На днях установил новые кроссоверы в 6 полочных колонок jbl-es20, четыре из них - тыловые и две верхние фронтальные
Переделал 6 полочных колонок jbl-es20, четыре тыловых и две верхний фронт
Полочные колонки jbl-es20 фактически - двухполосные с двумя пищалками на разные участки частотного диапазона
Полочники jbl-es20 фактически - двухполосные с двумя пищалками
Коссовер колонок jbl-es20 сделан конструктивно довольно неплохо, но традиционно для производителей акустики - собран на дешевых комплектующих
Коссовер колонок jbl-es20 конструктивно неплох, но собран на бюджетных деталях
Пять новых кроссоверов для полочных колонок jbl-es20, вообще-то их шесть, еще один я забыл сфотографировать
Пять новых кроссоверов для полочных колонок jbl-es20

Новый кроссовер jbl es20

 

Опишу апгрейд полочных акустических систем, который я делал около 3-х месяцев назад своему клиенту. Я ему сдал в эксплуатацию зал домашнего кинотеатра с полной перестройкой помещения и звукоизоляцией его от жилой зоны дома. До этих полочников я ему уже переделал две напольные колонки, о чем можно почитать, перейдя по ссылке (ссылка).

Собственно, сам клиент – человек щепетильный и привык убеждаться в том, что если ему что-то предлагают, то оно будет лучше, чем у него есть сейчас. Так было при переделке его напольных акустических систем JBL es80. Я менял кроссоверы в них по очереди и вслепую предлагал определить, какая колонка играет, штатная или с новым фильтром. Переделанный вариант он определил и предпочел АС со штатным кроссовером сразу. С полочными JBL es 20 я сделал то же самое. Переделал одну колонку, поставил ее рядом с нетронутой и включал их по очереди. Как и в прошлый раз он выбрал JBL es20 с замененным кроссовером мгновенно, после чего дал добро на переделку остальных АС, а было их 6 штук.

Если напольные JBL es 80 мы сравнивали в основной системе, то полочники JBL es 20 подключали к мини комплексу Teschnics, т.к. в зале домашнего кинотеатра полным ходом шёл ремонт. Разница в звуке между JBL es20 со штатным и новым кроссоверами была явно больше, чем между напольниками.

Я заметил, что чем бюджетнее колонки, тем сильнее улучшается их звучание после апгрейда. Двухполосные полочники в этом отношении благодарнее полноформатных АС. Они перестают гнусавить, пропадает «бубнеж» и появляется полноценный бас. Низ у них становится почти таким же, как у напольных колонок с НЧ динамиками в два-три раза большего размера. Сей феномен я до сих пор не разгадал, но имел возможность его наблюдать уже раз тридцать, по количеству переделанных полочных акустических систем всевозможных производителей. Вот и здесь небольшие мониторы с ценой в ритейле чуть больше 150 $ за штуку и основным динамиком в 5" забасили, как напольники с НЧ головкой в 6,5-8 дюймов... Однако – феномен!

 

Про JBL es20 подробно

 

Про колонки, которые я переделывал: Это крепко сбитые мониторы в фазоинверсном оформлении, с основным динамиком калибром 5". Вместо одной пищалки, как это было у предыдущей версии JBL e20, в этих стоит пара твитеров. Одна из пищалок начинает работать с 12 кГц, а частота раздела между НЧ/СЧ и ВЧ звеньями – 3,5 кГц.

Низкочастотный динамик имеет штампованную раму и сдвоенный феррит-бариевый магнит. Магнитная система экранирована, что позволяет ставить колонки рядом с кинескопными телевизорами и стеллажами с компакт-кассетами или катушками для магнитофонов. Анахронизм, однако...

Подвес у основного динамика резиновый с довольно большим ходом, на глаз – сантиметра полтора. Диффузор непонятно из чего, то ли пластик, то ли – сэндвич. Снаружи он гладкий имеет пластиковый вид и покрашен серебристой краской. Изнутри шершавый и немного напоминает плотную бумагу. Я читал, что диффузоры динамиков для этой серии делаются из полипропилена.

Пищалки: одна, начинающая работать с 3,5 и до 20 кГц – купольная, имеет алюминиевый излучатель 0,75" и неодимовую магнитную систему. Прелесть её в том, что магнитная система чрезвычайно миниатюрная, что при желании позволяет (в DIV проектах) ставить несколько таких пищалок вплотную друг к другу. При этом номинальная мощность пищалки под 3 Ватта и играет она довольно естественно.

В общем – перспективная штука. Кстати, эти головки есть в продаже на доске объявлений OLX. Вторая пищалка начинает работать с 12 кГц, имеет ферритовый магнит и небольшой рупорок с центральной "пулей" для повышения чувствительности.

Я сравнивал на звук эти колонки с полочниками предыдущей серии с родными кроссоверами. У новых по воздушнее верх, но не принципиально. Так что не знаю, оправдано ли было усложнение АС этой серии установкой двух пищалок, вместо одной. С точки зрения маркетинга – да т.к. фирма может объяснить появление новой серии таким "усовершенствованием". С точки зрения звука – не уверен.

Корпус у JBL es 20 сделан ну очень хорошо, если сравнивать его с полочниками других производителей. Например, Heco music style 200 при примерно равных с JBL габаритах склеен из достаточно рыхлого МДФ в который можно вкрутить саморез обычной отверткой. В JBL материал ящика настолько плотный, что отвёртка с саморезами не справляется. Для того, чтобы закрепить платы с новыми кроссоверами мне пришлось пользоваться силовой отверткой с Т-образной ручкой и ключом с трещоткой. В корпуса JBL es20 вклеены фигурные перегородки с отверстиями, выполняющие роль ребер жесткости. В общем по мониторам es20 сразу виден уровень фирмы. Я даже зауважал JBL, хотя относился к ним раньше довольно индифферентно.

 

Штатные кроссоверы

 

Как и ожидалось тут уважаемые JBL сэкономили по максимуму. При довольно продвинутой схеме, детали кроссовера не выдерживали никакой критики. Так: все конденсаторы были электролитическими, три из четырёх катушек намотаны на железе тонким проводом, резисторы – китайская не играющая керамика.

Схему кроссоверов я не копировал полностью, а немного подкорректировал. При макетировании для одного кроссовера я повторил заводскую схему с номиналами элементов, а во втором убрал корректирующую цепь из катушки и стоявшего последовательно с ней резистора. Эта цепь находилась в фильтре низкочастотной головки.

В штатном кроссовере катушка с конденсатором 33 мкФ образовывала низкодобротную фильтр-пробку, убиравшую провал на частоте 350-400 Гц. С новым кроссовером на этой же частоте, где было ровно, образовался небольшой горбик. Причина видимо в том, что активное сопротивление новой НЧ катушки, установленной последовательно с основной головкой меньше, чем у штатной, а добротность – выше. Когда я отключил корректирующую цепь и пару последовательно включенных электролитов заменил на один металлобумажный конденсатор, горбик на АЧХ пропал, звук лишился бубнения и стал приятно басовитым. АЧХ колонки с новым кроссовером оказалась ровной, как было у заводской.

 

Схема заводского кроссовера

 

НЧ/СЧ звено: Последовательно с основной головкой стоит катушка индуктивностью 0,84 мГн и сопротивлением 0,6 Ом. Параллельно динамику стоит два блокировочных электролита номиналами 28 и 33 мкФ. Параллельно конденсатору 33 мкФ подпаяна последовательная цепочка из катушки номиналом 0,44 мГн и резистора 1,5 Ом мощностью 10 Вт. Это трио образует низкодобротный фильтр-пробку, убирающую провал на частоте 350-400 Гц.

ВЧ звено: Состоит из последовательно включенного электролита номиналом 3,8 мкФ и снижающего отдачу пищалки резистора сопротивлением 10 Ом мощностью 10 Вт. Обидно, когда чувствительность ВЧ головки, вот так "режут" чуть ли не в два-три раза и подгоняют под чувствительность основной головки. Лучше бы поставили в основном динамике вдвое более мощную магнитную систему, чем воровать резистором 3 дБ отдачи по всему диапазону. Применение резистора такого номинала последовательно с пищалкой – лишнее подтверждение ее потенциала. Обязательно попробую применить высокочастотники этого типа в своих разработках.

В точку соединения конденсатора и резистора подключена блокирующая катушка номиналом 0,57 мГн. Вместе с конденсатором она образует фильтр второго порядка с частотой обреза 3,3 кГц. Сверху пищалка ничем не ограничена и работает до 20-22.000 Гц.

СВЧ звено: Начинает работать с 12 кГц (по паспорту), а в реальности несколько ниже. Для среза ниже частоты 12 кГц применен фильтр второго порядка из включенного последовательно с СВЧ головкой конденсатора (электролита) номиналом 1,2 мкФ и блокировочной индуктивности 0,04 мГн. Для подгонки (уменьшения) отдачи последовательно с этой пищалкой включен резистор номиналом 5 Ом и мощностью 10 Вт.

Заводской кроссовер собран на печатной плате и соединен с динамиками "жиденькими" многожильными проводами. Таким же проводом (сечение 0,75 кв.мм.) НЧ секция кроссовера подсоединяется к основной головке. Катушки намотаны проводом диаметром 0,8 мм и сечением 0,5 кв.мм.

Возникает вопрос, зачем тогда подсоединять колонки к усилителю акустическим кабелем сечением 2,5-6 кв.мм. если внутри АС этот кабель переходит в 20 метров провода на катушке с сечением 0,5 кв.мм. и затем в метровые многожильные хвосты к динамикам сечением 0,75 кв.мм?

 

Новые кроссоверы

 

Новые кроссоверы собраны на прямоугольных платах из стеклотекстолита и распаяны навесным монтажом. Из схемы фильтров (по итогам экспериментов со звуком и измерений АЧХ) был исключен фильтр-пробка, настроенный на частоту около 350 Гц.

Три индуктивности намотаны маложильным литцендратом без каркасов и сердечников. Катушки представляют собою "бублики" довольно большого диаметра. Суммарное сечение провода, которым была намотана НЧ катушка около 1,8-1,9 кв.мм, что ровно в 4 раза больше, чем у заводской.

Для литцендрата применен "хвост" из 5-ти проводов диаметром 0,78 мм. Провода отслушаны и уложены в одном направлении согласно контуров Степичева. Катушки для ВЧ и СВЧ звеньев кроссовера номиналами 0,04 и 0,57 мГн намотаны так же бескаркасно и без железа хвостом из 3-х поводов диаметром 0,78 мм.

Вместо электролитов я применил металлобумажные секции, извлеченные из раздетых конденсаторов МБГО. Параллельно им стоят полистирольные шунты к71-7 номиналом в 1/10 от основного. Резисторы самодельные проволочные из винтажного константана диаметром 0,9 мм, намотаны бифилярно.

Кроссовер подключен "безобрывно", т.е. хвосты литцендрата у НЧ катушки сделаны длинными и одновременно служат проводами к 5" головке и входным терминалам. В других местах кроссоверов я так же исключал лишние пайки и переходы с металла на металл.

Так, в СВЧ секции применен не один конденсатор номиналом 1,2 мкФ, а два последовательных, извлеченных из металлобумажных МБГО. Блокировочную катушку я включил в их среднюю точку, как это сделано в напольных колонках JBL es 80 (высокочастотники там точно такие же и частота раздела между ВЧ и СВЧ динамиками тоже 12 кГц). Для исключения лишних паек выводы константановых резисторов служат проводниками, подключающими ВЧ и СВЧ секции кроссовера к входным терминалам. Ну и так далее... Все детали отслушаны и установлены по направлениям.

Сам кроссовер крепится на боковой стенке колонки и "кушает" около 0,5 литра внутреннего объема. На звуке это никак не отражается.

 

Звук

 

Звук JBL es20 с новыми кроссоверами от штатных отличается довольно сильно. Апгрейдированные АС не бубнят и не гнусавят на средних частотах. Звук у них немного ярче, чем у заводских и заметно комфортнее. Высокие примерно такие же. Основное отличие, как и во всех предыдущих переделках – на басах и середине. Субъективно звучание улучшилось раза в два – это моя оценка. В сравнительном прослушивании принимали участие заказчик и его прораб. Оба сказали, что колонка с новым кроссовером играет однозначно лучше заводской. После их одобрения я переделал ещё пять таких же JBL es 20 и два центральных канала JBL e25s.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Новый кроссовер в полочники jbl es20
Новый кроссовер в полочники jbl es20

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor