Пара колонок НЕСО Music style 200 была куплена вслед за Music style 1000 и после замены кроссоверов встала на тыловые каналы ДК
НЕСО Music style 200 были куплены вслед за Music style 1000 и после замены кроссоверов работает в тыловых каналах ДК
Новый аудиофильский и заводской кроссоверы полочных колонок НЕСО Music style 200
Новый и старый кроссоверы НЕСО Music style 200
Принципиальная схема заводских кроссоверов полочников НЕСО Music style 200
Схема заводских кроссоверов НЕСО Music style 200
Колонки НЕСО Music style 200 это двухполосные полочники с основным динамиком 5" и пищалкой с шелковым куполом размером 1"
НЕСО Music style 200 это двухполосные полочники с основным динамиком 5"

Новые фильтры НЕСО Music style 200

 

Клиент заказал в HECO Music Style 200 новые фильтры после того как я ему переделал фронтальные колонки HECO Music Style 1000, центральный канал Paradigm и четыре встраиваемых АС HECO INC-802. Что называется «вошел во вкус». Кстати? он очень щепетильный и после того, как получает колонки с новыми фильтрами самостоятельно лезет внутрь и смотрит, как там все сделано. Это кроме того, что слушает. Про установку новых фильтров в его основную акустику и колонки для Долби Атмос можно почитать, перейдя по ссылкам внизу этого материала.

Собственно, получив полочники на новой почте я залез в их нутро... Все казалось предсказуемым и банальным: штатные фильтры были собраны на небольших печатных платах, механически и электрически закрепленных методом пайки на входных терминалах АС.

 

Штатный фильтр

 

Для снятия принципиальной схемы кроссовера печатную плату от входных терминалов я отпаял. Хорошо хоть инженеры HECO применили непосредственную связь входных разъемов с платой без промежуточных проводов, как это имеет место быть в более дорогих колонках HECO Celan. К динамикам же разделительный фильтр был присоединен многожильным проводом «ноу акустик» сечением 0,75 кв.мм.

На его печатной плате стояли два пленочных и три электролитических конденсатора, три керамических «цементных» резистора маде ин Чайна и три катушки на одинаковых каркасах. Две из них были с металлическими сердечниками. В общем, фильтр представлял собой изделие категории «сверхбюджетный бюджет»...

Пройдусь по деталям:

ВЧ звено кроссовера: Третьего порядка с двумя последовательно включенными конденсаторами и катушкой индуктивностью 0,15 мГн, идущей с их средней точки на землю. Конденсатора три: на входе электролит номиналом 8,2 мкФ, на выходе – электролит на 15 мкФ с блокировочной «пленкой» в одну десятую от его емкости. Для выравнивания чувствительности пищалки и НЧ головки последовательно с входным конденсатором включен резистор номиналом 1 Ом. Схема ВЧ звена фильтра в общем-то стандартная, и применяющаяся повсеместно.

Теперь про «ляпы». Два электролита в цепи пищалки это не «Комильфо», и блокировочная пленка параллельно одному из них, тут не спасает. Хоть частота раздела между НЧ/СЧ и ВЧ звеньями 3 кГц, на пищалку приходится приличная доля звуковой энергии. Навязчивое «сипение» и металлический призвук с такими деталями обеспечен. Ничто не мешало поставить в эту цепь нормальные полистирольные или полипропиленовые конденсаторы, которые совсем не дороги. Номиналы здесь совсем небольшие. Но... сэкономили, и поставили сверх дешевые электролиты. Резистор, через который идет все ВЧ естественно самый дешевый, и неиграющий – китайско цементный. Катушка – это вообще высший пилотаж экономии, она намотана алюминием вместо меди... Узнал я про это случайно, отпаяв ее для измерения индуктивности. Назад припаять не смог, а так хотелось оставить кроссовер аутентичным и продать его на ОЛКС или Е-бее хоть за 5 долларов.

НЧ/СЧ звено кроссовера: Состоит из входного фильтра пробки на катушке индуктивности 0,39 мГн с конденсатором 68 мкФ и включенным параллельно им резистором 2,7 Ома. Фильтр пробка настроен на резонансную частоту динамика и убирает на АЧХ «горб», резистор параллельно – уменьшает добротность. После фильтра пробки последовательно с динамиком стоит катушка номиналом 0,56 мГн, а параллельно ему – блокировочная цепочка из электролита 27 мкФ и резистора 0,7 Ом. Т.е. на СЧ/НЧ имеем второй порядок кроссовера с крутизной среза 12 дБ на октаву.

По деталям: Обе катушки намотаны проводом 0,7 мм на железных сердечниках. Конденсаторы естественно электролитические, резисторы – та же китайская керамика.

Ляпы такие: электролиты дают «сипилявый» голос у исполнителей и «синтетику» в самой информативной части частотного диапазона. Катушки на железе, это искажения на большой громкости из-за насыщения сердечников. Тонкий провод дает повышенное сопротивление и раздемпфирование основного динамика, что приводит к «болтанию» диффузора и затянутому басу. Провод, которым были намотаны катушки, оказался медным, и хоть он не пригодился, это порадовало.

 

Эксперимент

 

Один из кроссоверов я повторил по схеме заводского, намотав две катушки, только не на сердечниках, а воздушных. Конденсатор применил не электролитический, а металло-бумажный. Т.е. на входе СЧ/НЧ звена поставил такой же фильтр-пробку, как в заводской схеме. Второй кроссовер я упростил, убрав фильтр пробку и поставив на входе НЧ головки катушку на 0,95 мГн, что равняется сумме номиналов двух индуктивностей заводского варианта. Параллельно динамику в обоих фильтрах поставил металлобумажные емкости и самодельные резисторы из константана.

Сначала снял с одного из полочников штатный фильтр и поставил свой, с такой же, как у заводского схемой. Сравнил их по звучанию. Из переделанной колонки (фильтр висел снаружи) попер такой бас, который не часто услышишь от напольной колонки с НЧ динамиком 6,5-8 дюмов и литражом раз в пять больше, чем у этого полочника. Разница была просто убойной, я даже такого не ожидал. Ну и все остальное там тоже присутствовало. По сравнению со стоковой, у колонки с новым фильтром не было гнусавости, бубнежа и сипения на ВЧ. В общем – эксперимент удался.

Следующим этапом я поставил второй – упрощенный кроссовер вместо штатного в другую колонку и уже сравнивал их между собой. Вот тут разница в звуке оказалась минимальной. Да, она была... колонка с упрощенным фильтром давала чуть больше баса, но никакого горба я не слышал. Ставил кучу разной музыки и гонял их обе на приличной громкости два дня. Кстати, к исходу испытаний звук прилично потеплел, детали фильтров начали разыгрываться.

В общем, решил я поставить в обе колонки упрощенные кроссоверы без фильтров пробок. К этому меня подвело еще и то, что в полочниках HECO Music Style 200 ну очень мало места. Фильтр, собранный по заводской схеме имеет не одну катушку, а две, в моем исполнении, это внушительные бублики. Плюс, металло бумажный конденсатор на 68 мкФ, это воровство дефицитного внутреннего объема размерами с две пачки сигарет.

 

Новые фильтры

 

Новые кроссоверы собрал на платах из стеклотекстолита толщиной 2 мм. Для экономии жизненного пространства элементы отдельными не делал, а применил «сборки» из конденсаторов и резисторов.

Сборки: Для ВЧ звена сделал конструкцию, содержащую два конденсатора: 16 и 8,5 мкФ и резистор 1 Ом. Конденсаторы – галеты из разобранных металлобумажных МБГО с шунтами из полистирольных к71-4.

Я наткнулся на полистирольные конденсаторы, упакованные в точно такие же корпуса как МБГО, первый раз такое встречаю. Купил на пробу, разобрал и увидел, что галеты в к71-4 по габаритам и форме полностью идентичны рулончикам «раздетых» МБГО. Для моих конденсаторных «бутербродов» это было идеальным. Так, емкость на 8.2 мкФ состоит из 3-х галет МБГО по 2 мкФ и 1 полистирольной на 2,5 мкФ с отклонением номиналов в меньшую сторону. Конденсатор на 16,5 мкФ, это сборка из 2-х галет раздетых МБГО по 10 мкФ, одной на 4 мкФ из и полистирольного шунта 2,5 мкФ.

Резистор 1 Ом – метр константанового провода диаметром 0,9 мм, одним концом припаянным к обкладкам конденсатора 8,5 мкФ, а вторым к входному терминалу. Такое решение дает минус 4 пайки в сравнении с заводским конструктивом, что – плюс к звуку и в карму). Пачка из двух конденсаторов и резистора собрана в единый блок и обмотана изолентой.

Для НЧ звена применил сборку из конденсатора 27 мкФ и константанового резистора 0,7 Ом. Тут тоже соединение с обкладками без выводов, это минус две пайки в сравнении со штатной платой.

Катушки: Основная, номиналом 0,95 мГн – «жирная», т.е. сделана как себе родному. Намотана пучком проводов (литцендратом) из 8-ми изолированных жил диаметром 0,75 мм. Суммарное сечение 3,53 кв.мм, что в сравнении с проводом штатных катушек 0,38 кв. мм. ровно в 9 раз больше. Отсюда и бас, как у напольника с большим динамиком. Провода у катушки сделаны длинными и подключены напрямую к лепесткам динамиков и входным терминалам. Это – минус 6 паек, если сравнивать с заводскими кроссоверами. Никаких печатных дорожек, переходов с металла на металл и тонких проводов.

Вторая катушка намотана тремя МЕДНЫМИ жилами диаметром 0,75 мм. Суммарное сечение провода больше чем у «родной» в 6 раз. Из-за дефицита места расположил ее концентрично внутри основной, хоть это и не рекомендуется (теоретически). Для очистки совести включал колонку с полусобранным фильтром и двигал малую катушку туда-сюда. Изменения в звуке не заметил, ну и поставил ее внутрь большой.

Подключение: К динамикам и входным разъемам – пайкой, а не жидкими лепестками, как в стоковом варианте. Чтобы из-за вибрации провода не поотрывало от динамиков вместе с клеммами, притянул их к корзинам нейлоновыми стяжками. На плате фильтров детали зафиксированы также, нейлоновыми стяжками. Сами платы крепятся на саморезах к задней стенке HECO Music Style 200. Объема я украл где-то пол литра у каждой, но тут никуда не денешься. Для компенсации, удалил часть синтепона, которого в колонках было в избытке.

 

Звук

 

Первый раз от баса обалдел я, второй раз обалдел клиент – Максим. И это при том, что у него уже имеются переделанные мною напольники HECO Music Style 1000, центральный канал Paradigm и четыре долби атмоса HECO INC-802. Т.е. ему изменения в звуке после установки нормальных фильтров, как бы уже привычны. Он сказал, что такого прироста никак не ожидал, он касался в первую очередь – низов. Плюс, на середине ушла синтетика, а на мид басе – бубнеж. В общем, ему понравилось. При интересе могу дать его е-мейл, позадаете вопросы напрямую.

 

Ссылки по теме +

 

 

Опубликовано:
aovox
Новые фильтры в колонки HECO Music style 200
Новые фильтры в колонки HECO Music style 200

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor