Короткий циклотрон с входными трансформаторами - аттенюаторами - фазоинверторами в один каскад
Короткий циклотрон с входными трансформаторами - аттенюаторами - фазоинверторами в один каскад
Двухкаскадный усилитель на  триоде AD-1 от Лихницкого
Двухкаскадный усилитель на триоде AD-1 от Лихницкого

Про звук AD-1

 

Юрий = Триоды я слышал разные, вплоть до AD-1. Пентоды ВСЕ лучше, по равнению с триодами (на мой ух и вкус). При правильном согласовании с акустикой, конечно. В этом их основная трудность готовки, а так – только они, никаких триодов. А лучше взять и послушать, и сравнить. Если вам нужно услышать различие между двумя скрипками – несомненно пентод, никаких триодов. Если я слушаю пентоды – будьте уверены, это что-то да значит.

Слава = Юрий убивает ваша безапелляционность, можно подумать, что вы слышали не чужие системы, а сами их конструировали и пришли к такому выводу. Ваш выбор пентода похоже объясняется мутными советскими комплектующими. Что касается AD-1 то вы его в руках не держали, просто видели. Вас почитаешь, Аббас на вашем фоне школьник 2 класс.

Юрий = В том то и дело, что сам не конструировал, иначе они звучали бы по-другому, даже триод. Ну а к такому выводу я пришел при прослушивании и при сравнении звука с натуральным естественным, который в консерватории. Что же я могу поделать, если мои пентодные системы звучат лично для меня более натурально и естественно, чем чужие триодные – что слышу, о том и говорю...

Трудно точно сказать, чем он объясняется, но на 99 % объясняется он тем, что они звучат более натурально и естественно – ближе к консерваторскому живому звуку. Хотя у меня и псевдотриоды звучали неплохо, но пентоды все равно лучше. Я всегда удивлялся и до сих пор удивляюсь, когда слышу про теплый ламповый звук – у меня никогда такого почему-то не получалось и не получается до сих пор. Может дело в этом?

Я в руках AD-1 не держал, да вроде бы я это и не утверждал. А вот СЛУШАТЬ систему с этой лампой довелось – звук был на столько поразительно красивым, просто до ужаса, до мурашек по всему телу... Это меня и смутило – ничего похожего я никогда не слышал в консерватории, живьем. Раскрашено было сверх всякой разумной меры, первые несколько секунд находишься просто в ступоре, в шоке. А потом возникает законный вопрос – что это было? Как можно до такой степени умудриться раскрасить звук, чтобы он совершенно перестал быть похожим на что-то живое. Ну вот примерно так про AD-1.

Masala-chai = Чем же и что же вы слушаете, если AD1 – фломастеры? Это вообще один в один ситуация, когда собаке с ее черно-белым миром пересадили глаза и часть мозга от человека, и она воскликнула: какого черта мир стал цветным?! Верните мне черно-белый! Верните мне мои глаза, мозг и любимую 6П9!

Юрий = Все правильно с собакой и с AD-1 тоже. Лично для меня один из самых важных параметров звучание – его естественность, натуральность, живость, похожесть на звучание в консерватории. Пентоды в этом плане значительно превосходят триоды. Это лично для меня, для моего понимания как должно звучать натурально и живо. Ну а AD-1, это вообще набор цветных фломастеров, который раскрашивает звук так, что он перестает быть похожим на что-то натуральное и естественное. Не все то золото, что блестит. А по-хорошему, в жизни, редко бывает – когда что-то так блестит, там в большинстве своем более спокойные и выдержанные тона, без искусственной раскраски. Просто я люблю, чтобы было без приукрашивания действительности, даже если делается это с благими целями. Я не пью и наркотики не употребляю, поэтому мир для меня не такой красочный, каким его пыталась рисовать AD-1. А вот пентоды тоже не пьющие и не наркоманы, поэтому только они, так как в них больше ПРАВДЫ ЖИЗНИ.

Abbasz = На старом форуме АМЛ была тема " фокусировка звука пентодом ", где речь шла о выходной лампе. У меня сохранились только отдельные сообщения.

Юрий = Ну как вам сказать? Скажем так, слишком уж AD-1 пришелся мне по душе, сверх всякой меры – именно это от него меня и отвратило. Я не очень люблю, когда СВЕРХ. Что – сверх детальность, что сверх разрешение, что сверх динамика, что сверх красота звучания, что все остальное «сверх». Ну нету их для меня лично в звучании в консерватории... нет. Там просто обычный, нормальный, привычный живой естественный звук и музыка, ничего сверхъестественного.

 

Пентоды VS триоды

 

Юрий = Кстати вы в курсе, что характер звучания усилителя во многом обусловлен характером звука именно входной лампы, а не выходной? То есть в данном случае именно пентода, а не триода.

ВАР = Уж больно капризные эти пентоды на выходе усилителя, много условий нужно соблюсти, чтобы заставить их петь. Есть интересный материал о пентодах от Михаила Дмитриенко (Евлампий). Человек он очень авторитетный в аудио. Когда-то скопировал его высказывание на Аудио Портале:

 

"После 15 лет увлечения только прямонакальными триодами меня упорно уводит в пентодные дела. По-моему, тем, кто до глубины испробовал триодное звучание, чрезвычайно сложно уйти в пентодную крамолу. Но (ИМХО), это крайне заманчивый шаг от потрясающе воспроизводимых триодами звуков, до потрясающе воспроизводимой пентодами музыки.

Я бы обобщил это так: в каждое мгновение лампа «триод» играет явно круче пентода... Но лично для меня в любой промежуток времени пентод выдает музыку целостнее и интереснее триода! Вы наверняка обращали внимание, что качественно сделанный тракт на триодах чаще всего пытаются показать на джазовых композициях с женским вокалом? Это (ИМХО) иллюстрация "эффекта, диктуемого эффектом". А редкие «ископаемые» пентодники просто позволяют ловить от музыки кайф, без раскладывания ее на атомы и молекулы.

А вот сделать пентодный усилитель таким же благозвучным, как триодный для звучания «в данную секунду» сложно, но определенно – возможно. Здесь в полный рост встает вопрос «кухаварения», так как эти лампы требуют совершенно другого подхода, в отличие от триодов: точные настройки режимов, а конкретно:

 

  • Минимизация искажений путем подбора потенциала на второй сетке (изменение напряжения на несколько вольт приводит к росту искажений в несколько раз);
  • Стабилизация нагрузки (изменение нагрузки всего на 30 процентов  увеличивает искажения в 2-3 раза);
  • Совершенно другие подходы при создании блока питания, где на звучание сильно влияют «сопли», кой в триодных усилителях остаются незамеченными;
  • Главная задача, выбор типа лампы и ее звуковых особенностей, связанных с пентодной «породой». Для пентода это на столько же важнее, чем для триода, как и забубоны с получением максимального усиления от последнего;
  • Ну и – акустическая система под пентодный усилитель должна строиться «с нуля» Под пентод ее нужно строить почти с нуля... Думаю, что «визглявость» которая Вас порой раздражает – связана в первую голову с рассогласованием нагрузки: Горбы в полном импедансе, влияние больших емкостей и индуктивностей «реактивности» кроссовера. Строго говоря, кроссовер в акустике, предназначенной для пентодного усилителя не желателен вообще, а сделать «ровную» акустику без кроссовера – очень проблематично...
  • Возьмите какой-либо винтажный ШП динамик с «ровным» импедансом в щите подключить к пентоднику без ООС, а после этого к триоднику... М-да. Удачи Вам всем..."

 

Юрий = Да, Евлампий имеет золотые уши. Именно он и подвиг меня в моем поиске музыки в системах с пентодным усилением, и как оказалось – в точку.

Слушаем мы всю систему в совокупности, а не отдельно усилитель, акустику и проигрыватель. Возможно, дело тут не в пентодном "железе" (по крайней мере не только в нем), а еще в чем-то другом... Думаю, что очень много зависит от того, как настроить систему. А что значит правильно ее настроить? Нужно, чтобы она находилась в резонансе со слушателем, с его музыкальным восприятием. А так, как слушатели все разные, музыкальное восприятие у всех разное, резонансы у всех разные, то и системы у всех должны быть разные, свои. У меня, в частности – пентодные, да еще и однокаскадные однотактные тракты без ООС. У вас триодные однотактные, у кого-то двухтактные, а у кого-то "каменные" класса D с активным многополосным усилением и 100 %-ой ООС. Так что, если вас устраивает 2А3 или 45-ый триод, слушайте их на здоровье и больше никого не слушайте. А вот если не устраивает чем-то, вот тогда можно и поискать что-то другое, что может подойти вам больше.

 

Однокаскадный циклотрон

 

Aovox = Люди сделайте двухтактник на 6п9 или 4п1л циклотроном с регулятором громкости на трансформаторе, он же и ФИ каскад... звук будет просто убойный и индуктивность нужна будет в 4 раза ниже у первички.

Юрий = Не... двухтактник, это не мое, тем более – циклотрон. Кроме того, мне «убойный звук» не нужен. Мне нужен естественный, натуральный, живой – а значит однотактный, да еще и однокаскадный. Да еще и на пентоде – ну что может быть лучше?

Час назад решил чуть отдохнуть и немного послушать мессы Баха в исполнении фон Караяна. Ага, как бы не так – пока весь диск не прослушал, оторваться не мог ни физически, ни морально-этически. А вы какой-то там «двухтакт-циклотрон»...

Aovox = А как насчет того, чтобы отойти от догм, точно так же как с переворачиванием ламп и закреплением их в струбцинах??? И сделать ОДНОКАСКАДНЫЙ двухтактный аппарат с входным трансформатором (он же регулятор громкости). А циклотрон – это для снижения сопротивления нагрузки и уменьшения необходимой индуктивности первички в 4 раза, что – как вы писали, благотворно влияет на звук.

Юрий = Начнем с того, что регулятор громкости и фазоинвертор на одном и том же трансе ну никак не получатся. Потом – это сколько же ламп-пентодов в параллель нужно поставить, чтобы сделать циклотрон? Боюсь в Москве столько не найдется.

Aovox = По одной лампе в плечо, просто взять два ваших усилителя и включить их в режиме циклотрона, а на вход транс с отводами с двумя вторичками в противофазе... Ей Богу кого-то настропалю сделать! Если вас не удастся убедить. Интересна разница однотакта и двухтакта однокаскадного по звуку. Однотактные усилители уже человек сто сделали, а двухтактные – никто.

Юрий = Результат будет труднопредсказуем и возможно неблагоприятен, а мороки много. Да и потом – зачем? Есть же однотактные однокаскадные усилители с очень хорошим звуком. Зачем плодить лишние ненужные двухтактные сущности?

Aovox = Мощности мало у 6п9 и 4п1л в однотакте, к тому же циклотрон – это в 4 раза ниже необходимая индуктивность первичной обмотки, а у трансформатора для 6п9 она изначально высокая. А значит с ВЧ будут проблемы при высокой индуктивности, что приуменьшает кристальную идею однокаскадности. Я был в Киеве (недавно искал СД проигрыватель Ревокс 225), у одного человека слушал, так у него ШП динамики Альтек 12" от однокаскадного аппарата на 6с45п (вроде) работают, мощность 0,8 Вт. Хорошо играет, но тихо.

Просто никто еще ни разу пушш-пул однокаскадный не сделал и это скорее всего именно из-за необходимости инвертировать фазу в одном плече, а тут такое изящное решение: трансформатор-регулятор громкости на входе он же фазоинвертор и 1 каскад, и циклотрон, снижающий необходимую для 6п9 индуктивность в 4 раза. Куча преимуществ: мощность, однокаскадность, короткий тракт, трансформаторный регулятор громкости... Основная сложность во входном трансформаторе с отводами. Как-то так... я кому-нибудь насоветую такой попробовать.

На картинке схема Климанского, только не на 6 п9 и не циклотрон, но идея эта. Говорит, что играет очень хорошо.

Юрий = Кстати, еще одна причина не делать так, как вы предлагаете. Я не приемлю ступенчатых регуляторов громкости, только исключительно с плавной регулировкой. И конечно ни в коем случае не спаренные, а отдельные по каналам. Это потому, что они у меня служат регуляторами баланса, с помощью которых я выставляю симметрию звукового поля в КдП, что очень удобно и просто. Это крайне важно, если вы хотите слушать из своей системы МУЗЫКУ, а не звуки. Лично я хочу, а потому именно так и ни каких ступенчатых трансформаторов-регуляторов.

 

Индуктивность первички и идеи короткого тракта

 

Слава = Юрий, в чем разница между приличной и не прилично маленькой индуктивностью первичной обмотки и как это проявляется в звуке? Расскажите подробней о этих трансформаторах, сколько первичка, вторичка, сколько секций, какое железо, размер, в общем подробней.

Юрий = Это заводской трансформатор от какого-то прибалтийского приемника, я его сам не мотал. Размер керна не более 8 кв.мм. Секционирование минимальное, провод тонкий, в районе 0,3 мм – вот и все, что могу сказать. Коэффициент трансформации 20:1. У меня было два аналогичных, теперь они и работают в однокаскадном пентодном однотактном усилителе на 6п18п.

Aovox = Юрий, а реально однокаскадный однотактный усилитель чем отличается от двух-трех каскадного? Аббас трехкаскадные делает, например. Я всегда хотел сделать один максимально короткий усилитель для переписывания с МС головки на магнитную ленту. Чтобы уменьшить количество каскадов и не приводить частотку в корректоре к линейке и 755 милливольт и потом в усилителе записи опять формировать свою частотную характеристику. Типа – минимум каскадов и одна цепь коррекции, которая сразу делает линейку на ленте с МС головки. Я так ту идею и не реализовал, хотя если это сделать на лампах будет (ИМХО) фантастическое качество на ленте на 38 скорости – например. Потом можно было бы это дело тиражировать в аналоге или цифровать.

Sova = Разве кривые коррекции для грамзаписи и ленты не разные? и на одном каскаде вряд ли получится. Вы имеете в виду сделать общую суммарную коррекцию тогда одну цепь коррекции экономим?

Aovox = Да, одну цепь коррекции для максимального укорачивания тракта, но с регулировкой амплитуды и наклона, чтобы для разных записывающих головок можно было применить. Представьте себе, подключаем головку ММ/МС прямо в такой аппарат и головку записи тоже и никаких лишних звеньев, кабелей и разъемов... А для контроля сделать параллельный каскад с выходом на обычный усилитель или наушники.

Такой аппарат «клондайк» для качественной перезаписи пластинок на ленту. Всегда на пластинке есть одна или несколько песен которые хочется послушать или они любимые, а остальное как правило – мусор. Группы же обычно писали один – два хита и добивали до 45 минут пластинку всякой "подливой" которая по уровню ни в какое сравнение с хитами не шла. Из-за этих хитов пластинки и покупали всю жизнь. А так – записал сборник из одних хитов и супер! У меня из 20 компактов Юрай Хип, например, два сборника получилось, но зато каких! Я про это.

 

Начало однокаскадника на 4п1л

 

Юрий = Выгреб все остатки трансов силовых, кое-что осталось еще. Благо там мне подойдет 120-150 Вольт, а такие трансы я ранее не применял, всегда потребное напряжение было выше. То, что они зелененькие ТАН-ы, фиг с ними. Во всех моих ранних усилителях именно такие и работают и хорошо работают. Нужно будет попробовать в первичке задействовать всю обмотку целиком, а не отвод на 220 В – индукция будет ниже. Конечно на вторичках будет немного другое напряжение, ну и пусть – у меня все равно есть из чего выбрать, трансов всяких достаточно. А вот с выходниками – вопрос пока открытый, буду думать. Вообще-то у меня есть запас выходных кинаповских трансформаторов, нужно будет посмотреть, можно ли там что-то сделать коммутацией обмоток.
 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Однокаскадный усилитель на пентоде 4п1л - Часть 2
Однокаскадный усилитель на пентоде 4п1л - Часть 2

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor