резонансной частоты динамики я обычно определяю не прибором, а постукивая по магнитам и приложив ухо к диффузорам. При близкой резонансной частоте отзвук у них одинаковый и ухо слышит его сразу. Здесь же пара головок звучала явно по-разному, и у одной и у другой колонки.

Сами динамики по виду практически такие же, как в полочниках JBL es20. Диффузоры полипропиленовые с тонким слоем металла снаружи и подобием бумаги изнутри. Похоже, что это все-таки сэндвич, а не пластик в чистом виде. Магниты феррит-бариевые сдвоенные. Как и в полочниках, они закрыты металлическими колпаками. Прикручены динамики к корпусу шестью саморезами с головкой под шестигранник. Посадка динамиков плотная, через уплотняющие резинки.

Пара пищалок es 25c такая же, как у полочника JBL es20 с такими же частотами раздела, размерами куполов и магнитными системами. ВЧ секция центрального канала JBL es 25c имеет две пищалки разные по конструкции и диапазону воспроизводимых частот. Титановая работает от 3,5 кГц и где-то до 20 кГц. Вторая пищалка – супертвиттер, работающий от 12 кГц и до ультразвука, имеет купольную майларовую диафрагму и рупорок с центральной пулей.

Я их обе проверял генератором подставляя микрофон с милливольтметром чуть не под мембраны. Сам я слышу до 18 кГц, но стрелка вольтметра отклонялась и на 18 и на 20 килогерцах (Отдельно АЧХ пищалок я не измерял). По сравнению с предыдущей версией центрального канала с ВЧ звеном, состоявшем из одной пищалки, этот тандем играет легче и воздушнее.

 

Заводские кроссоверы

 

Штатные фильтры, установленные в центральных каналах по схеме и деталям от кроссоверов полочников немного отличаются.

В низкочастотном звене они проще, тут нет фильтра пробки из конденсатора, катушки и резистора. НЧ секция представляет собою фильтр второго порядка и состоит из индуктивности 0,76 мГн последовательно с двумя динамиками и блокировочного конденсатора ёмкостью 9 мкФ параллельно им. Головки включены параллельно. Катушка намотана, как и везде: тонким проводом на железе, конденсатор – миниатюрный неполярный электролит. Частота обреза НЧ секции фильтра 3,5 кГц.

ВЧ секция состоит из двух звеньев второго порядка, включенных параллельно. Пищалка, работающая в диапазоне 3,5-20 кГц питается через электролитический конденсатор ёмкостью 2,7 мкФ и десятиватный керамический резистор номиналом 5 Ом. В точку соединения резистора и конденсатора подключена блокировочная катушка индуктивностью 0,38 мГн.

СВЧ пищалка подключена к двухзвенному фильтру из электролита ёмкостью 2,4 мкФ и блокировочной катушки индуктивностью 0,03 мГн. Последовательно с конденсатором стоит гасящий резистор мощностью 10 Вт и сопротивлением 4 Ома. Работать она начинает с 12 кГц и до ультразвука.

ВЧ звенья кроссовера в центральном канале JBL es 25c реализованы правильнее, чем в полочнике JBL es20. Здесь резисторы, включенные последовательно с пищалками имеют сопротивление в два раза меньше, чем в сателлитах. А значит на них падает меньше ВЧ сигнала и чувствительность центрального канала получается выше, чем у полочника децибелла на 2-3. Это и понятно, в JBL-es25c стоит два НЧ/СЧ динамика, а значит площадь излучения у них в два раза выше. Соответственно и мощность к ним можно подвести в два раза больше.

Печатная плата штатного кроссовера сделана хорошо. Дорожки максимально широкие, текстолит толстый, покрыт маской. Дальше начинаются стандартные проблемы: две из трех катушек намотаны проводом диаметром 0,75 мм на железе, третья вообще "волоском" 0,4 мм. Ну и традиционно – три электролита, плюс два китайских "цементных" резистора. Провода, подключающие динамики к кроссоверу – многожильные, сечением около 0,7 кв.мм.

 

Новый кроссовер

 

Собран на плате из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм навесным монтажом. Катушки намотаны литцендратом состоящим из пяти жил диаметром 0,78 мм. Суммарное сечение провода низкочастотной катушки 2,5 кв.мм, что в пять раз больше, чем у заводской. Две катушки в ВЧ звеньях кроссовера так же намотаны литцендратом, в них по три жилы диаметром 0,78 мм.

Все конденсаторы – раздетые МБГО с шунтами из полистирольных к71-7 ёмкостью в 10 % от основного. Резисторы – самодельные, изготовлены из константановой жилы диаметром 0,9 мм.

В новых кроссоверах минимизировано количество паек и переходов. Выводы низкочастотной катушки одновременно являются проводами, подключающими динамики и входные терминалы к кроссоверу. Таким образом я уменьшил количество паек только в одном звене на 6 штук.

С ВЧ секциями аналогичная история. Там выводы константановых резисторов одновременно служат проводниками, подключающими пищалки у кроссоверу и разъемам. Посчитал, насколько я укоротил тракт и без скольких паек удалось обойтись. Получилось, что сэкономил до 20 контактных переходов только в одной колонке.

Все элементы отслушал и установил по направлениям контуров Степичева, по более глубокому и комфортному звучанию.

Из проблем, которые возникли по ходу переделки. Кроссоверы не влезли в колонки. Корпуса оказались зауженными к задней стенке, плюс – мешали две переборки. Пришлось пожертвовать внешней прямоугольностью плат и подрезать их под трапецию.

 

Про звук

 

А вот звук у центральных каналов мне понравился больше чем у полочников. С чем это связано я не знаю, но играть JBL es25c стали очень хорошо. Особенно это заметно на вокале и речи. Полностью ушла гнусавость на середине и жесткость на ВЧ. Бас стал заметно глубже, и это при тех же динамика и корпусах. Пропало бубнение, которое провоцируется маленькой катушкой с высоким активным сопротивлением. Это слышно практически во всех заводских колонках, где НЧ индуктивность намотана проводом малого сечения на ферромагнитном сердечнике.

Я сравнивал звук центрального канала со звуком полочной АС на музыкальном центре. Центр сыграл лучше, хотя по теории не должен был, т.к. он не для этого предназначен.

После апгрейда водрузил две JBL-es25c на специально сваренную двухэтажную напольную подставку. Подставку заказывал клиент по своим эскизам.

После центральных каналов я поменял кроссоверы в 4-х колонках Долби Атмос. Про это в следующей статье.

Теперь имею удачный опыт апгрейда трёх моделей акустических систем кинотеатральной линейки JBL-ES. Это напольные трехполосные JBL es80, полочные JBL es20 и центральные каналы JBL es25c. Переделано было10 штук и все они попарно сравнивались как с заводскими, так и со вторыми переделанными (на идентичность тонального баланса, чувствительности, фазировку и т.д.).

JBL-и оказались благодарными на «апгрейд». Заиграли они не в пример лучше заводских. Слышал разницу не только я, а ещё несколько человек. В общем – опыт есть, схемы есть, методика улучшения звучания тоже есть. Можно это дело применять серийно.

В системе не у дел остался 150-ти Ватный сабвуфер. Что с ним делать я не знаю, думаю, что ему апгрейд "что мертвому припарки". С сабвуферами мои методы не стыкуются.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Новый кроссовер центрального канала jbl es25c
Новый кроссовер центрального канала jbl es25c

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor