Труба СЧ бокса под динамик A-Sound, справа раздеребаненный бокс со снятой задней стенкой и удаленной трубой
Труба СЧ бокса под динамик A-Sound, справа бокс со снятой задней стенкой
Экспериментальный корпус от колонки 10МАС-1м со снятой задней стенкой и переставленными в него динамиками СЧ и ВЧ головками A-Sound и Alphard
Эксперимент - корпус от колонки 10МАС-1м со снятой задней стенкой и переставленными в него динамиками СЧ и ВЧ
Испытание экспериментального бокса сделанного как открытый ящик из корпуса колонки 10МАС-1м совместно с НЧ головкой
Испытание экспериментального бокса из корпуса 10МАС-1м совместно с НЧ головкой
Две НЧ секции новых трехполосных фильтров на фоне колонки со штатным кроссовером, штатный фильтр собран из нормальных по звуку деталей
Две НЧ секции новых трехполосных фильтров на фоне колонки со штатным кроссовером

Замена трехполосных фильтров в акустике на динамиках Alphard

 

 

Ошибка – СЧ динамик в трубе

 

Я попросил сфотографировать колонки со всех сторон и нашел акустическую ошибку. СЧ динамики стояли в отдельных боксах небольшого размера, а сзади у них были приделаны деревянные трубы в диаметр самого динамика. Трубы были задемпфированы поролоном.

Я сказал Игорю, что из-за длины трубы обязательно возникнет резонанс на какой-то определенной частоте. После чего предложил сделать эксперимент и временно переставить СЧ динамик в примерно такой же бокс без трубы и с открытой задней стенкой. У клиента нашлись корпуса от советских 10 МАС-1м и он один из динамиков переставил в него. Резонанс на 200 Гц сразу исчез и звук стал басистее и легче. В общем одну проблему решил...

Так же посоветовал обить стенки открытого ящика изнутри чем-то мягким и поставить распорку между боковыми стенками поближе к задней стороне. Обивку СЧ бокса сделали, а вот распорку я увидел только на одном из них.

Процесс помощи в монтаже и настройке кроссоверов я привожу в виде диалога с клиентом и его сыном.

 

Подключение НЧ динамиков

 

Aovox = Колонки выдвиньте на середину комнаты, поставьте рядом друг с другом и по очереди подключите их к одному каналу усилителя. Нужно проверить, играют ли они одинаково. Две НЧ катушки, стоящие на одной плате включите последовательно, на второй плате сделайте то же самое. Соедините гирлянду из 4-х катушек, чтобы все они были подключены по стрелкам. Будем подбирать индуктивность для НЧ динамика.

Колонки выдвинули и проверили, играют – одинаково. У нас по плюсу стоит катушка с сердечником, а параллельно динамику припаян конденсатор на 90 мкФ, составленный из 3-х МБГО по 30 мкФ.

Aovox = Берете гирлянду их 4-х катушек и включаете последовательно с НЧ динамиком в одной из колонок. Катушку с сердечником замените на гирлянду, конденсатор пока не отключайте, пусть стоит. Потом слушаете их на одной и той же композиции и опишите разницу в звуке в сравнении со штатной колонкой. Нужна музыка с хорошим басом. Будем подбирать индуктивность, остальное ничего не трогаем.

Установили гирлянду вместо катушки с сердечником. Бас стал отчетливее и детальнее, не путаются ноты, но звук стоит как бы столбом, на большой громкости идет вразнос. На катушке с сердечником бас как бы ниже на пару тонов и помясистей.

Aovox = Отключите конденсатор и оставьте одну гирлянду.

Отключил 90 мкф. Стоячая волна убралась, бас опустился и встал на место. На гирлянде верхний бас детальнее, чем на катушке с сердечником, на котором верхний бас унитазнее и путаются ноты. С четырьмя катушками общий звук лучше. Если катушки включать по очереди, на вокале уменьшается отдача.

Aovox = Это не вокал проседает, а мидбас увеличивается из-за уменьшения индуктивности, наклон АЧХ снизу становится более пологим. Поиграйтесь с катушками и определите на слух, при каком включении снизу получается максимально ровно.

Поизгалялись с подключением и остался у нас лучший вариант – две последовательно включенные катушки, без кондеров. Поставили на вторую колонку так же две катушки. Раздвинули колонки и сравнили звучание катушки на сердечнике с вашими. С катушкой на сердечнике диапазон уже, играет тише. С гирляндой из двух катушек играет воздушнее, громче, дышит. Остановили выбор на гирлянде однозначно.

Aovox = Попробуйте эти двойки перевернуть «против шерсти», так чтобы стрелки шли к динамикам, не факт, что в ваших колонках по стрелкам отыграет лучше.

Перевернули, попробовали – басов меньше, «орет» больше. По стрелкам однозначно лучше. У нас уже на слух заметен прогрев, бас набирает бархатистость и легкость... Греем на средней громкости, все играет чистенько в фазах. После катушек на сердечниках как бы недостает низов, но там низа путаные, а тут организованные и раскатистые.

Aovox = Греть нужно часов 10-15, не меньше. Там все новое – провода, пайки, катушки. Звук поднимется после прогрева раза в полтора, не меньше.

Давайте двигаться дальше, пока у меня помощник сегодня есть. Как теперь подсоединять СЧ?

 

Подключение среднечастотников

 

Aovox = На плате СЧ/ВЧ короссовера красные провода, которые выходят из выреза по центру и сбоку – это сигнальные провода, черные это земля. Красный и черный, выходящие из окна это к усилителю, их нужно подключить параллельно входным клеммам, идущим на гирлянду, минусовый (черный к минусовому, который идет на НЧ динамик. Проверьте батарейкой, чтобы НЧ и СЧ динамики двигались в одну сторону.

Я для ваших колонок СЧ/ВЧ секцию сделал почти такую же как для полочников ProAc т.к. в них стоят сходные с вашими American sound по параметрам СЧ/НЧ динамики. СЧ динамик имеет такой же диаметр и как в ПроАк и подвес там такой же. Наклон АЧХ и чувствительность у Американ саундов тоже на ПроАк похож.

Индуктивность номиналом 2,5 мГн для 6 дюймов там в самый раз. Головка American sound SPW-2865, это не СЧ динамик в классическом понимании, а СЧ/НЧ. Резать длинноходный динамик 6 дюймов от 200-300 Гц неправильно, он должен работать с самого низа. С таким набором головок АС должны работать не как трехполоска, а как 2,5 полоска с СЧ динамиком – от самого низа. Бас у нее тогда будет ограничен только акустическим коротким замыканием, зависящем от размеров вашего «открытого ящика», примененного для оформления СЧ головки.

Попробуйте как эксперимент, поставить последовательно с СЧ секцией кондер 90-100 мкФ.

Поставил кондер последовательно с СЧ секцией фильтра, с ним мидбас перекосило и стало заметно хуже. Баса стало меньше, звук стал тише. Когда убрал кондер, вокал заработал чище и в общем – лучше, но вылез вперед.

Aovox = Емкость в 70-120 мкФ последовательно с динамиком СЧ – стандартное решение. Но это если у вас на середине стоит настоящий седнечастотный динамик с жестким подвесом и стоит он не в открытом ящике, без задней стенки, а в закрытом – малого объема. Тогда без емкости не обойтись. В вашем случае с конденсатором звук зажался и пропал мидбас... Уберите его, пусть 6-ти дюймовик работает в полную полосу снизу.

Я когда-то выпускал серийно колонки, в которых на басу стоял 6гд2 в закрытом ящике, а на середине ШП динамик 3гд32 от Риги 104. Вариантов оформления было два: СЧ секция в открытом щите и СЧ секция с тем же динамиком в закрытом боксе объемом 7 литров. Так вот, без конденсатора, установленного последовательно с 3гд32 звучание было намного интереснее, чем с ним и там, и там.

Проблема заключалась в том, что 3гд32 паспортная мощность всего 6 Вт, и чтобы их не выбивало низкими частотами, конденсатор ставить пришлось. Хотя для тех покупателей, у которых были маломощные ламповые усилители, это было не обязательно. У вас же мидбасовый динамик, работающий как среднечастотник имеет паспортную мощность 120 Ватт и резонансную частоту 46 Гц... Зачем его обрезать снизу? Снизу Вы его уже обрезали своим открытым ящиком, а с его размерами катушки и ходом диффузора он переживет и супер-низы.

Бас связался на какой-то частоте с мидбасом, середина особо не ощущается. В тандеме басовый и мидбасовый динамики играют хорошо и без искажений. Прослушивали спокойный вокал. Но все равно голос немного впереди и на басу хочется включить тонкомпенсацию для мягкости.

Aovox = Резистор, стоящий последовательно с СЧ секцией уменьшите с 15 до 10-13 Ом. Хотя отдачу СЧ звена можно и потом подкорректировать.

Теперь поставьте СЧ/ВЧ фильтр во вторую колонку (подключите только СЧ) и проверьте, чтобы они одинаково играли. Проверять нужно в режиме моно и сигнал брать с одного и того же канала, левого или правого. После этого нужно колонки раздвинуть, проверить в стерео и пару часов прогреть на малой громкости. И после этого будем переходить к подключению пищалок.

Все сделали, у нас получилось 11,5 Ом. Сравнили звук новой СЧ секции со второй колонкой с родным фильтром. На нем голос тускнее, глуше и ужатей, звучит как из другой комнаты – верхняя и нижняя середина, как из погреба. После того как подобрали резистор, подключили фильтр и на вторую колонку. Теперь на СЧ они играют так же одинаково, как и на НЧ. Музыку ставим «Бум Бокс, акустик джаз, фьюжн. У Касандры Вилсон хорошее мясо!

Как теперь нам подключить пищалки?

 

Подключение пищалок

 

Aovox = Ставьте колонки вплотную друг к другу посередине комнаты и на одной из них подключите пищалку к черному и серому проводу СЧ/ВЧ звена кроссовера. Пищалку подключите плюсом к длинному серому, а минусом к длинному красному проводу (пищалку включаем в противофазе к СЧ и НЧ динамикам). Короткие красный и серый – это вход ВЧ секции фильтра, рассчитанный на отдельные клеммы три-вайринга или три-ампинга. Их подключите параллельно соответственно короткому красному и черному выводам фильтра. После чего сравните звучание штатной и этой колонок на музыке с обильными ВЧ. После этого полярность пищалки переверните и послушаете, чтобы высокие не размывались. Опишите ощущения.

Высокие не торчат и не провалены, но ВЧ меньше, чем на родном кроссовере, на штатной АС цыкает больше. Диапазон вокала стал меньше.

Aovox = На входе ВЧ секции фильтра стоит резистор из константановой проволоки на 3 Ома, попробуйте его закоротить. Потом раскоротите его и отключите катушку, из средней точки конденсаторов 5 + 5 мкФ на землю. Чудес не бывает, по-моему у вас где-то ошибка.

Нашли причину! Когда подбирали резистор для СЧ головки пустили сигнал на ВЧ секцию фильтра не со входа, а через резисторы... Сейчас пустили сигнал по бивайрингу, отдельно на НЧ, отдельно на СЧ/ВЧ и все срослось. Теперь резистор последовательно с СЧ динамиком 14 Ом, им сняли выпирание на середине. Схему секции ВЧ восстановили, резистор 3 Ома последовательно с пищалкой оказался в самый раз, катушку тоже подключили назад.

 

Замена пищалок

 

Поставили вместо купольных пищалок ленточные 4-х дюймовые. Добавилось ВЧ, сами высокие стали шире и богаче. И появилась какая-то верхняя середина, которой мы раньше на купольных пищалках не слышали. Оказалось, что с ленточными пищалками кардинально другой звук. Слушаем сейчас реп, на нем бас хороший, а пищалки с Алиекспресса вообще – бомба. Marcus Miller идет на ура! Переходим к монтажу кроссоверов на колонки. Какими проводами это все лучше монтировать?

 

Направления проводов

 

Aovox = У вас есть одножильный жесткий советский провод ВВГ или ПВ-1 метров 10, сечением 0,75-1,5 кв.мм.?

Есть моножила в хлорвиниловой изоляции сечением 1,5 кв. мм. Есть еще толстый жесткий 4х2,5 ВВГ.

Aovox = Лучше примените 1,5 кв.мм. с ним легче работать, 2,5 слишком грубый. Надо на НЧ динамик минимум по 2-3 жилы 1,5 мм на сторону и на СЧ тоже, на ВЧ достаточно одной – двух. До монтажа обязательно нужно определить направление этой моно жилы. Возьмите пару метров, отметьте на них начало, так же начало отметьте на бухте. Эти пару метров вставьте в разрыв либо между усилителем и колонкой, либо в разрыв СЧ динамика и послушайте так и наоборот. Нужно чтобы не «орало» на вокале и бас был более глубоким.

Мы послушали, направление провода на слух идет против заводской надписи.

Aovox = Ну и что? Совсем не факт, что направление надписи и звука должно совпадать. Проверьте еще раз, чтобы на вокале не орало и было больше низов, а то убьем всю работу... Если у вас моножилы в общей изоляции, то желательно все три провода по очереди проверить на направления. Очень редко, но бывает, что в одном кабеле не все проводники в одну сторону. На женском вокале лучше всего проверять, чтобы голос был грудной, а не визжащий. Попробуйте направление провода определять, подключая его не ко всей колонке, а к СЧ динамику. Сейчас главное все провода уложить по направлениям (по звуку).

Хорошо, проверю еще и попроводно. Направление мы с сыном отследили. На 1,5 кв.мм. моножиле это оказалось сложнее, чем на многожильном проводе, разница меньше. Направление у проводов идет против надписи. Сейчас будем монтировать две платы фильтров на общее основание, затем сзади на колонку. Потом будем подключать платы к НЧ и СЧ динамикам 2х1,5, а к пищалкам 1х1,5. Провода между собой скручивать?

Aovox = Моножила играет всегда лучше, а несколько моножил в одном направлении – еще лучше. Нет, скручивать провода не нужно, пустите их параллельно с расстоянием 5-7 см. между жилами. Провода в колонке закрепите, чтобы они не вибрировали. Чтобы они не оторвались вместе с лепестками от динамиков притяните их к корзинам головок нейлоновыми стяжками. К усилителю так же пустите 2 линии по 4-5 проводов 1,5 мм на горячую и холодную клемму. Провода (горячий и холодный) лучше не скручивать в дрели, как это принято, а разнести на расстояние 5-10 см и положить параллельно. Для этого можно сделать «лесенку» из планок с дырочками.

Хорошо, все сделаем. Потом сравню на звук, у меня есть разные варианты акустических проводов, раньше я их с моножилой не сравнивал. Вот, сравнил многожильный кабель Американ Саунд с украинской моножилой, играет он заметно грязнее.

 

Демпфирование НЧ бокса

 

А сколько нужно звукопоглотителя на 100 литров НЧ бокса в фазоинверсном оформлении, и где его лучше располагать, на стенках или по всему объему?

Aovox = На 100 литровый корпус достаточно литров 10 неплотно умятой ваты или синтепона. Полностью забивать демпфером корпус с ФИ неправильно, получим ниже резонансную частоту, но ватный бас. Демпфирующий слой можно закрепить либо по стенкам, либо скатать его в валик и подвесить в центре колонки, например – под НЧ динамиком.

Хорошо, у меня он привязан как раз к центральной распорке под НЧ головкой. Распорка в виде креста и на них сейчас лежит подушка. Колонки потихоньку разыгрываются, сейчас низ очень мягкий, но немного отдает кинапом.

Aovox = А корпус у Вас разборный? Если нет, тогда через отверстие для динамика в него нужно установить три распорки: две между боковыми стенками, и одну сразу под динамиком между передней и задней ниже вашей. Бас тогда будет четкий и без гудежа.

Хорошо, попробую дополнительно поставить распорки.

 

Подстройка СЧ секции

 

Сняли трубы и задние стенки с СЧ боксов. Монтируем фильтры на задних стенках колонок, а старые снимаем вместе с соплями. Параллельно тестируем фильтра на гибриде с линейного входа и с тембрами. Верх за счет ленточной пищалки раскрылся, красиво и раскатисто по сравнению с купольными, тогда ВЧ были грязноватыми хоть и цыкали. Чуть-чуть бы вокал вперед подвинуть.

Aovox = В СЧ звене кроссовера последовательно с СЧ динамиком стоит резистор, т.е. он не на максимуме. Чтобы ему поднять отдачу и подвинуть на СЧ сцену вперед, нужно либо уменьшить этот резистор, либо с обратной стороны СЧ динамика наклеить мощный кольцевой магнит на отталкивание (от головки примерно того же размера).

Снял с динамика 4гд35 магнит и поставил на отталкивание, но он все равно приклеился. Вокал, как и хотелось – собрался в кучку и подался вперед. Наверное, нужно клеить магнит равновесный тому, который у динамика?

Aovox = Можно два магнита, главное, чтобы на отталкивание. Лучше взять магнит не от 4гд-35, а большой от головки 75-гдн с советской колонки 35ас1 или S-90. Я вспомнил, резистор у вас составлен из двух проволочных ПЭВ на 7,6 и 8,2 Ома. Попробуйте в одной колонке уменьшить его раза в полтора – два, а во второй наклеить магнит. Я бы сделал и то, и то одновременно в двух колонках. Тут важно сохранить баланс между СЧ и НЧ, плюс, чтобы при повышении отдачи на СЧ у вас не потерялись высокие. Послушайте какой вариант естественнее звучит, это все-таки середина.

Попробовал уменьшить резистор до 8,2 Ом в одной из колонок, по звуку получилось примерно то же, что и с наклеенным магнитом. Вокал на обоих АС собрался и чуть подался вперед. Все в общем так, как я и хотел. Пока разницу между магнитом и резистором не улавливаю. Буду слушать дальше, надо, чтобы с недельку поиграло и устаканилось.

 

Прослушивание

 

Привет Виталий! Качнули АС ну пипец, пошла мазута, прогрелись фильтра, все на "5". В субботу придут ко мне меломаны, будем слушать твои фильтры, буду рекомендовать твою работу! У одного товарища B&W 702 у второго Электроника 75-АС с металлическими динамиками.

Aovox = Прослушивание состоялось? Если да, то какую музыку ставили?

Им понравилось очень, без вопросов. Послушали и пока разошлись по домам, нет у них пока денег, за что менять фильтры. Сравнивали звук с моей второй парой колонок, тоже на Альпардах – небо и земля. Слушали джаз, вокал и гитару роковую. Дал им твой сайт, пусть полистают.

В предыдущей паре моих колонок с парой 8 дюймовиков в каждой стоит неплохой фильтр, но все звуки на них путаются, на колонках с новыми фильтрами все звуки правдивы и богаты. Теперь все зависит от качества записи, еще хотим фортепиано послушать на новых колонках.

 

Усилители

 

На фото Dual CV-40, это папа купил, как вы подсказали вместо NAP-200 клона от Naim. Рядом лежит цифровой Iraudamp 7s собранный нами из деталей и на плате с Али экспресса. Этот цифровик делает и наш гибридный и Дюаль в линейном режиме легко. Если в него еще темброблок добавить, то он будет тысяч на 7 долларов играть. Те два усилителя пока отставили в сторону, слушаем колонки с Iraudamp 7s, с ним качество стало намного лучше.

Источник сигнала СД плеер, и с приставки Эппл ТВ через ЦАП сидюка. Я хочу на цифровой усилитель добавить предварительный усилитель с темброблоком.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Апгрейд фильтров для Alphard - Часть 2
Апгрейд фильтров для Alphard - Часть 2

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor