Прослушивание лабиринтных колонок Фланкер в МУТСИ в акустически подготовленной комнате
Прослушивание лабиринтных колонок Фланкер в МУТСИ в акустически подготовленной комнате
Из за особенностей динамика НОЭМА 100 гдш лабиринтные колонки слегка ядовиты на ВЧ
Из-за особенностей динамика НОЭМА 100 гдш колонки слегка ядовиты на ВЧ
Лабиринтные АС Фланкер в акустически подготовленной комнате МУТСИ
Лабиринтные АС Фланкер в акустически подготовленной комнате МУТСИ
Лабиринты Фланкер на фоне колонок Дмитрия Свободы
Лабиринты Фланкер на фоне колонок Дмитрия Свободы

Прослушивание лабиринтов «Фланкер» у Д. Свободы

 

Lev Aleshin = "Как есть" мои лабиринтные колонки на выставку «Рос Хай-Энд» Дмитрий Свобода пока не пропускает. В результате прослушивания в акустически подготовленной комнате выяснилось, что у лабиринтов Фланкер есть врожденная болезнь. Это небольшая ядовитость ШП динамика НОЭМА 100 гдш. На низких, средних и вообще – все было отлично, а высокие подкачали... И это не моя вина, а особенность этой головки. Чтобы я не сел в лужу перед аудиофилами всея РФ, привыкшеми ко всему самому-самому Д. Свобода предложил три решения:

 

  1. Поколдовать с рупорком динамика НОЭМА 100 ГДШ и задемпфировать его каким либо способом;
  2. Найти мягкий усилитель, типа лампового однотакта который скроет недостатки рупорка;
  3. К середине сентября сделать двух полосную конструкцию на другой головке;
  4. Подобрать фонограммы для выставочных прослушиваний.

 

Aovox = Я считаю, что следовать рекомендациям Свободы: срезать ВЧ конусок НОЭМА 100-гдш, клеть снизу него поролон, пытаться сгладить природную ядовитость динамика НОЭМА ламповым однотактником, это все путь в никуда... Лучше сделать по образу и подобию лабиринта Фланкер – другую колонку, для чего заменить эту головку на что-то более дорогое и престижное. Полочный лабиринт Фланкер (ИМХО) до уроровня выставки довести можно, но это, все же – бюджетная модель, рассчитанная на массовый спрос. На Рос Хай-Энде будут фирмы, выставляющие свои верхние модели и тут нужно быть в тренде. Для успешного соревнования с ними нужна колонка классом выше и намного более высокой стоимости. Так делают все фирмачи. На стендах они выставляют свои топ продукты, не доступные обычному смертному, вокруг которых ходят и облизываются аудиофилы. Но в итоге, ориентируясь на услышанное от флагмановпокупают более бюджетные акустические системы.

Я пару лет руководил фирмой, которая серийно выпускала акустику широкой стерео-зоны. Там стояли 2, 4, 6 и 12 головок 25гдн3-4. Форма – шестигранник, напольные ФИ. За 7 лет мы продали около 500 пар таких колонок разного вида. Там фишка в том, что ты ходишь по комнате, а стерео-картинка висит неподвижно между колонками и не двигается. Грани "гайки" были расположены под 60 градусов, на каждой грани – по основному динамику и по пищалке. Пищалка Калужская на ниодиме. Это разработка Клячина. В этом была фишка – шестигранной колонки широкой стерео-зоны не было вообще ни у кого. Потом Валанкон сделал нечто подобное, с динамиками верх и линзой. На этом принципе их фирма живет уже 22 года.

 

Проект «Универсальный солдат»

 

Aovox = Есть два подхода к созданию серийных АС: многополосные мощные колонки для рока и попсы и рупорные однополосные «задохлики» для однотактов под джаз и классику со скрипочками.

Идея такая – создать универсальную колонку для всех жанров: Однополосную, мощную, широкой стерео-зоны, напольную. И чтобы это был не ящик в классическом понимании, а красивая по форме и шикарная по отделке АС. Для примера можно взять обратный рупор с прозрачными боковыми стенками. Для получения широкой стерео-зоны в горизонтальной плоскости динамики в нее нужно установить с разворотом по вертикали. Получим однополосную конструкцию а-ля «линейный массив». А от нескольких однотипных ШП головок поимеем ударный бас и хороший запас мощности. Позиционирование колонки "Мощная АС для рока с круговой ДН". Вид у нее должен быть убойным, как у прозрачных обратных рупоров.

Самый затратный, но продвинутый вариант, это наборной корпус из фрезерованных лабиринтов и прозрачные боковые стенки. Сам корпус и внутренние проходы можно сделать плавными и красивыми. На выставку, это будет самый писк. Не «задохлик» Лаутер с обратным рупором, а несколько ШП динамиков и прозрачная колонка, играющая все жанры, включая рок.  

Lev Aleshin = Можно сделать лабиринт на 8-10-12 качественных ШП динамиков, например Visaton B-100 в конфигурации «линейный массив». По ходу опробовать несколько разновидностей лабиринтов на ШП динамиках Visaton FRC-80 и B-80. Так как там ШП динамики, колонка будет предназначена не только для рока, но и для живой музыки.

Aovox = Я думаю, что в топовом варианте такой лабиринтной АС нужно поставить динамики Visaton В-100, в 2 ряда по 4 шт. с разворотом. В корпусе, прозрачном с боков. Цена пары колонок никак не меньше 2.000 $.

Lev Aleshin = Может динамики расположить в профиль по дуге, чтобы они сводились на планируемой дистанции прослушивания?

Aovox = Нет, не так... Динамики нужно установить «в столбик», чтобы каждый «слой» был смещен на 15-20 градусов. Это нужно для получения широкой диаграммы направленности на высоких частотах. С боков колонки должны быть видны каналы лабиринтов – красиво фрезерованные, плавные и разной длины. Боковые стенки – стекло 19 мм.

Lev Aleshin = Не уверен, что разворот динамиков по горизонтали – это правильно... Когда они бьют синхронно – все ровно, а если их разбить на сектора – будет снижение звукового давления узконаправленных частот. Кстати, проектирование можно начать со штабеля готовых колонок, уложенных горизонтально друг на друга с разворотом секций по азимуту. Дальше продолжить опыт со штабелями на динамиках Visaton FRC-80 M. Они как раз приехали. Или с Visaton FR-10, их у меня 4 штуки и под них корпуса тоже есть. Есть 6 готовых корпусов и деталей еще на 8.

Aovox = Мне интересен звук у лабиринтов с разной длиной тоннелей. Потом звук у разного сечения тоннелей. И как влияет разворот отдельных секций. Реально, а не теоретически.

Lev Aleshin = Сегодня мы заказали еще 4 лабиринтных корпуса. Они промежуточные между теми что есть. Считайте, что три типа корпусов у нас уже есть. Может удовлетворимся, для начала, а там посмотрим.  

Кстати у меня еще есть ШП динамики Visaton B-80. Один сейчас играет в корпусе с настройкой 70 Герц. И неплохо кстати. Про расположение динамиков. Может, восемь штук вертикально лучше, чем четыре ряда по два. Патерны полезут в диаграмме. А что, если дальние в ряду динамики смотрят на центр зоны прослушивания, а центровые по краям? Тогда они все в среднем будут смотреть не в зону. И порядок поворота последовательный? Или нет? Может соорудить что-то типа массива бесселя, или акустическую линзу. Это даст винтажный аромат колонок JBL из семидесятых. Было же время, когда линзы были в тренде... Но для начала нужно пробовать разворотный вариант.

 

Фланкер динамиком вверх

 

Lev Aleshin = Я тут попробовал послушать свой основной лабиринт «Фланкер» в разных положениях, а не как обычно – динамиком на себя... НОЭМА 100-ГДШ 6,5" немного ядовитая на ВЧ, вот и захотел после посещения Свободы эту ее особенность как-то нивелировать. В итоге доэкспериментировался до того, что НОЭМ-овский 100-гдш 65-4 нужно слушать не прямо, а положив его почти горизонтально. Идеал – под 170-180 градусов, тогда вся ее ядовитость исчезает начисто.

Aovox = Я посмотрел на диаграмму – в варианте 170 градусов АЧХ «Фланкера» вообще ровной стала... А если перед ним походить, ДН шире стала? И на сколько? Реально походите перед ним и сравните с положением, когда он стоит как обычно. На музыке. Только поставьте что-то активное, а не только вокал. Походите и зафиксируйте разницу в цифрах. Ширина ДН на ВЧ и ровность АЧХ на слух, чтобы провалов не было. Интересна реальная разница на слух, между прямой установкой лабиринта и под углом 170 градусов.

Lev Aleshin = Разница огромная. На розовом шуме сейчас погулял, под большими углами разницы нет, все слышится ровно, а если колонку поставить, как обычно – динаиком на себя, на ВЧ появляется неестественная окраска. Вместо звука водопада кажется, что это звук ножа по бумаге. Надо погонять аплодисменты на аудио-докторе, розовый шум он как водопад звучит.

 

Пара Фланкеров горизонтально друг на друге

 

Aovox = Попробуйте поставить две лабиринтных колонки одну на другую в горизонтальном положении и со смещением, градусов на 20, и походите перед ними.

Нужно послушать диаграмму направленности и найти оптимальный угол между двумя АС, чтобы не менялся тон. Надо бы проверить, как по звуку отличается одиночная колонка от пары, которые друг на друге. Послушайте, как играет «Штабель» из двух Фланкеров, пока без разворота. Интересует диаграмма направленности по горизонтали, изменение низов, тембра и ровности АЧХ. Я имею ввиду отличия в звучании одиночного лабиринта и пары. Только чтобы уровень звукового давления на 1 кГц у двух АС был, как у одной.

Попробуйте поставить две колонки одну на другую, в положении лёжа. Послушайте, какая будет разница в звучании и на разных фрагментах музыки, сначала в положении «обе прямо», потом верхнюю АС смещайте последовательно на 5, 10, 15, 20 градусов. Делайте замеры микрофоном и обязательно слушайте, ходя туда-сюда.

Сделайте из двух Фланкеров «линейный массив» с динамиками вперёд. А потом ту колонку, которая наверху чуть разверните. И послушайте в таком положении розовый шум и музыку. Походите перед этой стопкой справа на лево и посмотрите на сколько меняется звук, если включена одна АС и две в параллель. Это первый этап. И если можно, сделайте два графика АЧХ в горизонтальной плоскости: одиночная колонка и пара колонок.

Следующий этап, это разворот верхней колонки относительно нижней на 5, 10, 15, 20 градусов. И прослушивание того же материала, плюс измерения. И тоже нужно ходить справа налево и слушать, как изменилась диаграмма направленности и ровность АЧХ, по сравнению с параллельным положением двух колонок. Кстати, рекомендую поверять домашние идеи на улице т.е. в свободном поле.

Lev Aleshin = Пока собрал 2 АС горизонтально и послушал. По звучанию есть ощущение подъема низких частот, но не очень мощное. Производил тест звука на переключениях между 1 канал и два канала на – 6 дБ. Есть некоторый подъем на НЧ, но заметность не ахти.

Aovox = Еще на расширение диаграммы направленности нужно сравнить одну и две, походить перед ними справа налево на реальной музыке.

 

p.s. В общем за неделю вот таких экспериментов можно найти десяток ноу-хау, которых ни у кого нету и потом это продавать в готовых изделиях. Делать клон Валентина Костина "Валанкон" с вертикальным положением динамика в пулеобразном корпусе считаю не целесообразным. Тут нужно что-то своё.

 

Ссылки по теме

 

Опубликовано:
aovox
Линейный массив на лабиринтных АС - Часть 5
 Линейный массив на лабиринтных АС - Часть 5

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor