Колонка JBL ES-80 с новым кроссовером (до установки)
Колонка JBL ES-80 с новым кроссовером (до установки)
Домашний кинотеатр с колонками на фронте JBL ES-80
Домашний кинотеатр с колонками на фронте JBL ES-80
Рекламный листок фирмы JBL серии колонок ES можно видеть частоты раздела кроссоверов
Рекламный листок фирмы JBL серии колонок ES можно видеть частоты раздела кроссоверов
Схема кроссовера JBL ES-80 с перепутанной полярностью СЧ и двух ВЧ динамиков
Схема кроссовера JBL ES-80 с перепутанной полярностью СЧ и двух ВЧ динамиков

Твик колонок JBL-ES-80

 

Работа выполнялась не как обычно, а наполовину – дистанционно. Я обычно сначала приезжаю на объект, разбираю одну АС после чего перерисовываю схему кроссовера и отпаивая по одной ножке каждой детали измеряю их номиналы. А делаю я это из-за того, что двух одинаковых пар колонок с повторяющимися фильтрами и схемой априори не бывает. Кроме этого, номиналы элементов на схемах, приведенных в мануалах, часто на соответствуют номиналам деталей конкретных кроссоверов. В следующий раз я уже привожу готовые кроссоверы, которые в течение дня ставлю в колонки на место штатных.

Здесь же мне предстояло переделать довольно распространенные напольные АС фирмы JBL типа ES-80. Мануал на них я нашел быстро, а вот схема кроссовера была приведена всего в одном месте на каком-то зарубежном сайте. Это было хорошо, ибо мне не пришлось специально ехать в Кременчуг для перерисовки схемы фильтров.  

 

Штатные кроссоверы JBL-ES80

 

Штатные кроссоверы колонок JBL ES-80 представляли собою жалкое зрелище... Я конечно понимаю, что капиталистическая экономика «должна быть экономной», но не до такой же степени. В кроссоверах JBL-ES80 напрочь отсутствовали нормальные, т.е. НЕ электролитические конденсаторы. Даже последовательно с двумя пищалками (в колонке их пара, одна работает от 3.600 Гц, вторая от 12.000 Гц) «экономные» инженеры многоуважаемой мною JBL умудрились поставить электролиты. Ноу комментс – как говорится.

«Парад уродов» продолжали ПЯТЬ катушек, намотанных тонюсеньким проводом на металлических сердечниках. Даже на катушках ВЧ секции кроссовера они сэкономили, намотав их на железных стержнях (одну я вскрыл, это не феррит, а обычный цилиндр из стали). Завершали картину три китайских цементных (в прямом смысле слова) резистора мощностью по 10 Ватт. По моей практике, они вообще не играют, ни в каком виде...

Вся эта «история» располагалась на «приличного вида» печатной плате с шириной дорожек 5-7 мм. Толщина фольги стандартного стеклотекстолита находится в пределах 50-100 микрон. Умножьте 100 микрон (0,1 мм) на 5 мм ширины дорожки, и получите 0,5 мм сечения проводника в цепи низкочастотных динамиков. В это сечение переходят включаемые между АС и ресивером «толсто-жирно-дорогие» акустические кабели... Далее 2-3 метра такого кабеля переходит в 30-50 метров обмоточного провода диаметром 0,8-1,2 мм, которым намотана низкочастотная катушка...

Большинство любителей хорошего звука считают, что, если к «хорошим» колонкам подключить «хороший» кабель – все будет ОК. А во что переходит «хороший» кабель уже внутри колонки – про это, вообще никто не думает...

Про соединительные провода между кроссоверами, входными терминалами и динамиками: Провода медные, и это хорошо... т.к. в намного более дорогих колонках HECO Celan GT-902 они были железными. Сечение проводов от терминалов к плате и от платы к двум НЧ динамикам не более 1,0 кв.мм. Сечение проводов от платы кроссовера к СЧ и двум ВЧ динамкам не более 0,6 мм, что ИМХО – очень мало. Контакты для соединения проводов от кроссоверов к входным клеммам и выводам динамиков – защелкивающиеся подпружиненные контакты «мамы». Качества контакта – плохое.

 

«Военные хитрости» кроссоверов JBL-ES80

 

Схема кроссовера, опубликованная в техническом мануале JBL-ES80, содержала «военную хитрость» вернее – две. Для чего они были сделаны я не знаю, скорее всего для запутывания конкурентов, чтобы не смогли повторить популярные АС на каком-нибудь «китайском» заводе...  

 

  1. На схеме показано, что среднечастотник и две пищалки подключаются к кроссоверу JBL-ES80 в той же полярности, что и НЧ динамики, т.е. – синфазно с ними. Это странно т.к. СЧ/ВЧ секции фильтра имеют высокий порядок и переворачивают фазу входного сигнала... В других колонках, например: HECO Celan GT-902 и HECO Music style-1000, схема кросоверов сходна с акустикой JBL-ES80. В них СЧ и ВЧ динамики к НЧ головке подключены противофазно, что и указано на схеме. В реальных JBL-ES80 среднечастотник и две пищалки оказались подключенными к НЧ головкам таки противофазно, хотя в мануале на схеме указано обратное...
  2. На печатной плате кроссовера имеется широкая дорожка, соединяющая «горячий» провод входных терминалов с НЧ катушкой. Она разрезана поперек, а разрез аккуратно прикрыт пластиковым хомутом, крепящим к плате НЧ катушку, так, что создается полное впечатление, что дорожка целая. (... При целой дорожке, катушка, стоящая последовательно с НЧ динамиками, была бы закорочена, и на НЧ головки поступала бы полная полоса частот. В результате – на мидбасе появился бы «бугор», а итоговая АЧХ JBL-ES80 оказалась бы «перекошенной»... ). После явно намеренного «перепутывания» полярности СЧ/ВЧ динамиков я понял, что разрез дорожки на печатной плате – не ошибка, уж очень хорошее место для него было выбрано. Еще более мастерски была выполнена его маскировка.

 

Вот такие «военные хитрости» я обнаружил в серийных колонках JBL ES-80. На самом деле не удивлен т.к. к подобному приему прибегают некоторые производители радио аппаратуры, для того, чтобы плагиаторы не копировали их популярные изделия. В частности, на схемах усилителей нередко несколько номиналов указываются с отклонением от реальных в 10-100 раз, насколько я понимаю – намеренно. В технических же мануалах, не доступных обычным пользователям и предназначенных для сервисных служб ошибки на схемах практически никогда не встречаются.

 

Новые кроссоверы

 

Иногда при твике колонок я применяю некоторые детали из штатных фильтров. Провода, соединяющие плату кроссовера с динамиками и входными терминалами – практически никогда не использую, электролитические конденсаторы – тоже. Очень редко применяю мелкие пленочные конденсаторы, если они стоят параллельно основным емкостям, я знаю, что это такое и какой в них диэлектрик. Иногда – резисторы, если они не «цементные», а хотя-бы металлопленочные. Таких случаев у меня один, на десять пар колонок, и то, только в том случае, если не удается подобрать или составить нужный номинал.

Здесь же, ввиду популярности JBL ES-80 у покупателей и нескольких предложений штатных фильтров к продаже в интернете, снимаемые девайсы решил не «курочить». Это для того, чтобы заказчик мог их продать (За пару оригинальных кроссоверов с проводами от JBL ES-80 на E-Bay просят 100-150 долларов), либо поставить на место в случае необходимости продажи колонок в заводской комплектации.

Серия колонок JBL-ES отличается от предыдущей линейки JBL-E наличием второй пищалки, работающей на частотах от 12.000 Гц. Это новшество есть во всех колонках ES начиная от младших полочников JBL-ES 10 и заканчивая верхней моделью JBL-ES 100, т.е. новые фильтры мне предстояло сделать с двумя ВЧ звеньями.

 

НЧ звено кроссовера

 

НЧ звено кроссовера решил сделать на отдельной плате. Это несколько усложняет сам фильтр, т.к. требует 4-х дополнительных отверстий, резиновых втулок и саморезов для монтажа, зато дает большую гибкость в подбора оптимального места его крепления внутри колонок.

Частота раздела между басовыми динамиками и среднечастотником в JBL-ES 80 от завода около 700 Гц, в связи с чем часть голосового диапазона и спектра натуральных музыкальных инструментов воспроизводится ими.

Из-за этого НЧ катушки мне пришлось намотать не моно-жилой, а литцендратом, состоящим из 5-ти проводов диаметром 0,72 мм. Суммарное сечение жил 2,0 мм.кв. Что дал литцендрат? Он имеет пониженное сопротивление на высоких частотах, и, хотя речь здесь идет всего о 700 Герцах, катушку – намотанную «пучком» хорошо слышно. Она играет «легче» и «быстрее» в сравнении с катушкой, намотанной моно-жилой того же сечения. НЧ катушка традиционно сделана «воздушной». Небольшой диаметр у нее из-за того, что при частоте раздела 700 Гц достаточно индуктивности 2,7 мГн в отличие от большинства колонок с частотой раздела НЧ/СЧ 200-250 Гц, где нужна индуктивность 4,8-6,5 мГн. Вот там-то нужно применять провод сечением 4-5 кв.мм. и примерно вдвое большее количество витков.

Конденсатор номиналом в 65 мкФ набран из «раздетых» секций МБГО: 5 х 10 мкФ + 1 х 5 мкФ. В качестве «шунта» параллельно МБГО стоит полистирольный конденсатор емкостью 0,1 мкФ.

НЧ секция фильтра смонтирована на пластине из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Катушка и конденсаторная сборка закреплены нейлоновыми хомутами. Монтаж навесной, снизу платы.

В штатном кроссовере НЧ катушка намотана на железном сердечнике проводом малого диаметра (сечение 0,7 мм), параллельно динамику стоит электролит емкостью 65 мкФ, что – «зерр-шлехт».

 

СЧ/ВЧ звено кроссовера

 

Звено СЧ/ВЧ собрано на отдельной плате из стеклотекстолита толщиной 1,5 мм.

В СЧ звене две воздушные катушки номиналами 0,68 и 1,0 мГн, для исключения влияния друг на друга – разнесены по краям платы. В отличие от штатных (намотанным тонким проводом на железе) они выполнены литцендратом из 3-х жил провода ПЭВ-2 диаметром 0,72 мм. Суммарное сечение провода СЧ катушек около 1,22 мм.кв. что ровно в 3 раза больше, чем у штатных. Конденсаторы номиналом 18 и 13 мкФ составлены из «раздетых» МБГО с шунтами из полистирольных емкостей номиналом 0,1 мкФ.

В ВЧ звеньях применены «литцендратнные» катушки из того же провода, которым намотаны индуктивности для СЧ секции. Из-за того, что номинал их относительно невелик: 0,05 и 0,2 мГн, обе они уместились на полиэтиленовых каркасах от фильтров советских S-90. Для исключения влияния друг на друга и на СЧ катушки они сориентированы перпендикулярно друг другу. ВЧ конденсаторы составлены из «раздетых» МБГО с шунтами из «раздетых» же серебрено-слюдяных ССГ номиналом 0,05 мкФ.

Отдельно хочу сказать про резисторы, в штатных фильтрах стоят три китайско-керамических 10-ти Ваттных проволочника, которые я очень не люблю, т.к. они заметно портят звук. И все три – стоят последовательно с СЧ и двумя ВЧ головками, ну вы поняли... Я намотал три безиндуктивных резистора (безиндуктивные, это намотанные сложенным вдвое проводом) константановым проводом диаметром 0,9 мм. После чего сделал из них один резистор «бублик» с 4-мя выводами. С одной стороны, все три резистора соединяются в одной точке, идущий к «горячей» клемме входного терминала СЧ/ВЧ, с другой подключаются к проходным конденсаторам СЧ и 2-х ВЧ звеньев кроссовера. Получилось удобно и разумно с точки зрения минимизации количества паек. Составной резистор «бублик» установил внутрь одной из СЧ катушек, чем немного поднял ее индуктивность (на 1-2 %), зато сэкономил место на плате кроссовера.

По конструктиву СЧ/ВЧ секции кроссовера: все детали на печатной плате закреплены нейлоновыми хомутами. Сама плата крепится через резиновые проставки саморезами.

 

Внутренняя проводка и монтаж

 

Внутренняя проводка от входных клемм к кроссоверам и динамикам выполнена литцендратом, обмотанным изолентой для исключения дребезжания:

 

 

Монтаж был довольно «муторным» т.к. уже на объекте выяснлось, что ширина плат фильтров (и СЧ/ВЧ и НЧ) на 5 мм больше ширины отверстия низкочастотного динамика (схему то в интернете я нашел, а вот габариты монтажных отверстий под головки – нет) Пришлось пустить в ход ножницы по металлу... Ну и плюс закрепление кроссоверов в «ракообразном» положении при скудном освещении зала домашнего кинотеатра. За день справился).

Провода «литцендрат» подпаяны как к входным клеммам, так и к динамикам. Соединения с нижней стороны плат сделаны «навесным» монтажом с минимумом переходов и паек. Все провода, катушки индуктивности, конденсаторы и резисторы отслушаны по направлениям и установлены в колонки согласно теории «контуров А. Степичева».

 

Испытание на звук

 

Как и большинство моих заказчиков на переделку АС, владелец JBL захотел сравнить, как играет стоковый и переделанный вариант его АС. Испытание мы проводили «в слепую» т.е. я поставил переделанную и штатную колонки рядом, соединил их земляные клеммы параллельно, а «горячий» провод перебрасывал оперативно с одной на другую не выключая музыки.

Даже в только что собранном и не прогретом состоянии новый кроссовер показал разительное отличие в звуке. Особенно в СЧ и ВЧ диапазоне. Владелец сразу заметил, что голоса людей и солистов, а ставили мы и музыку, и треки к фильмам – звучат предельно разборчиво и естественно. По крайней мере в сравнении со штатной колонкой. Из диапазона ВЧ ушла синтетика и появилась легкость. НЧ изменился не сильно, тут удивился я т.к. при замене катушки на железе – воздушной и электролита – на бумажный конденсатор, всегда прибавляется низов, и они становятся «мясистее». Я думаю, что дело здесь в том, что колонки мы испытывали в углу (там из стены выходит провод под фронтальную АС), а угол работает как рупор, плюс не особо смотрели настройки ресивера. Баса был явный избыток и у штатной и у переделанной колонок.

 

Резюме

 

После сравнения звучания штатной и переделанной колонок, оперативно установил новый кроссовер во вторую... После чего получил заказ на переделку 4-х сателлитов окружающего звука, 2-х центральных каналов JBL и изготовление акустических проводов). А так же, был накормлен вкуснейшей жаренной рыбой с гречневой кашей и тещиным томатным соком))).

 

Опубликовано:
aovox
Твик колонок JBL ES-80 переделка кроссовера - 1
Твик колонок JBL ES-80 переделка кроссовера - 1

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor