Испытания синхронной работы нескольких ЧВР различной конструкции. Бас стал ниже и более упругим
Испытания синхронной работы нескольких ЧВР различной конструкции
Два одинаковых лабиринта работают в параллель. Эффект уже есть, и не малый. Бас стал ниже и более упругим. На ум приходит аналогия, когда мы передаем удар через подушку, потом через кусок пенопласта,
Два одинаковых лабиринта работают в параллель. Эффект уже есть, и не малый
4 лабиринта в параллель дают более жесткий удар. Думаю, что это связано с акустическим сопротивлением, которое увеличивается при работе нч нескольких динамиков из близкой точки.
4 лабиринта в параллель дают более жесткий удар
Массив лабиринтов Рогожина внутри, видны отдельные секции. Кажется это может быть лишним. В силу симметрии в соседних секциях происходит одно и тоже,
Массив лабиринтов Рогожина внутри, видны отдельные секции

Проект ЧВР – линейный массив

 

Лев ЧВР = Мне говорили, что нужно выпустить лабиринтную акустику на двенадцатидюймовых динамиках, будет бомба, т.к. рынок пуст.

Aovox = Хорошо играющих колонок вообще мало, но нужно лезть в ниши – где наименьшая конкуренция. Я бы напольные АС делать не стал, может быть ЧВР или рупор минимально возможный, а вторую полосу линейный массив на 4-12 шт. 3-х дюймовиках, и чтобы высота колонки до 1,3 метра была... Или микро-колонки с хорошим басом и мощным усилителем внутри. Нужно делать то, чего точно нету... а эти монстры – они непродавабельны.

Лев ЧВР = Монстры, это что? Линейный массив трудно стыкуется с точечным источником, тогда надо линейное делать все. Самое главное, поймите один нюанс – моя технология позволяет мне «попадать в конструкцию», любое мое изделие играет – однозначно, и я могу произвести его хоть в одном экземпляре. У меня нет миллионов на раскрутку и времени тоже не особо много.

Aovox = Я же говорю, микро-колонки интересны, с хорошим басом и давлением. Про рупор с линейным массивом для второй полосы, это тоже колонки с большим давлением относительно миниатюрные.

Лев ЧВР = Да, хорошая идея. Кстати, Визатон не дороже этого автомобильного Пионера. Можно воткнуть ШП динамики в лабиринт столбом, а-ля «Фридомы» боком. Штабель от пола до потолка, и сабвуфер, либо не городить лабиринт, сохранив малое ГВЗ (групповое время задержки).

Aovox = Не надо от пола до потока, такое не купят... Высота колонок, которые покупают клиенты, а не просто на них глазеют – максимум 1,5 метра, а лучше 1,3.

Лев ЧВР = Я считаю, что высоту АС можно варьировать. Купи для начала половинку, а если понравится мы рекомендуем – во весь рост по причине их благотворного взаимодействия с помещением.

Aovox = Ну типа того, но надо не монстров, а-ля Григорий Северин или Юрий Макаров... Такое НЕ ПОКУПАЮТ никто и никогда.

Лев ЧВР = Я обсуждаю с мастером рояльный лак. Вы могли бы мне подкинуть лучших фото акустики в нем?

 

Акустическое оформление и отделка

 

Aovox = Посмотрите у меня на сайте HECO, они все в лаке. Если Вы в МСК, то на м. Теплый стан есть ул. Бутлерова 15, там институт уникального приборостроения. За институтом мебельный цех, где лаком покрывают рояли и пианино. Лучше качества, чем там я не видел, но это было 15 лет назад. Да, и запишите себе "бубинго кевазинго", "клен птичий глаз" "каппа клена" это самые красивые виды шпона, и его потом нужно покрывать либо рояльным лаком, либо матовым, но у спецов. Шпонировать должен один человек, а покрывать лаком другой, тогда колонки будут выглядеть на 10000 долларов. Обязательно обратитесь к спецу по шпонировке, ваше дело ящик и звук, но не отделка. Мои колонки шпонировал человек, который сам делал гитары, а покрывали их лаком в этом цеху.

Лев ЧВР = Пассивный радиатор достоин внимания?

Aovox = Нет категорически, как и фазоинвертор. Я признаю или рупор, или ЧВР, или закрытый ящик. Уж очень понравился мне Рогожинский линейный массив из 24-х динамиков размером 4", каждый на своем ЧВР. От 60 Гц без сабвуфера. Попробуйте сделать минимально возможный по размерам ЧВР с динамиками размером 3" или 3,5-4" максимум. Если 2 шт. у вас есть, поставьте их горизонтально один на другой и в 1 канал включите, как у Рогожина, только у него по 24 шт. на сторону. Включите, один потом 2 параллельно. Интересна разница в давлении и басе. Если 2 шт. будет эффективнее, тогда можно и 4 попробовать в параллель. Рогожин делал эту систему под заказ, посему от него честной оценки того, что получилось не добьешься. По любому будет хвалить. У вас же есть пара, сделайте эксперимент.

                   

Однополосный линейный массив Рогожина

 

Рогожин = Это единичный индивидуальный заказ Алексей Смолянинов (Alexey Smolyaninov) - компактный линейный массив "палочного типа" для конференций, без необходимости использования отдельных НЧ модулей.

Каждая АС для удобства перевозки состоит из 2-х идентичных соединяемых между собой модулей по 12х4" динамиков в каждом модуле. Высота одного модуля 120 см, общая высота собранной АС - 240 см. Каждый динамик работает в своем индивидуальном четвертьволновом лабиринте, чем достигается эффективная работа массива начиная уже примерно с 60 Гц.

Это отличает мою конструкцию от аналогичных промышленных "палок", где как правило широкополосники линейного массива работают в оформлении «закрытый ящик» и имеют нижнюю граничную частоту в пределах 300 Гц. Это приводит к необходимости применять отдельные НЧ модули, которые в плане качества звука весьма посредственны, плюс басовые модули непоправимо портят внешний вид таких АС.

Мой массив работает как пассивная стереофоническая АС мощностью 700/1400 Вт и выполняет задачу равномерного покрытия, без зон избыточного давления, характерных для стандартных линейных массивов и порталов. Однополосный линейный массив предназначен для работы в небольших и средних помещениях, а так же, на открытых площадках. В основном он предназначен для работы голосом и фонограммами и имеет высокую устойчивость к возникновению обратной связи в микрофонах, что удобно для активных спикеров.

Благодаря полно диапазонной работе всех элементов линейного массива достигается неизменный тональный баланс не зависимо от расстояния до точки прослушивания. Однополосный линейный массив обеспечивает затухание громкости 3 дБ на каждое удвоение расстояния, вместо 6 дБ у обычных АС прямого излучения. Изготовление такого линейного массива крайне трудо- и материалоемкое, поэтому массовое производство таких систем маловероятно.

Для корректной работы однополосного линейного массива необходим "пресет" в процессоре или коррекция на цифровом пульте с помощью PEQ. Будете ставить – приглашайте, сделаю настройку на измерительном комплексе и коррекцию АЧХ сетапа под ваше помещение.

 

Эксперимент «Горка»

 

Лев ЧВР = Необходимую численность одинаковых ЧВР на сторону могу смоделировать. Я без серьезных измерительных приборов пока что. Вычисляю пики и провалы в основном на слух. Хотя относительное измерение провести конечно можно, для любых колонок. Я сейчас их в угол поставил, например. Сразу бас попер, как от рупора. Я думаю вообще сделать аналог линейного массива Рогожина, но от 50 Гц.

Aovox = Я о том же, но высота в 2 метра никому не нужна, попробуйте пока сделать эксперимент с теми колонками, которые у вас уже есть в наличии, поставив их в массив.

Лев ЧВР = Подскажите, может есть покрытие, которое одновременно гасит вибрацию вместо противошумки, которую я обычно клею на внутренние стенки лабиринтов?

Aovox = Вибрации гасит не резиноподобное покрытие, а слой толщиной 3-5 мм с другими свойствами. Лучший результат дает сэндвич из сырой резины с металлическим листом.

Лев ЧВР = Поставил 4 колонки рядом и включил последовательно / параллельно... Да это работает. По басу на слух стало намного ниже и быстрее. Так и должно быть. Можно сделать рекордно узкую колонку с хорошими низкими частотами и динамиками на передней панели, а не сбоку, как их обычно лепят для уменьшения ширины.

Aovox = Я не такое имел ввиду. Их надо не рядом поставить, а все 4 положить горизонтально одну на другую, чтобы НЧ головки были вертикально одна над другой типа линейный массив. Потом запустить музыку и походить перед этой горкой вправо и влево на предмет расширения диаграммы направленности в горизонтальной плоскости. Потом проверить, складывается ли они по басу или нет и сравнить горку с единичной колонкой просто отключив 3 штуки. По ощущениям насколько стал лучше бас?

Лев ЧВР = Низкие складываются. Когда их 2 или 4 то на низких частотах, апертура 40 см, это ничто. Бас стал лучше намного, я уже планирую эту модель применять. Баса стало на слух больше в два раза...

Aovox = В два раза прирост по басу – это круто... В два раза на каких частотах? Вот мне нравится 4 таких ЧВР в одной колонке один над другим, и чтобы порты были один над другим.

Лев ЧВР = В два раза поднять бас таким способом – это очень круто. А на каких частотах – мерять надо, но я могу в симуляторе АЧХ показать, не думаю, что симулятор в этом врет. Тем более, что по цене это не очень большой прирост. Я уже в голове рисую этот столб. У меня сейчас 4 динамика КТ-100 в наличии и еще шесть у Антона лежат. А ведь их еще будет две... Это по сути рупор без стенок.

                                                                                    

Эксперименты с линейными массивами из ЧВР

 

Aovox = Может соберете пока одну колонку и поставите в нее те динамики, которые у вас уже есть? Для эксперимента – пока одну и потом вторую, такую же. А потом их одну на другую поставить... И послушать столб из восьми штук. Меня интересует то, чего никто не может получить от бытовых колонок. Это "удар в грудь", а это 90-100 Гц только с большим давлением. Можете собрать 4 отдельные колонки, а не одну общую. Их тогда можно будет потом продать.

Лев ЧВР = Деталей у меня есть на 6 штук лабиринтов. Вижу столб с басовиками установленными на первой и третьей четверти высоты помещения.

Aovox = Как раз 6 штук, это супер – микро – линейный массив получится. И поставьте "Модерн Токинг" песню "Ду ю Вона" там как раз на 90 Гц есть этот "удар в грудь". Получится мощная мини колонка с ударным басом. В том и дело, что хочется одну полосу, широкую диаграмму направленности и ударный бас при минимальных габаритах, чтобы не городить кроссоверов и нескольких полос.

 

Усилитель

 

Лев ЧВР = Как думаете, можно подобрать современный усилитель для комплектования стерео-комплектов на основе колонок типа фланкера? Интегральник. Я имею ввиду свою акустику 65 см высотой, широкополосную, она сейчас неплохо расходится. Как правило, у людей усилители уже есть. Но что я буду делать, если человек захочет также и усилитель? Метаться? Мне нужно готовое решение.

Aovox = Усилителей – море, не нужно комплекты, нужно просто маленькие и басистые быстрые колонки, а усилители рекомендовать. Для такого типа колонок лампа вряд ли подойдет, под микро-ЧВР нужны транзисторы, может быть германий, ватт по 20-30 минимум в канал. Почитайте про усилитель JLH-1969. У меня на сайте про него есть 20 статей, вводите это название в Гуггл и заходите ко мне прямо с 1 страницы. Это один из лучших и самых простых усилителей (ИМХО) ничего другого не нужно искать. Почитайте цикл статей про этот аппарат, и обратите внимание на цифру возле первой статьи, там около 25000 это количество прочитавших ее за 2 года. Интерес к этому усилителю беспрецедентный.

 

Разные ЧВР в одном массиве

 

Лев ЧВР = Поставил три лабиринта в ряд, звук более упругий что ли стал. Это видимо руппорообразный эффект...

Aovox = В ряд вертикально или горизонтально? Вот я думаю, Рогожин 32 одинаковых ЧВР сделал. А если сделать по 4 разных на сторону, но на одинаковых динамиках? Допустим, с отличием длины друг от друга на 5 см. Тогда горбы от резонанса распределятся равномерно по частотке... Как идея? Допустим, сделать основу у всех 4-х одинаковую, а элементы, удлиняющие порт и глухой аппендикс сделать поршне-образными, для подбора длины.

Лев ЧВР = То есть в одной колонне несколько лабиринтов с одинаковыми головками, но с разной настройкой каждого?

Aovox = Да, например – столбик из 8-ми лабиринтов на одинаковых 3-4 дюймовых головках, но с портами разной длины. Такая ЧВР колонка – спереди ровная, а сзади пирамидка. Нужно бы для начала две колонки для экспериментов сделать с разной настойкой и совместить. Или пару таких, и пару таких, и сделать кластеры, либо две одинаковых в параллель, либо две разных и сравнить по звуку.

Лев ЧВР = В этом что-то есть... В принципе похожие решения были. Но вообще, может для ЧВР это и не надо там очень пологий резонанс.

Aovox = Я говорю, что я бы сделал две пары с разной настройкой, а потом запараллелил одинаковые и разные и сравнил.

Лев ЧВР = Можно... Сейчас у меня есть два лабиринта с нижней границей АЧХ около 50 и 70 Гц. И дома 4 лабиринта разной конструкции. Даже 5...

Aovox = Эксперимент будет честным если в разных лабиринтах будут стоять одинаковые головки. Я уже вижу кстати коммерческий вариант напольников. Лучше потратить неделю на эксперименты, чем всю жизнь пилить разные ящики и подбирать динамики.

Лев ЧВР = Уже делаю. Я хотел еще одну фишку попробовать – демпфирующий фазоинвертор ниже настройки лабиринта, ну или пассивный радиатор, чтоб голова основная стояла на низах.

Aovox = Вся фишка в ШП, а не в многополосной АС.

Лев ЧВР = Но более 1.5 полосы подпор с низу все-таки надо. Вроде не разрушается звучание, надо исследовать...

Aovox = Интересны три варианта:

 

 

Сравнить пары по звуку и снять АЧХ пар на расстоянии метр. В параллель их и померять АЧХ, каждой отдельно и каждой пары.

Лев ЧВР = АЧХ могу померять только относительно, т.к. сейчас у меня нет специального измерительного оборудования для акустики. Но звук имеет ВАУ эффект – это точно. Захотелось переслушать старые записи с мидбасом...

Aovox = Для измерений нужен только микрофон, вольтметр и генератор. Или вместо генератора смартфон с плавным тоном. ВАУ эффект от того, что стало больше баса и он стал плотным и упругим?

Лев ЧВР = Точно не знаю. Вроде было и так нормально на всяких больших колонках. Но не так. Я пока не понимаю, что... Мерять сегодня вечером буду, может быть.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Линейный массив на лабиринтах ЧВР - Часть 3
Линейный массив на лабиринтах ЧВР - Часть 3

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor