Штатный кроссовер Victor SX-900 на 3-х дощечках рядом с новым для сравнения габаритов
Штатный кроссовер Victor SX-900 на 3-х дощечках рядом с новым для сравнения габаритов
Пищалка колонки Victor SX-900 с зажимными клеммами
Пищалка колонки Victor SX-900 с зажимными клеммами
Купольный среднечастотный динамик Victor SX-900 с зажимными клеммами
Купольный среднечастотный динамик Victor SX-900 с зажимными клеммами
Басовый динамик Victor SX-900 с литой корзиной и более толстыми проводами, чем у СЧ и ВЧ головок
Басовый динамик Victor SX-900 с более толстыми проводами, чем у СЧ и ВЧ головок

Разблюдовка концов

 

На фотографии пучок проводов, для подключения кроссоверов к динамикам и входным клеммам. Сделаны они из литцендрата 5-8 жил диаметром 0,9-0,72 мм, и для исключения ошибок монтажа обернуты разноцветной изолентой. На следующем фото эти же провода подпаяны к соответствующим звеньям кроссовера на плате.

Входящие: С клемм на низкочастотное звено кроссовера – 7 жил диаметром 0,9 мм, на СЧ/ВЧ звено кроссовера – 6 жил диаметром 0,72 мм.

Исходящие: На басовый динамик – 8 жил диаметром 0,72 мм, на СЧ головку – 4 жилы диаметром 0,72 мм, на пищалку – 3 жилы диаметром 0,72 мм.

На основной плате кроссовера со стороны большой катушки два жгута проводов подключаются ко входным клеммам (ВЧ и НЧ) колонки. С другой стороны платы есть 2 выхода на НЧ и СЧ динамики, на верхней плате – жгут проводов для подключения пищалки. Длина проводов около метра, все они подписаны. Все черные – на землю, все цветные – на плюсы динамиков и входных клемм. Пищалка подключается «вверх ногами» (черный провод на +, желтый на -).

 

Зачистка концов

 

В расчете на то, что, если Вы захотите обрезать «лишние» провода, у одного фильтра я зачистил концы, у второго – нет. Вам нужно будет самостоятельно зачистить концы у второй платы – их около 100 штук.

Есть технология, позволяющая тратить на зачистку такого количества проводов не более 15-20 минут.

Зачищать нужно одновременно по 4-7 проводов, уложив из на палец. Из-за того, что зачищается одновременно несколько проводов в лаке, при их небольшом повороте видно, где лак остался. Зачищать одновременно 4-7 моножил намного быстрее и удобнее, чем по одной. Кладете пачку жил на указательный палец правой руки, прижимаете их лезвием ножа и тянете палец с ножом к концам. Потом всю пачку проворачиваете на пальце на 15-20 градусов, опять прижимаете ее ножом и протягиваете до кончиков. Потом переворачиваете пачку моножил на 180 градусов и повторяете процедуру.

В отличие от отдельных жил, несколько проводников одного диаметра «на пальце» зачищаются очень хорошо. Обратите внимание, что пучок проводов он НЧ клемм состоит из 7 жил диаметром 0,9 мм. Их нужно зачистить отдельно (пачкой), а мелкие отдельно (тоже пачкой). В остальных местах (концы к СЧ, ВЧ, НЧ динамикам и кабель к входящим ВЧ клеммам) все провода одного диаметра – 0,72 мм. После зачистки подрежете кончики на одинаковую длину, так, чтобы длина зачищенных концов была около 20-23 мм.

Провода к динамикам и входным клеммам нужно паять, т.к. штатные механические защелки (на динамиках) слабы и ненадежны. Чтобы жесткий «литцендрат» не оторвал лепестки от динамиков, его нужно притянуть к корзинам или магнитам динамиков пластиковыми стяжками.

 

Инструкция по «дистанционному» подключению нового кроссовера

 

Пищалка = Посмотрите на плату заводского ВЧ фильтра. Если черный (родной от динамика) провод идет к точке, к которой одновременно припаяны конденсатор и катушка, тогда у ВЧ динамика, это клемма (–). Синий провод от пищалки должен идти ко второму выводу катушки и далее к минусовой (земляной) клемме входного терминала. Если это так, тогда синий провод идет на (+) лепесток ВЧ головки.

Выходы для подключения пищалки находятся на маленькой плате «второго этажа» нового кроссовера. К ней пищалку нужно подключать так же как к заводской – НАОБОРОТ! (+) клемму ВЧ динамика на черный провод идущий с платы нового фильтра, (–) клемму на желтый. К лепестку динамика с «родным» черным проводом нужно подключить желтый провод с маленькой платы нового фильтра, к точке подключения «родного» синего – черный с маленькой платы.

У остальных динамиков (–) клеммы нужно подключать к черным проводам. Входные клеммы так же, как и СЧ и НЧ динамики минусами (землей) подключаются к черным проводам нового кроссовера.

 

СЧ динамик = Посмотрите, как СЧ динамик подключен к плате заводского фильтра. Черный провод от него должен идти к плате фильтра и этим же проводом он должен подключаться к (–) клемме входного терминала. К этой же клемме должен приходить синий провод от пищалки.

Провода для подключения пищалки обмотаны желтой изолентой, их полярность обозначена черным и желтым цветом. В серую изоленту замотаны провода для подключения СЧ динамика. Полярность подключения СЧ головки обозначена серым и черным цветом. Серый, это (+) вывод СЧ звена нового кроссовера, и его нужно подпаять к точке подключения «родного» желтого провода к СЧ головке. Черный провод с выхода СЧ звена нового кроссовера нужно подпаять к точке подключения «родного» черного провода к СЧ динамику.

Белый провод с СЧ звена заводского кроссовера идет к (+) клемме входного терминала. В эту точку нужно подпаять (+) провод, идущий с большой платы нового кроссовера. Он вместе с (–) проводом замотан в черную изоленту. Соответственно, в точку подсоединения СЧ звена заводского кроссовера к входному терминалу (туда идет «родной» черный провод), нужно подпаять (–) вывод с нового кроссовера. Он так же, как и «родной» обозначен черным цветом.

 

НЧ динамик = К НЧ звену заводского короссовера от одной пары входных терминалов приходят два многожильных провода в прозрачной изоляции. Их плюсовые концы обозначены красным кембриком и подключены к (+) лепестку НЧ головки, и (+) клемме входного терминала. Минусовые концы никак не обозначены и подключены к (–) лепестку НЧ головки, и (–) клемме входного терминала.

На основной плате нового кроссовера есть два провода, один в синей изоляции, второй в белой. Белый конец подключается к входным НЧ терминалам, синий к НЧ головке. (+) концы поводов обозначены цветной изолентой. Их нужно подключать к (+) клемме НЧ головки и (+) клемме входного терминала. Земляные концы обозначены черной изолентой, их соответственно нужно подключить к (–) выводу НЧ динамика и (–) клемме входного терминала.

 

Если честно, писать такую инструкцию для «дистанционного» подключения нового кроссовера намного сложнее, чем самолично делать монтаж. Подключайте новые кроссоверы к динамикам и клеммам по очереди. Лучше сначала сделать одну колонку, все проверить, сравнить ее по звучанию со штатной и, только после этого – делать вторую.

 

Пайка ибн механика

 

При разборке колонки выяснилось, что ни одной пайки в ней нет, даже в фильтрах все соединения сделаны на скрутках и обжимах. Мне кажется, что это не есть – хорошо, т.к. акустика довольно старая и априори подвержена сильной вибрации. В таких условиях, механические контакты со временем склонны разбалтываться, это же оборонное изделие... Я думаю, что скрутка лучше пайки была только в винтажных японских аппаратах, где вокруг штырьков было намотано по 8-10 витков одножильного провода. Там это действительно было надежным. Плюс, производители сэкономили дорогое олово (японцы всегда и на всем экономят). Для организации качественных соединений в новых фильтрах ушло 300-400 грамм олова.

Новые провода, хоть и представляют собою многожильный литцендрат и их можно назвать условно мягкими, имеют сечение на порядок превышающее таковое у заводской проводки. Соответственно в месте пайки к лепесткам динамиков образуются довольно приличные «подрессоренные» массы, склонные расшатываться при вибрациях. Чтобы со временем из динамиков не вырвало входящие лепестки, провода нужно механически. Я прикрепляю провода к корзинам динамиков с помощью нейлоновых стяжек.

 

Монтаж фильтра

 

На фото красными стрелками (на каждой плате) указаны по 7 скруток длиной 20-30 мм с дальнейшей пропайкой. В каждой скрутке находится от 7 до 20 моножил диаметром 0,72 мм. Все моножилы предварительно зачищены (пачкой), плотно скручены сначала пальцами, потом – маленькими плоскогубцами, затем по торцу обрезаны кусачками и пропитаны канифолью. После этого пропаяны с двух сторон до блестящего вида.

Я следил за тем, чтобы припой растекался и слегка обнажал структуру скрутки. Качественная пайка по виду должна напоминать металлический тросик.

Пропаянные скрутки покрыты цапон-лаком и обернуты качественной изолентой. Я применяю японскую "3-М" и турецкую "Truper". Трупер по факту оказалась лучше, чем 3-М, т.к. слабо тянется, имеет полимеризующийся клеевой слой и в дальнейшем не разворачивается. После оборачивания места скрутки такой изолентой – ее можно только срезать, т.к. клеевой слой после контакта с воздухом намертво прикипает к виниловой основе. Для исключения вибрации массивных скруток (платы фильтров предназначены для установки внутри акустических систем) они притянуты к стеклотекстолиту с помощью нейлоновых стяжек.

Монтаж кроссоверов подобным способом выглядит не очень эстетично, но с точки зрения минимизации количества переходов (паек), длины проводов и ориентации жгутов не параллельно друг другу – представляется одним из наиболее оптимальных.

Владелец выразил замечание, что новые кроссоверы могли бы быть покомпактнее. Я сказал ему, что компактнее их делать не желательно т.к. реактивные элементы друг на друга влияют довольно сильно. Не зря же «родной» кроссовер был выполнен на трех разнесенных в пространстве платах. В новых кроссоверах катушки значительно объемнее, чем в «заводских» и сориентированы под углом 90 градусов друг к другу.

 

Ребра жесткости

 

При разборке колонки выяснилось, что внутри ее корпуса имеются многочисленные ребра жесткости не дающие возможности закрепить кроссовер на заднюю или боковую стенку. В итоге его пришлось пока положить на нижнюю поверхность АС без крепления, замотав в шерстяную ткань.

Вся колонка была заполнена прибитой к рёбрам жесткости мебельным пистолетом шерстяной тканью... Я предложил владельцу ее отодрать и потом расположить внутри АС в виде мягкого валика. Насколько я знаю, валик из шерсти в центре колонки работает не хуже наглухо затянутых демпфирующим материалом стенок. Что и было сделано.

После отправки кроссоверов из Одессы в МСК вспомнил, что забыл положить в посылку 10 саморезов и 20 резинок. Для крепления к колонкам кроссоверов я обычно применяю саморезы диаметром 3,5 мм и длиной 30-40 мм, плюс резинки с дырочкой. В качестве ножек-демпферов прекрасно работают сантехнические прокладки для холодной воды внешним диаметром 20-25 и толщиной 5 мм. Я кладу их по две штуки под каждый саморез. По факту ничего этого не понадобилось.

 

Испытания 1 колонки

 

После установки кроссовера в одну колонку владельцем было проведено парное сравнение ее звучания со звучанием штатной АС. Владелец сказал, что ему не понравились высокие частоты. Нашли причину – включенный наоборот ВЧ динамик. Исправили, проверили, высокие встали на место...

Алексей = После изменения фазы ВЧ головки стало получше, играет немного яснее, но не принципиально. Подождем и посмотрим, колонки сейчас играют, бас пока лучше на старом фильтре, середина и высокие на новом.

Aovox = Пусть хотя бы пару часов поиграют... У меня есть опыт с другими заказчиками, у троих заиграло намного лучше, только после 2-3 часового прогрева, это Хеко Селан (до этого работали 5 лет), Гранд Хай (2 года) и Зингали (7 лет). Нужно их погонять минимум 3 часа на малой/средней громкости.

Испытание на звук нужно проводить в режиме «моно», перекидывая акустические кабели с колонки на колонку «на горячую». У меня трое клиентов тоже сначала ничего не поняли и только после прогрева – услышали. У вас колонки уже лет 20 играют, а тут абсолютно все новое: Пайки, провода, конденсаторы все были новыми, а не БУ, все должно отформироваться.

Алексей = Я ничего не трогаю. Играет на средней громкости. Подожду дня три, четыре, и возьмусь за вторую.

 

Попадос

 

По прошествии недели владелец особых восторгов от звучания нового кроссовера не испытывал... Стал искать причину и тут до меня дошло, что номиналы элементов я делал исходя из схемы, которую мне прислал сам заказчик. Попросил его сфотографировать штатный кроссовер с близкого расстояния.

Выяснилось, что реальные номиналы конденсаторов в СЧ и НЧ звеньях кроссовера отличаются ровно в два раза от тех, которые были указаны на схеме... Это по фотографиям. Что называется – лоханулись оба...

Пришлось ему пересылать мне один заводской кроссовер и два новых из МСК в Одессу. Измерения номиналов элементов заводского фильтра «в лаборатории» показали, что новые катушки имеют индуктивность идентичную штатным, а вот конденсаторы по емкости отличаются в полтора-два раза.

Так в НЧ звене вместо указанных на схеме электролитов 3х33 мкф + 3 пленочных по 3 мкФ = 100 мкф, стоят два электролита суммарной емкостью 58 мкФ. В СЧ звене вместо указанного на схеме конденсатора емкостью 30 мкФ (2х15 мкФ) стоит «пленочник» на 21 мкФ. Параллельно СЧ головке вместо указанного на схеме 5 мкФ стоит 6,8 мкФ...

Естественно ни о каком согласовании не могло быть и речи. Новые кроссоверы были переделаны и отосланы к заказчику второй раз.

 

Установка кроссоверов во второй раз

 

Так же, как и в первый раз, на одну из колонок был установлен новый кроссовер. Вторая для парного сравнения осталась с заводским.

Aovox = Давайте сделаем прогон 2-3 суток на малой громкости и устроим максимально честный тест. Для этого желательно устроить парное сравнение и лучше – в слепую, для чего необходимо обе АС установить рядом. Из опыта – замена фильтров проявлялась не сразу, раз 15 с таким эффектом сталкивался. После замены кроссовера в одной колонке мы с владельцами делаем парное сравнение – сразу и через короткое время. И только после этого переделывается вторая АС.

Алексей = На самом деле, слышно должно быть сразу, потом раскрываются нюансы. Любой провод ставишь и сразу слышно, лучше или хуже, или вообще никак. А тут целый фильтр. С ходу - прибавка очень небольшая, стало больше нижней середины и пока – все. Приходил товарищ слушать, заметил то же самое и то не сразу. Вау эффекта нет, мне кажется, что примерно такой же эффект можно было получить путем замены проводов внутри колонки.

Aovox = Подберите яркую музыку: вокал, ударник, контрабас. Попробуйте малые составы, типа Эллы Фиджерльд, Жака Люсье, Пугачевой, бардов и т.д.

Алексей = Есть даже Аберкромби где всего две гитары... Сейчас попробую поменять местами провода на ВЧ динамике. Поменял фазы на ВЧ, стало звонче, слышно, что левая переигрывает правую колонку, вся сцена сместилась влево. Высоких стало больше. По сравнению со штатной колонкой, после смены фазы ВЧ головки, высокие частоты стали более яркими и детальными.

Aovox = Основное изменение звучания должно быть на низах, а не на верхах. ВЧ и СЧ звенья штатных кроссоверов были сделаны более-менее нормально, только проводочки там тонкие, а НЧ звено с электролитами. У меня на низах из-за комнаты с Гранд Хай была проблема, они по-разному играли. После установки впритык все стало понятно. В ваших колонках разница должна быть на НЧ в первую очередь, а понять это можно только поставив АС вплотную друг к другу и ставя музыку с обильными низами на них по очереди.

Алексей = Сегодня поставил второй кроссовер, учёл все нюансы в первой колонке. С двух колонок бас конечно получше стал, но пока, та колонка – где дольше стоял фильтр, играет немного лучше. Если резюмировать, то на сегодняшний день: нижняя середина стала немного лучше и баса стало больше, но не в два раза. Слышу, что кроссоверы со временем разыгрываются, подождём две недели...

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Новые кроссоверы Victor SX-900 = Часть 3
Новые кроссоверы Victor SX-900 = Часть 3

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor