Двухкаскадный однотактный усилитель на 4п1л + 4ж1л от А Михайлова
Двухкаскадный однотактный усилитель на 4п1л + 4ж1л от А Михайлова
Общая ООС в усилителе отсутствует, выходная мощность около 1 Ватт
Общая ООС в усилителе отсутствует, выходная мощность около 1 Ватт
4П1Л заинтересовала тем, что у нее прямой накал и она очень линейная
4П1Л заинтересовала тем, что у нее прямой накал и она очень линейная
Схема однокаскадного усилителя на пальчиковом триоде 6с45п
Схема однокаскадного усилителя на пальчиковом триоде 6с45п

Выходной трансформатор

 

Александр Михайлов = Кстати, в большинстве случаев трансформатор для чисто пентодного включения не требует секционирования, его можно намотать в навал. Лишь бы витки все вошли и получилась достаточная индуктивность первичной обмотки. Анодные напряжения у Вас небольшие, поэтому риск межвиткового пробоя маловероятен. А вот некоторая степень рандомизации от такой намотки может оказаться даже в плюс.

Aovox = Советую – мотайте в навал, как эксперимент. Я бы намотал два транса, один в навал, а второй слоями, и сравнил бы их потом по звуку. Я например катушки для колонок мотаю в навал и они почему-то звучат лучше фирменных которые виток к витку и прямоугольной (в разрезе) формы. У меня катушки в разрезе круглые – как бублики. Подозреваю, что в навал они получаются более широкополосными. Насколько помню, при намотке в навал возникает такой же эффект, как при намотке ВЧ катушек методом "универсаль", они имеют более широкую полосу пропускания... это по памяти из радиолюбительского детства. Вот три цитаты про намотку ВЧ катушек:

 

  • В проводах обмотки, свитой в спираль, проявляется эффект близости, приводящий к вытеснению тока к периферии провода, прилегающего к каркасу, в результате чего сечение, по которому протекает ток, принимает серповидный характер, что ведет к дополнительному возрастанию сопротивления провода. Уменьшить потери, обусловленные эффектом близости можно применяя намотку с шагом;
  • На частотах не превышающих 1,5-2 мегагерц, уменьшить потери в проводах можно применяя провод "литцендрат", состоящий из большего числа жилок, скрученных в жгут. При небольшом диаметре жилок уменьшается поверхностный эффект, а скручивание жилок в жгут ослабляет эффект близости;
  • Паразитная емкость многослойных катушек значительно больше чем у однослойных, для ее уменьшения применяют намотку типа «универсаль», либо секционированную намотку. При секционной намотке емкости отдельных секций соединяются последовательно, что уменьшает суммарную емкость. Применение провода в шелковой изоляции также уменьшает эту емкость.

 

А вообще-то мне очень интересен опыт однокаскадных УМ, их практически никто не делает. я встречал схемы и описания только на лампах: 6п9, и 6ж52п, 6с45п в разное время по пару конструкций. Я не так давно в Киеве ездил к одному человеку с целью купить у него для своего клиента СД плеер Ревокс 226. Так там у него как раз однокаскадник на 6с45п был, он говорит, что лучше ничего по звуку не слышал (из того, что он себе делал).

На фото схема однокаскадного УМ на 6с45п и серповидное уменьшение сечения за счет "близости" соседних проводов в катушке, намотанной виток к витку.

 

Второй этап

 

Юрий = Силовики нашел готовые, за пару (100 Ватт мощностью, запас карман не тянет) по 1500 рублей. У меня будет два полностью раздельных моноблока в одном корпусе. А выходники буду мотать, где наша не пропадала. Да, пока добавлю на анод еще 13 Вольт, нашел их на трансе. Итого будет 108 Вольт, уже более-менее. Ну и режим конечно придется менять.

Триоды меня не интересуют, только пентоды. На 6П9 я уже сделал однотактный однокаскадный – звучит отлично. Как, впрочем, и еще один на 6П18П – тоже отличный звук. Но 4П1Л еще лучше, даже в том убогом непотребном виде, как у меня сейчас. Ну и, наверное, раздетые бумажные конденсаторы тоже сыграли свою роль, не зря я с ними мучился целый месяц. Надо будет еще пару МБГЧ номиналом 10 мкФ на 250 Вольт раздеть. Они отлично встали первыми конденсаторами в фильтры и во вторую сетку. Так что, Виталий, на счет МБГЧ вы оказались не правы – отличные кондеры, особенно если их раздеть. Ну а вообще этот однокаскадный пентодник буду делать по самому высокому разряду. 4П1Л того явно стОит.

 

Второе испытание

 

Юрий = Отсоединил 4ГД-35, померил сопротивление, почти – 5 Ом. Так что с ним попал почти в рекомендованные 7 кОм. А то я думал у него 4 Ома, как по паспорту. Потом поставил опять восьмерочку, уже телефункен. Он по паспорту 5 Ом, как раз. Добавил 13 вольт на анод. Включаю, звучание уступает 4ГД35. В чем дело, такого не может быть, новый динамик лучше, более широкополосный, с рупорком, наверняка до 18 кГц, когда 4ГД-35 только до 12,5 кГц. Да задачка. Поползал по нагрузочной характеристике, меняя смещение, думал может режим ушел от оптимального. Нет, в принципе картина похожа по звучанию с разными рабочими точками, каковой была и у 4ГД35, только сейчас звучание хуже. Может это из-за рупорка? И из-за бОльшей широкополосности в ВЧ область - пентод все же? Возможно.

В общем остановился на наиболее благоприятном звучании из всех опробованных при данном напряжении на аноде 109 Вольт, смещение 5,5 вольт, ток 25 мА. Мощность порядка 2-2,5 Вт вполне хватит. Лампа явно недогружена, работает вполсилы. Ну и хорошо, не люблю форсированные режимы, когда анод красный. Для пентода это, наверное, и не нужно, учитывая его характер звучания. Это не триод, которого можно насиловать сколько хочешь, пентод может взбрыкнуть, да так, что мало не покажется. Поэтому пусть работает в недогруженном режиме, от греха подальше.

Послушал, немного подумал и переключил фазировку динамика на противоположную...

Вот оно, все встало на свои места – Телефункен звучит лучше отечественного, как и должно быть. Единственно, из-за лучшего воспроизведения ВЧ возможно придется вводить корректирующую цепь в первичку выходного трансформатора, чтобы несколько снизить отдачу по верхам. Хотя до этого надо попробовать послушать с разным подсоединением начала первички выходника – в схему или в питание. Ну и конечно слушать надо не с голым динамиком на столе, а в акустическом оформлении. Тогда НЧ будет значительно больше и баланс может и выровняться. В общем звучание получилось отличное, очень душевное, подробное, с массой мельчайших нюансов.

 

Режимы лампы

 

Aovox = Юрий, а почему анодное такое маленькое? я не про трансформаторы, которые у вас есть, а в принципе.

Юрий = Рекомендованное анодное по даташиту – 150 вольт. Ну а у меня порядка 110 вольт – не такое уж и маленькое. Кроме того, конденсаторы всего на 160 Вольт, да еще они раздетые – могли несколько потерять в максимальном напряжении. Ну и потом – пентод на предельных режимах может плохо, не музыкально, резко звучать из-за своего несколько скверного характера. Это не триод с его плавной, несколько замедленной подачей. Пентод – взрывная, динамичная штучка и, как мне кажется, не стоит его особо насиловать, от добра добра не ищут. И потом – у меня один каскад, а для 150 Вольт нужно уже два каскада.

У этой лампы рекомендуют анодное напряжение и напряжение на второй сетке брать примерно равным. А при 150 В, на второй сетке для полной раскачки нужно порядка 7 В эффективного. А где их взять, когда у меня один каскад с входными максимум 2 Вольта, а то и меньше. И входного повышающего транса нет. А поэтому лучше взять напряжение на второй сетке меньше (соответственно и на аноде тоже), чтобы можно было нормально раскачивать лампу и 2-мя вольтами. Как раз 110-120 Вольт и позволяют это более-менее сделать, причем именно в один каскад. Ну а то, что мощность будет меньше, так она и при 150 Вольтах будет небольшой из-за недораскачки. А при 110 Вольтах возможно динамика будет лучше из-за работы в другом режиме, более щадящем и более подходящем для входного напряжения в 2 Вольта.

Aovox = Ну тогда можно и 4 штуки в параллель, и в один каскад!

Юрий = В нагрузку к этому усилителю я буду делать рупор. 2-х ватт будет достаточно, чтобы озвучивать нормально, да еще и с запасом, мою КдП объемом 60 куб.

У меня в усилителе на 30П-1С предусмотрена установка параллельно еще одной такой же лампы, но, как оказалось, это лишнее, вполне хватает и одной. Да и потом – любое запараллеливание ламп ведет к некоей потере ясности и прозрачности звучания со всеми вытекающими. Достаточно уже того, что у меня диоды в кенотроне запараллелены. Мощный БП много значит для получения мощного звука даже на малой вроде бы выходной громкости. Так как мощность звука, это не только и не столько ор из динамика, а это в первую очередь мощная энергетика звука. И ором она не характеризуется, тут другие законы действуют. Для примера, на последнем концерте я немного тихонько помузицировал на литаврах. Самый большой с мощнейшим звуком при звучании чуть слышно (я чуть-чуть только прикоснулся к мембране) такой энергетикой наполнил все вокруг, пробрало до костей. Вот что такое – энергетика звука, который звучал еле слышно, но ощущался настолько явственно, мама дорогая.

 

Третье испытание

 

Юрий = Пока решил не ставить корректирующую цепочку в первичку выходника, а переключил трансформатор из широкой по ВЧ полосы в узкую. Включил музыку и опять завис на полчаса, теперь уже с динамиком от Телефункен. СУПЕР. Оторваться от музыки просто невозможно, все время себя уговариваешь – ну еще чуть-чуть, ну еще чуток и так можно долго уговариваться, и слушать, слушать, слушать...

В общем получилось так – пентодник с выходным трансформатором в широкую по ВЧ полосу отлично играет с ШП динамиком типа 4ГД-35 с частоткой по ВЧ до 12,5 кГц. А вот с более широкополосным динамиком, имеющим полосу по ВЧ около или более 18 кГц лучше выходник переключить в узкую по ВЧ полосу. Хотя для триодов можно рекомендовать подключение выходника в широкую полосу.

Наверное пришло время заняться акустикой на этом Телефункене. Давно у меня стоят детали этой акустики, но времени не было на нее. А теперь вроде как время подошло. Нет, конечно у меня есть свободная акустика, куда можно подключиться. Но больно уж здорово звучит 4П1Л с этим динамиком, грех его не использовать. Да и подходит он по сопротивлению, прямо в яблочко для трансов с такой трансформацией. Да и с другими моими усилителями вполне сможет ужиться.

 

Третий этап

 

Юрий = Ну все, режимы откатал, звучание послушал, утвердился в решении собирать усилитель. Заказал силовые трансы, в субботу должен уже получить. Прикупил еще немного диодов германиевых Д305, дорогие, заразы. Но ничего не поделаешь, редкие они. Надо еще пару раздетых кондеров МБГЧ. Поискал – все раздел, остальные на даче. Но туда не поеду, холодно. Нашел по 2 мкФ на 250 вольт (раздевал по 10 мкФ), придется делать из них. Это для второй сетки, а туда 10 мкФ и не нужно, сделаю по 4 мкФ, самое то.

Теперь корпус – завтра буду разгребать залежи досок, вроде бы должен быть один готовый корпус. Ну и выходные трансформаторы уже надо мотать – железо есть, провод есть, катушки есть. Осталось станочек намоточный наладить, там есть проблемы, но решаемые. Ну и акустику тоже надо потихоньку начинать собирать, сначала хотя бы одну. Динамики для нее есть, хорошие, Телефункен ШП 8". Его отслушал с этим усилителем – отличная связка будет.

Александр Михайлов = Кстати, питание экранной сеточки стабилизировать будете? Я бы на Вашем месте сравнил звучание со стабилизацией и без.

Юрий = Стабилизировать точно не буду. А вот выпрямить – возможно придется. Так как сейчас при переменных 4.2 Вольта накала, фон слышен при отсутствии музыки. Ну так я с ним пока никак не боролся, средняя точка накала просто сидит на земле. Потом попробую побороться разными способами в попытке не выпрямлять накал. Для этого надо собрать колонку и слушать уже из нее, а не из голого динамика на столе. Если удастся снизить фон до приемлемых значений, чтобы он не очень был слышен в паузах, так и оставлю. А если не получится, придется думать о выпрямлении, чего не хотелось бы. Но в любом случае никакой стабилизации не предвидится.

Ох, извиняюсь, перепутал накал и экранную сетку. Конечно же не буду, ни в коем случае. И так звучит близко к живому консерваторскому звуку, мне раскраски, чтобы зазвучало лучше живого – не надо ни в коем случае. Чувство меры, это такая тонкая штучка и у каждого она своя, заметьте. Правда у некоторых, это чувство напрочь отсутствует, но я к ним не принадлежу, у меня оно есть и сильно развито при этом.

 

Усилитель на 4п1л от А. Михайлова

 

Александр Михайлов = Начало 2012 года. Усилитель на 4п1л + 4ж1л (последние выколупаны из алюминевого экрана) делался для негромких вечерних прослушиваний спокойной душевной музыки. Все включено триодом. Питание ДППВ на трансформаторе 50-х годов. Кенотрон 56 года. Все детали преимущественно 50-70 годов, кроме некоторых электролитов, они – новодел. Входной каскад питается от бумажных конденсаторов. Накал выходных ламп питается от выпрямителя на старинных германиевых диодах от приборов 50-х годов с П образным RC фильтром, никаких стабилизаторов нет, уровень фона получился очень низким. Общая ООС отсутствует. Выходная мощность около 1 Ватт. Звучание получилось на удивление очень ясным и прозрачным. Проблем с басом нет если не слушать электронную музыку и рок, на такой музыке, на большой громкости усилитель может уйти в клиппинг. Диапазон снизу уверенно начинается от 60 Гц в полку и дотягивает где-то до 17 кГц. Трансформаторы на базе скромненьких ТВЗ, вот только железо там не родное, а более качественное. Трансы перебирались, набор железа был по максимуму, что влезло в обойму. Никакой пропитки и секционирования нет. Внешний вид на тот момент был заимствован у изделий Аббаса.

АС лучше использовать как можно более чувствительную. Я его слушал с акустикой чувствительностью порядка 95 дБ. Громкости вполне хватало для комфортного прослушивания. Усилитель хорошо играет старый джаз, вокал, легкую инструментальную музыку. Хотя и довольно жанровый. Слушали усилитель с одной из акустических систем Гария. С его акустикой звучание получилось достаточно полновесным и на удивление масштабным.

Отзыв от Гария: "Сегодня весь день слушал усилитель Александра в своей системе. И. Бах " Бранденбургские Концерты ", В. Моцарт "Маленькая ночная серенада", А. Вивальди "Времена года" - свежо, ясно, чисто и очень душевно. P. Barber Cafe Blue мой любимый альбом – Патрисия в студии чуть в дали, вообще все музыканты чуть отодвинулись вглубь. Бас сухой и артикулированный, рояль, гитара – очень хорошо. Барабанам чуть не хватает удара, но тарелочки искрятся – хороши. B/Webster "Ring of the tenors" – привык, что альбом звучит чуть масштабней и напористей, а сейчас как-то поделикатней. Doris Day – душевно и романтично. Конечно, усилитель Александра жанровый, для камерной спокойной музыки. Но есть в этом исполнении особая прозрачность и свежесть. Хочу поздравить Сашу с хорошим усилителем и новых творческих свершений."

Меня 4П1Л заинтересовала тем, что у нее прямой накал и она очень линейная. К тому же лампа совсем не дорогая и относительно доступная. Звучание ее действительно весьма интересное, есть, наверное, только один ощутимый недостаток – она слабовата.

Несмотря на свой неказистый вид, усилитель получился очень удачным в плане звучания и его в последствии купил у меня один из заказчиков Гария в пару к своим АС. Дальнейшая его судьба мне была не известна до одного момента... Однажды, это был 2016-й год, в одном из торговых центров проводилась небольшая выставка DIY изделий "Винил и Серебро"... И вот чисто случайно, за стеклом я увидел своего друга... Приятная встреча. Малыш жив, и продолжает работать.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Однокаскадный усилитель на пентоде 4п1л - Часть 4
Однокаскадный усилитель на пентоде 4п1л - Часть 4

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor