Динамики 2гд-40 в шестигранных корпусах типа пульсирующая сфера под ламповый усилитель
Динамики 2гд-40 в шестигранных корпусах типа пульсирующая сфера под ламповый усилитель
Шестигранные однополосные колонки А Клячина на динамиках 2гд-40 высокой чувствительности для лампового усилителя
Шестигранные однополосные колонки А Клячина на динамиках 2гд-40 высокой чувствительности
Трехполосная акустика Д Свободы из МУТСИ на ШП динамиках 2гд40 в коротких передних рупорах
Трехполосная акустика Д Свободы из МУТСИ на ШП динамиках 2гд40 в коротких передних рупорах
Двухполосные колонки на легких бумажных динамиках, в ВЧ-СЧ звене применены 4х2гд40
Двухполосные колонки на легких бумажных динамиках, в ВЧ-СЧ звене применены 4х2гд40

Идея 4п1л после однокаскадника на 6п9

 

Юрий = Тут вот подумалось, а не замахнутся ли мне на прямонакалы? Ранее я обходил их стороной, т.к. выпрямление накала у меня всегда вызывало вопросы. А что, если попробовать 4П1Л в пентоде и в один каскад? При параллельном соединении нитей накала накал будет 2 Вольта – выпрямление может и не понадобиться. И мощности в один каскад для меня вполне хватит – около 4 Вт, т.к. я почти всегда слушаю менее 1 Ватта, и часто на 200-300 милливаттах.

И напряжение можно взять порядка 130-135 Вольт, одинаковое и на анод, и на вторую сетку – это очень удобно и конденсаторы бумажные на 160 вольт можно использовать. Их у меня море.

Решено, делаю еще один однокаскадный однотактный усилитель в пентоде на 4П1Л. 4П1Л лампа достаточно музыкальная, должно хорошо получиться. Ну и прямонакал послушаю – что это за зверь. А то 300В меня разочаровали – звук ни в пиз..у, ни в красную армию, из того, что слышал. Надеюсь с 4П1Л будет иначе, по крайней мере приложу к этому все свои золотые руки и светлую голову. Да и Муза надеюсь поможет, как она всегда делала до этого. Все, решено, приступаю потихоньку... Кстати этот усилитель будет работать с малыми рупорами, так что желающие смогут взять на послушать не только рупора, а и усилитель тоже – это намного лучше, чем что-то подбирать к этим рупорам стороннего. Тут будет усилитель, построенный и настроенный именно под них – золотая парочка.

Abbasz = Я думаю, что 4П1Л потребует каскад раскачки. Когда-то ставил ее в корректор, но накал 4 в и стабилизировал. В пентоде, наверное, лучше попробовать 4 в и родную ср. точку, может быть это будет минимумом по фону. Прямонакальные пентодные однотактники фонят из накала, единственная надежда что тут фон будет небольшой поскольку нить накала короткая.

Александр Михайлов = Не так давно слушал связку 6н9с + 6ф6с в пентоде с неглубокой ООС. Понравилось! Интересный звук. Динамичный, прозрачный, детальный, немного яркий, но в целом очень хорошо! Думаю, что со 130 вольтами на аноде, Вы 4 ватта мощности с 4п1л не получите. Для этого надо вольт около двухсот. И драйвер вероятнее всего понадобится. Кстати вспомнил, делали ребята на 6п21с, тоже прямонакальная лампа. Как раз однокаскадный усилитель, как Вы любите.

6р9 = 6п21с работает у Помора только как сч/вч в биампинге. Выходной трансформатор должен быть с высокой индуктивностью без ООС, как у Помора. Нужен хороший магнитопровод и большое количество витков.

Александр Михайлов = Само собой. Вообще пентодник без ООС я не стал бы рассматривать отдельно от заточенной под него АС. Ибо вещь эта на мой взгляд весьма не универсальная. Кстати пентоду обеспечить высокую индуктивность проще, это не триод и ему вроде как пофиг на секционирование обмоток. ВЧ диапазон он не валит. Поэтому первичку можно намотать под завязку, правда сопротивление приличное получится. Надо мотать толстым проводом, иначе будут большие потери.

Юрий = Попробую, а там видно будет. Прямонакальные лампы я не уважаю, этот будет первым и может быть и последним. В общем посмотрим, что у меня получится.

 

  • Мне вполне будет достаточно 2-2,5 ватта;
  • По драйверу – не уверен, что понадобится. Ни 6П9, ни 6п18п не понадобился;
  • 6П21С накал 6,3 вольта – значит выпрямление почти обязательно, не пойдет.

 

Акустика под пентодный усилитель

 

Юрий = Кстати про пентодник. Считается, что он очень критично относится к сопротивлению акустики, значительно критичнее, чем триодный усилитель. Я тоже так считал ранее. а вот теперь даже не знаю, что и думать по этому поводу. Мой пентодник на 6П18П по расчетам (под его выходной трансформатор) должен работать с акустикой 8 ом. Он на ней прекрасно и работает. Но дело в том, что хороших широкополосников 8" на 8 ом очень мало, в основном они на 4 ома. И каково же было мое удивление, когда я поставил в средние рупора вместо 4ГД-5 (8 ом) 4ГД-28 (4,5 ом). По расчетам играть не должно бы, а играет так, что душа заворачивается, а потом снова разворачивается. И, кстати, значительно лучше, чем с динамиком на 8 ом. Как это объяснить - я теряюсь в догадках. И получается, что расчеты – это как на заборе написано не пойми, что. Не верь расчетам, все слушай только своими ушами – услышишь много интересного и невероятного, не совпадающего ни как с расчетами. Вот именно так у меня и произошло.

При замене динамика приведенное сопротивление изменилось, о чем и разговор. И по расчетам - не в лучшую для звука сторону. А музыка с 4ГД-28 (4,5 ом) звучит значительно лучше. чем с 4ГД5 (8 ом) – вот в чем вопрос.

Конечно динамики совершенно различные и не только по импедансу. 4ГД5 – по паспорту НЧ динамик (60-5000 Гц). хотя с успехом играет и выше – опять же, не верь тому, что на заборе (в паспорте) написано. Думаю, 10 000 Гц он тоже отыгрывает. Бумага диффузора у него тонкая, но плотная, прессованная. Подвес мягкий, пропитанный не высыхающей мастикой. Катушка достаточно большая, магнитная система мощная. Чувствительность 93,5 дБ.

И полная противоположность – 4ГД-28. Частотка по паспорту 60-12500 Гц. Бумага диффузора толще и более рыхлая по структуре. Подвес из нее же ничем не пропитанный. Катушка маленькая, магнитная система раза в три слабее. Чувствительность всего 90 дБ. Казалось бы, все на стороне 4ГД-5, учитывая и "правильный по расчетам" импеданс. А вот хрен там, расчеты расчетами, а играет неправильный 4ГД-28 заметно лучше правильного 4ГД-5...

Из чего я делаю вывод, что расчеты какого-то одного параметра (и потом тупое следование этому расчету и этому параметру) мало что значат для музыки. Для музыки намного важнее ОБЩЕЕ совпадение всех компонентов системы и не по одному параметру. а черте знает по скольким. И несовпадение по расчетному одному параметру с огромным успехом может быть заменено совпадению по массе других параметров, часть из которых вообще не имеет методик расчета. И окончательное решение принимается не по расчетам не пойми, чего (в основном того, что мы научились пока считать и что нам считать легче), а по результатам прослушивания своим музыкальным слухом и своим восприятием МУЗЫКИ.

Эпопея с этими двумя динамиками, наверное, и показывает правильность моих рассуждений – поменьше считай и побольше слушай, толку всегда будет больше. Ни какие расчеты еще никогда не приводили к созданию хорошо звучащих компонентов без их отслушивания и доводки на слух.

Aovox = 4гд-5 прототип 6гд-2 это НЧ динамики, у них спектр вниз смещен, а 4гд-7 и 4гд-28 это ШП ровные в середине в рупоре всегда ШП играют лучше. Та же история с 6гд-1 от Фестиваля и 5гд-1, 5гд-14 (меньшего размера). Последние намного ровнее в рупоре и щите, а на 6гд-1 ШП колонка не получается.

Александр Михайлов = Так ведь 4.5 Ома это импеданс (модуль сопротивления). Нужно ещё смотреть на стабильность импеданса в зависимости от частоты. Полагаю, что у басовика он растёт более круто. А Вы не сравнивали сопротивление катушек по постоянному току? Да и чутье в 93 дБ, мало о чем говорит, когда мы не знаем АЧХ. Могут приводить пиковые или усредненные значения. А у него может неравномерность +/-10 дБ. На 1 кГц 93 дБ, а на 50 Гц дай бог 85...

Юрий = Да нормально играют 4ГД-5 в среднем рупоре, никакого недостатка ВЧ не ощущается. Тут дело, как я думаю – в другом. А именно: усилитель / маломощный однотакт на одной пальчиковой лампочке / выходной транс с сечением 4-5 кв.см. и малой индуктивностью первички. И такой усилитель, как я предполагаю, значительно лучше играет с не совсем подходящим для него по импедансу динамиком, зато по другим параметрам они подходят друг другу значительно больше.

Aovox = Я понимаю, что нормально играют... Но он и 6гд-2 перекошенные (по давлению) вниз... а 4гд-28 – ровный. Мы на 6гд 2 двухполоску не смогли сделать пришлось СЧ 5 дюймов к нему ставить и так продавать. 200 колонок было сделано на 6гд-2.

Юрий = Это над вами довлеют показания по паспорту. А на самом деле 4ГД-5 в среднем рупоре играет ровно во всем диапазоне (без слышимого перекоса в НЧ область), наверное, до 10000 Гц, если не больше.

 

Вопрос замера динамиков

 

Юрий = Я потом замеры обязательно сделаю. Но что-то мне подсказывает, что замеры ничего не покажут и не дадут – они будут у этих динамиков примерно одинаковые. Я все время удивляюсь на людей, молящихся на замеры черте каких приборов, работающих черте по каким принципам и точно уж не умеющих слышать музыку. Ну что вам дадут эти замеры? Человеческих слух и восприятие музыки в сотни тысяч раз точнее расскажут вам про музыку, чем любой прибор – и не понимать это, значит показывать свой дебилизм и глухоту. По постоянке у 4ГД-5 около 7 ом, у 4ГД-28 около 5 ом (замеры тестером).

Александр Михайлов = Проблема в том, что у таких динамиков очень плохая повторяемость от экземпляра к экземпляру, нужно обмерять конкретный динамик в каком нить бафлстеп хотя бы. У них же там и добротность, и чуйка, и резонансная – все гуляло туда-сюда. Это вам не сисы со сканспиками. Разница по постоянке не очень-то и большая. Надо смотреть на характеристику импеданса. У 4гд-5 с ростом частоты по идее должен быть большой рост сопротивления. Гораздо круче, чем у ширика. Поэтому скорее всего чуда то никакого и нет.

Юрий = По идее – может быть и так, а на слух – ничего подобного. Ладно, освобожусь, сниму АЧХ, потом посмотрим. АЧХ буду снимать в среднем рупоре в своей КдП на расстоянии 4-5 метров от линии базы акустики – так же, как и слушаю. Кстати у 4ГД-5 у обоих динамиков сопротивление около 7 Ом, у 4ГД-28 – у обоих динамиков около 5 Ом. Так что, почти никакого разброса.

Aovox = Юрий АЧХ будете снимать не ставьте микрофон в одну точку, а крутите рукой описывайте с ним окружность в пол метра и шум розовый третьоктавный включайте. Крутите!!! не ставьте, тогда точнее будет, так Юра Грибанов делал... Вам усредненное значение нужно, а в одной точке резонансы КДП и динамика все искажают. Вам на заметку на фото – правильный рупор для 2гд-40 от Дмитрия Свободы из института Акустики на м. Авиамоторная, где рус хай-энд проходит.

Юрий = Вообще то, по большому счету, мерять динамики мне совсем не нужно, у меня отменный музыкальный слух и такая же музыкальная память. Просто неверующим хочу показать, что у обоих динамиков будет примерно одинаковая АЧХ. И резонансы КдП тут ни при чем (они есть в любой точке помещения). Так как оба динамика будут измеряться в совершенно одинаковых условиях – именно это главное.

 

2гд40 в рупоре и не направленные

 

6п9 = Расскажите по подробнее про эту АС до какой частоты работает 2гд-40 и по какой причине выбран именно этот динамик, а два других динамика какой марки и оформление акустическое закрытый ящик?

Aovox = 300 Гц нижняя частота, 2гд-40 или 1гд-40, лучшие по звуку овальные ШП динамики 160-100 мм из СССР, найдите описание в интернете. На фото еще пару конструкций, но не рупорных, а не направленных. Клячин их любит и ставит, по звучанию претензий не слышал.

у меня были ненаправленные от Грибанова, он раньше с Клячиным работал, отличались очень устойчивой стерео-картинкой, которая не нарушалась, даже когда ходишь по комнате. То, что низа и верха нету у 2гд40 это да, он они же ШП и размер у них маленький, откуда там низ?

Один из лучших овальных по звуку 3Гд-32 от Риги-104, у меня на них в серии колонка была, сделано было штук двести, наверное, за 3 года, а на 2гд40 не делал, слишком маломощные они... А вот по естественности из ШП овальных 160х100 мм самыми лучшими оказались 1гд-4а от ВЕФ-202, ну еще есть 1гд-9 и 1гд-18, но их тяжело найти в нужном количестве. Опять же непонятно как с ними поступать, если нужна мощность и давление. Или набирать линейный массив или щит, ненаправленные делать или в рупора их засовывать. В МУТСИ решили рупора сделать как на первой фотке, это, наверное - самое правильное решение.

 

Большая и маленькая индуктивность

 

Александр Михайлов = Тут намедни отслушали самый короткий тракт на 4п1л. Трансформатор на входе, 4п1л в триоде, трансформатор на выходе-ВСЕ! Больше ничего нет, ни конденсаторов, ни резисторов, ничего! 3 детали. И фиксированное смещение от двух крон. Звучание аппукаца можно. Очень прозрачный и ясный тракт.

Sova = Звук триодного усилителя вяловат, сравнительно с пентодником, а с ШП динамиками еще и ВЧ ослаблены также в сравнении с пентодником. Хорошие винтажные триоды правда, вялостью не обладают и по этому параметру не уступают.

Юрий = Все познается в сравнении – это должно стать основным законом для тех, кто строит свои системы и хочет их хорошо построить. А для этого надо послушать и триод, и пентод и решить для себя – что лучше. Лично для меня – однозначно пентод. Лучше – по каким параметрам, спросите вы? А я вам отвечу – по ЕСТЕСТВЕННОСТИ, НАТУРАЛЬНОСТИ ЗВУЧАНИЯ. В сравнении, опять же, со звучанием живых исполнителей и инструментов в консерватории. Пентод в этом выигрывает у триода, для меня ПОКА этот вопрос закрыт.

Александр Михайлов = Если пентод используется без ООС с его высоким внутренним сопротивлением, требуется очень приличная индуктивность первичной обмотки.

Юрий = Индуктивность разная, есть приличная, есть неприлично маленькая. Вообще-то у меня несколько пентодников и все без ООС и во всех разные выходники. И я вам скажу, что миф о необходимости большой индуктивности первички выходника – это все же миф.

Звук с неприлично маленькой индуктивностью первички выходника – удивительно прозрачный, детальный, информативный, музыкальный... С массой воспроизводимых градаций чувств, эмоций и переживаний, заложенных в музыку и композитором, и исполнителем. Присутствует необычайная легкость звукоизвлечения, живость, динамика и сильная энергетика. Ну а при приличной индуктивности все значительно приземленнее. Нет, конечно тоже неплохо, но если только не сравнивать. А вот если сравнить - ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ.

Sova = Использование приведенной нагрузки меньше, чем даташитная, расширяет диапазон по НЧ вниз, без изменения индуктивности первички выходника, у пентодного выходного каскада, правда в ущерб КПД и выходной мощности.

 

Триоды и пентоды

 

Sova = Слушать триод или пентод – дело вкуса, по каким именно параметрам пентоды по мне, предпочтительней, я указывал. Вяловатое звучание у выходных триодов, за исключением некоторых знаменитых и дорогущих. А хорошие выходные пентоды имеют сопоставимый характер звука сравнительно с хорошими триодами (AD-1 ТФК, RE-604), без жести в звуке. RE-604 напрямую сравнивали с RES-664, AD-1 слушали в гостях и по памяти сравнивали. Кроме немного разного тонального баланса в целом сопоставимо. Кому-то нравится спокойный характер звука, без экспрессии – обычные недорогие выходные триоды предпочтительней в этом случае.

Aovox = Вот слышал эту мантру, что триоды лучше и только триоды, ничего – кроме них, и так было лет 20, а последние лет пять люди потихоньку опять к пентодам возвращаются. Так что триодное «зомбирование» можно считать пройденным этапом. Как я себя не убеждал, что триоды, это единственно правильный путь, но вот многие, включая Юру и Аббаса пентоды ставят и пентодные режимы делают и все прекрасно играет. Так что «не сотвори себе кумира».

Серенус = Наверное, всё зависит от того, что ты хочешь услышать. Если различие между двумя скрипками, то безусловно триод. Если разницу между вообще скрипкой и барабаном, то всё равно что, можно и пентод. Мне так кажется. И не надо говорить про мантру и зомбирование – они тут совершенно не причём. Всё элементарно поверяется собственными ушами и если ты вдруг перешёл на пентод, то это связано исключительно с тобой.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Однокаскадный усилитель на пентоде 4п1л - Часть 1
Однокаскадный усилитель на пентоде 4п1л - Часть 1

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor