Колонки Victor SX-900 в которые были установлены новые кроссоверы
Колонки Victor SX-900 в которые были установлены новые кроссоверы
Колонки Victor SX-900 имеют редкий для винтажной акустики вход - бивайринг
Колонки Victor SX-900 имеют редкий для винтажной акустики вход - бивайринг
пара входных терминалов колонок Victor SX-900
Пара входных терминалов колонок Victor SX-900
Готовые кроссоверы для акустики Victor SX-900
Готовые кроссоверы для акустики Victor SX-900

Про другие колонки

 

Алексей Строганов = Хотел спросить, что думаете про Таннои?

Aovox = Мне они вообще не нравятся, хотя многие что называется «на них молятся». У всех без исключения «гнусавый» звук, даже у топовых Вестминистр Рояль... Брендомания, это «болезнь» от Хай Энда, как с Лоутерами, у которых есть своя натуральная секта. Ушами нужно слушать, а не рекламные восхваления читать и молиться на какие-то определенные бренды.

Алексей Строганов = Вот я тоже такого мнения, слышал почти все, не впечатлился вообще, а люди аж тают.

Aovox = Лучшие трехполосные колонки, которые я слышал это АR-3a Генриха Клосса, они с виду страшные, но по идеологии почти точная копия ваших колонок. У меня они были в 2000 году, а до них в 1995 году были аналогичные по конструкции и идеологии АС Yamaha NS-1000m, одновременно с B&W Matrix 801. Matrix 801 тогда мне обошлись в 4,5 тыс. долларов, Yamaha NS-1000 в 1 тысячу и Yamaha играли явно лучше, чем Matrix 801, хоть и стоили в 4 раза меньше. Для обоих пар колонок у меня тогда применялся гибридный усилитель AMC CTV-3030 на EL-34.

После Matrix 801 сдуру купил полочники B&W Silver Signature, вот их то мне радио инженер Грибанов и переделал. Установил в них, вернее рядом с ними, т.к. колонки комплектовались вынесенными кроссоверами – свои авторские фильтры. Было это 20 лет назад. После истории с Silver Signature я никогда более не покупал продукцию бренда B&W и не ставил их никому из своих заказчиков. Кстати Балаев в 1999 году еще до постройки своего знаменитого зала купил с B&W 802, я его отговаривал, он ни в какую... Вот фото его комнаты над гаражом с этими колонками. Потом они были заменены на Triangle Magellan с ламповыми оконечниками Nagra. Но это уже отдельная история.

После этого в комнате над гаражом поселились полурупорные Odeon с ламповыми усилителями Александра Юрьева Storm. Потом появился отдельный зал для музыки в который Балаев поставил верхние Грифоны за 170 тыс. долларов и... они в итоге ему не понравились (уже после покупки). И усилитель к ним... с ритейлом в 280 тыс. долларов. Это больше 15-ти лет назад было, он сначала этот комплект купил, а потом только меня позвал на послушать, ну и других своих знакомых...

Алексей Строганов = Обалдеть, мне кажется даже по внешнему виду понятно, что Грифон Посейдон это – ерунда. Не понимаю я колонок где больше 5 динамиков...

 

Кабели для АС

 

Aovox = Акустические кабели можно сделать из того же провода, что и катушки, чтобы сечение кабеля по меди к НЧ динамику было чуть больше, чем сечение того, чем будет намотана НЧ катушка. Для отдельного подключения звена СЧ/ВЧ (у ваших колонок есть вход для бивайринга) сечение кабеля можно сделать равным из суммы сечений проводов, которыми намотаны катушки СЧ звена. Основная неприятность с кабелями для колонок это перепад сечения. Многие меломаны ставят дорогущие акустические провода "Шланги" сечением 4-12 кв.мм, которые «упираются» в громадного размера – пару Банан или Лопатка/Клемма и потом переходят внутри колонки в провод сечением максимум 2х2,5 кв.мм, т.н. "говна с базара", а потом в 50 метров лакированного провода, диаметром 0,5-1,0 мм которым намотаны катушки... И считают, что все нормально... А внутрь колонки заглянуть, чтобы проследить путь сигнала не «Алле»?

Для изготовления акустических кабелей я чаще всего применяю наш отечественный провод 60-70-х годов (если нахожу) или современный. Это медь чистотой 99,5-99,8, по 12 жил в каждую сторону 8 для НЧ секции кроссовера и 4 на ВЧ (Сечение каждой жилы 0,5-0,75 кв мм). Все жилы отслушаны по направлению. Для законцовки обычно напаиваю бананы 4 шт. со стороны колонок и 2 шт. со стороны усилителя. Вес кабеля 2х15-2 м около 1,5-2 кг. Такой провод переигрывает известный всем кабель бренда Silent Wire LS 12 Speaker Cable по 120 $ за 1 метр. У него хорошая ясность и разборчивость голоса.

Прогревается он не очень долго, пару дней, не месяц – точно. Фильтры кстати тоже часов на 10 надо включить тихо. У меня заказчики кабели прогревали до недели, потом звонили и говорили, что стало значительно лучше. Фильтры формируются быстрее, этим часов 10-15 нужно.

В моих кабелях ничего особо хитрого нет, просто стоит «честная» медь без примесей и 24 отдельных изолированных жилы. Вот совсем недавний случай. Я переделывал колонки Zingali Home Monitor 115 за 12.000 долларов, так там вообще в качестве внутренней проводки не медь стояла, а железо, провода магнитилось и на срезе был белый металл. В колонках HECO Celan GT-902 за 5.000 долларов обнаружил то же самое...

Алексей Строганов = Я тоже один раз с таким столкнулся, глазам не поверил, у хозяина спрашиваю, ты провода менял? Он говорит, я даже не знаю, как колонки раскрутить чтобы посмотреть, не помню марку, но не дешевые.

Aovox = Нужно, чтобы не только акустические кабели, а вся цепочка была примерно одного сечения и из одного вида меди. Это касается наружных акустических кабелей, проводов от разъемов к кроссоверам, от кроссоверов к динамикам, и проводов, которыми намотаны сами катушки (стоящие последовательно с динамиками) тогда это будет играть. Как образец правильного подхода могу привести RCA разъемы (папы и мамы) от компании WBT. Там тоже соблюдается принцип неизменности сечения.

Указываемая чистота меди у фирменных кабелей 99,999 % относится больше к магии цифр, чем к влиянию на звук, ничего общего со звучанием не имеющая. Гораздо важнее вместо многожильного провода применить пучок изолированных друг от друга жил не из железа, а из нормальной меди и подобрать их на слух по направлению.

В пример могу привести межблочный кабель Audio Note VZ купленный мною более 20 лет назад. За два полуметровых кабеля я тогда заплатил 3 тыс. долларов, а потом выяснилось, что у этих межблочников в качестве проводников как раз применены изолированные друг от друга жилки из серебра. Цена кабеля (в пересчете на материалы) была не выше 150-200 долларов, а продавался он за 3 тыс.

Алексей Строганов = Я слушал Audio Note серебряный межблочник и Cardas, меня не впечатлило. Звук у серебра был слишком экспертный без «красивости».

Aovox = Нужно смотреть на конструкцию кабеля, а не на его цену. Кимбер Кейбл правильно кабеля делает и Сайлент Вайр, но они дорогие, если сделаны из литцендрата (изолированных друг от друга жил). Серебро по звучанию очень «яркое», я его не люблю.

Алексей Строганов = Ну да, Кимбер Кейбл раньше делал хорошие кабели, сейчас один Китай кругом, но и цена у него оригинального под 1,5-2000 $.

 

Материалы в фирменных АС

 

Aovox = Ну и зачем такое покупать? когда все давно известно... Лучше воспользоваться опытом Юрия Макарова и сделать антифазные кабеля из медных труб. У меня Ямаха НС-1000м вообще лучше всего играла от медной шины сварочного трансформатора сечением 12 кв. мм. Рядом с шиной лежали Ван Ден Хул Революшн, такие два толстых розовых шланга, купленные за 3 тыс. долларов и не играли... Это была плоская шинка, купленная на радио рынке за долларов 40, вроде т.к. была тяжелая и до колонок расстояние было 5 м, у меня техника стояла сбоку рядом с креслом, а колонки спереди в 4-х метрах.

Кстати с сечением шины в 12 кв. мм. был перебор. Как оказалось, проблема не в сечении акустических кабелей, а в том, что 2 метра акустического кабеля сечением 12 кв. мм. внутри колонок переходят в 50 метров провода сечением 0,7 на катушке, стоящей последовательно с НЧ динамиком.

Для примера привожу фото двух катушек, которые я поставил в колонки Зингали и Хеко Селан взамен штатных. Широкие бублики поставил в HECO Celan, у них по сравнению с катушками квадратной или прямоугольной формы меньше сопротивление и выше добротность. Провод в форме кольца имеет минимальное сопротивление, по аналогии с тороидальными трансформаторами. Вес катушки для Zingali в районе 4 кг, для HECO Celan – 2,2 кг, вес штатных 350-400 грамм, из которых 200 грамм – железный сердечник.

 

Переделка JBL ES-80

 

Aovox = Кроме Хеко и Зингали недавно переделал колонки в домашнем кинотеатре. Поставил новые кроссоверы во фронтальную пару, после чего получил заказ на переделку центрального канала и 4-х тыловых АС. Для внутренней проводки стараюсь делать прямые безобрывные концы проводом «литцендрат», чтобы было минимум паек и переходов.

Алексей Строганов = Это случайно не комплект JBL ES-90? У меня был на 90, звук для кино бомба, диван ездил по комнате, но 100 ещё лучше, 90 продал, тылы, центр и сабвуфер оставил. Очень удачная серия. Попозже для кино куплю 100. А зачем для кино фильтры менять? Кино вроде и так хорошо звучит, кааааак бахнет, аж обделаться можно...

Aovox = Да, это для них JBL ЕS-80. Они дешевые и хорошо играют, у них частота раздела НЧ/СЧ = 700 Герц т.е. НЧ динамики и середину отрабатывают, по этой причине они "скорострельные". По этой же причине, что частота НЧ кроссоверов имеет обрез 700 Гц, а не 200 как в Гранд Хай или Зингали – низкочастотная катушка в JBL не такая большая. Как это «зачем переделывать»? я сначала сделал одну колонку, и только после того, как заказчик ее послушал и сравнил со штатной, переделал вторую... Звук у колонок JBL после замены кроссоверов стал сильно разборчивым и натуральным.

Алексей Строганов = Возможно, потенциал у них есть, динамики там хорошие. А вот с разборчивостью голоса у них беда...

Aovox = Эти колонки с хорошим потенциалом и качественными динамиками, но говняной внутренней проводкой и фильтрами. Там же сплошные электролиты стоят, они гадят немилосердно, особенно в голосовом диапазоне. После замены кроссоверов никто ничего не прогревал, я поставил две колонки рядом и перекидывал провода с одной на другую, при этом, какая именно играет в данный момент – не говорил. Все прекрасно было слышно безо всякого прогрева. На фото родной фильтр в колонке, видны 5 катушек на сердечниках и электролитические конденсаторы даже в цепях пищалок. Это не честные фильтры...

Прочтите статью про фильтры, это то, что я до вашего заказа сделал недели полторы назад http://aovox.com/creativework/615.

Алексей Строганов = Толково все написано, понятно рассказано, вроде и добавить нечего.  У меня были ES90, у них супертвиттер начинал играть с 22.000 Гц, до 40.000 Гц, поэтому его вообще не слышно. Это сделано для того чтобы спада АЧХ на верхах избежать. Обычный Твиттер играет до 22000 Гц, так что его в принципе за глаза.

 

Двухполосные колонки

 

Aovox = Штатные фильтры звук действительно портят, а сделанные правильно без экономии на материалах – нет. Проверено лично мною более сотни раз и не только мною. Я не делаю ничего сверхестественного: Ставлю вместо электролитов микс из бумажных и пленочных или слюдяных конденсаторов, вместо катушек на сердечниках – катушки без сердечников высокой добротности, намотанные проводом в 4-5 раз большего сечения, чем штатные, резисторы делаю из константана. Проводку из многожильного тонкого провода заменяю на маложильный литцендрат из 4-7 жил, т.е. с сечением в 3-4 раза больше, чем у штатных колонок. Все детали и провода подбираю по направлениям.

Александр Михайлов = Кстати, полистал форум Шабада, везде ругань по поводу нужности кроссоверов в АС. Нравится без фильтров? Слушайте без фильтров. У меня товарищ тоже без фильтров слушает и не воспринимает их. Хотя я много раз слышал его акустику, она имеет далеко не ровный тональный баланс, довольно кривая, но очень прозрачная. Именно за эту прозрачность он готов мириться со всем остальным. Мне такой звук не очень нравится, вот этот (как он его называет) гипертрофированный реализм, ясность, порой назойливая... Но каждому свое. Помнится, как-то Вадим Franz пошел еще дальше и Ураков намотал ему специальную пищалку, которая в определенном диапазоне мощностей могла работать без фильтрации, и он слушал двух полосный вариант вообще без фильтров. Не знаю, чем потом все это кончилось и когда было сделано вот это фото, но тут есть и дроссель, и конденсаторы, и какие-то делители, и куча всего...

Aovox = Могу рассказать про этот фильтр судя по двум фото, Франца знаю – грамотный человек. Фильтр состоит из 4-х элементов, и я так понимаю в итоге подошел для большой рупорной пищалки (или это СЧ работающий Герц с 300-400 что вряд-ли). Короче они сделали один фильтр и подбирали под него пищалку, на 2-х фотках есть все 4 штуки. Перематывалась скорее всего изогнутая, т.к. остальные – обычные дешевые, круглую как на втором фото я даже в серийные колонки ставил, похожа на пищалку бренда Бейма или Визатон.

Про фильтр: он 2-го прядка т.е. последовательно с пищалкой стоит конденсатор, а параллельно с ней – катушка на старинном сердечнике с малым кол-вом витков. Сделана катушка из винтажного трансформатора, индуктивность катушек, ставящихся параллельно пищалке обычно до 0,1-0,2 мГн, и применять сердечник здесь – НЕ хорошо. Конденсаторы старинные, стоит их пачка, значит подбирали номинал емкости и скорее всего на слух. Этот конденсатор задает частоту раздела СЧ/ВЧ. Резистор ставится либо последовательно с катушкой для уменьшения ее добротности, либо последовательно с конденсатором, для уменьшения чувствительности ВЧ звена и подгонки ее под чувствительность СЧ\НЧ динамика.

 

Недостатки кроссовера:

 

 

Резюме: Можно было сделать лучше и дешевле по материалам, а сердечник (явно винтажный) применить для какого-нибудь дросселя. Сделано "На Оте..ись". Все ИМХО.

Александр Михайлов = Кстати, по поводу дросселя, гистерезис он будет иметь при насыщении сердечника, а если железо с зазором, то порог насыщения будет выше. Нелинейность железа на низких частотах не так критична, как на СЧ/ВЧ. И вполне вероятно, что это вообще знаменитый НЧ дроссель от Аббаса с "нулевым" сопротивлением. Я с подобными дросселями на НЧ тоже баловался когда-то... Дроссель этот работал на НЧ, частота среза была порядка 120 Гц. На самом деле тут хуже было с вон той батареей конденсаторов, ШП динамик лучше работал на прямую. А вот с дросселем как раз хорошо. Басовик не лез в середину, и она звучала более свободно и естественно.

Aovox = В теории вы конечно правы, но вот если сделать катушку без сердечника и на горячую, когда играет музыка, что-то в не засунуть... маленькое: феррита кусочек, набор пластин, чтобы индуктивность не в 5 раз поднялась, как при полноценном сердечнике, а процентов на 10-15, звук сразу ухудшается и это слышно.

Александр Михайлов = Опять же много споров на этот счет. Кто-то пишет меньше меди-больше железа, кто-то наоборот. Очень большое количество винтажной акустики имело в составе фильтра именно дроссель. Потом пошли рекламные посты о том, что дескать мы применяем только воздушные сердечники и т.д., и т.п. Одно могу сказать, дроссель на железе/феррите на СЧ и ВЧ слышен и он мне не нравится. А вот на НЧ на частотах ниже 200-300 Гц его применять вполне терпимо. Но я более склонен к двухполосным АС и поэтому катушки на сердечнике применять мне не приходится.

Aovox = А вы просто возьмите и попробуйте где-нибудь поменять дроссель с сердечником на катушку без сердечника, правда меди придется взять раз в 10 больше, для того, чтобы была та же индуктивность и примерно то же сопротивление постоянному току. Все прекрасно слышно и сразу, без всякого прогрева.

Александр Михайлов = Так уж сложилось, что 90 % людей не способны ни локализовать, ни различать нелинейности и искажения на частотах ниже 150 Герц вплоть до 5-10 %. Научно доказанный факт! Если железо не входит в насыщение, то разницу с обычной катушкой услышать практически невозможно. Проверенное лично мной. Все остальное из разряда экстрасенсорики, эзотерики и а-ля "то ли девушка, а то ли виденье".

Вынудили меня залезть в кладовку и нашарить там это... Бескаркасные вообще, супервоздушные какие только могут быть, 6.5мГн, 200 Герцовые, диаметр провода 1.2 мм. Слушал их пару месяцев назад... Ну и... Что?

Aovox = Ура! Я заставил А. Михайлова найти нормальные катушки))) Теперь по направлению их послушайте и воткните последовательно с НЧ динамиком... Только один "косяк" если диаметр провода там 1,2 мм, то при индуктивности 6,5 мГн у них будет сопротивление постоянному току 2-3 Ома, и в случае транзисторного усилителя раздемпфирует динамик. Я мотаю катушки НЧ индуктивностью 5-6,5 мГн проводом диаметром 2,2-2,5 мм, тогда сопротивление получается 0,7-0,9 Ом и вес 4-6 кг. Но все равно воздушные слышно...

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Новые кроссоверы Victor SX-900 = Часть 2
Новые кроссоверы Victor SX-900 = Часть 2

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor