Разные сабвуферы в одном стеке – стыковка

 

Как проблему превратить в достоинство. Лайфхак!

Рассмотрим ситуацию на примере двух сабвуферов – RCF 8001 и RCF 8003. Фактически это одна и та-же модель, но в какой-то момент производитель решил ее обновить и сохранив прежними внешний вид, размеры и динамики. Производитель RCF применил в сабвуфере RCF 8003 другую электронику и немного изменил внутреннее устройство. В результате – имеем два с виду одинаковых сабвуфера, но с различным звучанием и совершенно не желающие работать вместе.

Что делать? Провал? Если у вас нет мозгов, процессора или цифрового пульта, то – да. Если-же у вас они есть и вы знаете что делать, то – проблемы нет никакой.

Разберемся что нам нужно в такой ситуации. Измеряем реальные акустические параметры обоих сабвуферов: RCF 8001 и RCF 8003 в ближнем поле. Для этого нам придется снять грили т.к. динамик и порты измеряются отдельно и с максимально близкого расстояния. После этого смотрим, что у нас получилось на первом графике. Полоса работы обоих сабвуферов практически идентична, что не удивительно – при идентичных динамиках, размерах и мощности усилителей.

Однако работа оформления и фильтров все-же – отличаются, что и создает проблему. Видим, что в формально одинаковых режимах кроссовера сабвуферы ведут себя по-разному. Однако скажем спасибо инженерам RCF – все режимы уже приведены друг к другу по уровню внутри этих устройств. В противном случае, при каждой смене частоты среза вам приходилось-бы заново настраивать и гейн. Здесь же этой проблемы нет.

 

графики группового времени задержки – Group Delay

Идем дальше

 

Теперь снимем с них графики группового времени задержки – Group Delay (ГВЗ, он-же – GD). Смотрим второй график. Видим, что сабвуферы RCF 8001 и RCF 8003 не только значительно расходятся по времени в разных режимах, но, так же – имеют и различные наклоны ГВЗ. Это говорит о том, что в прямом включении в одном стеке вы получите значительную неравномерность АЧХ, диаграммы, а так-же, потеряете мощность и звуковое давление на "борьбу сабвуферов друг с другом". На улице же, при особо "удачном" стечении обстоятельств часть баса еще и рискует вместо танцевального пола – улететь в буквальном смысле в небо. Что полностью подтверждается на практике.

Попробуем совместить графики по времени хотя-бы в одной точке. Возьмем, например – 80 Гц, как наиболее часто используемую частоту раздела с топами в этой системе. Смотрим 3-й график. Видим, что одной регулировкой задержки сходу нам не обойтись – сабвуферы идут кто в лес, кто по дрова, формально находясь в идентичных режимах.

Однако не спешим расстраиваться.

Присмотревшись по внимательнее легко обнаружить что RCF 8001, будучи включенными в режим "80 Гц" и RCF 8003, будучи включенными в режим "120 Гц" имеют огромный участок с абсолютно идентичной формой графика. Совместим их по времени (смотрите 4-й рисунок). Видим, что при введении задержки 2,6 ms на RCF 8003 – получаем идеальное совпадение во всем диапазоне 70...150 Гц, что с запасом перекрывает практически все возможные варианты сшивки с топами. Некоторое различие есть только на частотах 50...65 Гц. RCF 8001 немного "отстает" от RCF 8003 на них.

Так давайте это используем! Сложно? Нет! Проще не бывает.

Ставим сабвуферы не в горизонтальные пары – так, как это казалось-бы логично с точки зрения униформности диаграммы, а наоборот – вертикально. Рядом, друг на друга – два RCF 8001 и два RCF 8003. При этом RCF 8001 должны находиться на ВНУТРЕННЕЙ стороне портала – ближе к центру площадки. RCF 8003 – на ВНЕШНЕЙ.

Что мы получаем от такой конфигурации?

Весь верхний бас, "кик" и мид-бас у нас играют абсолютно синфазно, легко стыкуются с топами на любой частоте и "летят" прямо вперед с максимальной амплитудой. Тогда как наиболее проблемный для помещений низкий бас 50...60 Гц – мы, используя небольшую разницу в графиках задержки на этих частотах – слегка доворачиваем этим диаграмму направленности в сторону танцевального пола, по принципу формирования направленных басовых массивов.

Таким образом – ослабляем влияние стен помещения озвучивания, уменьшаем амплитуду стоячих волн в зале и соответственно его гудение. Тогда как на танцполе – наоборот, получаем намного больше "мяса" и радости.

Итак – если знать... как, то простыми и доступными методами вполне можно использовать такую конфигурацию и даже извлечь из нее преимущества.

Надеюсь кому-то поможет!

 

различие есть только на частотах 50...65 Гц. RCF 8001 немного "отстает" от RCF 8003

РАБОТАЕТ! = Taras Pervak

 

Имею как раз по два сабвуфера RCF 8001 и RCF 8003. Все время мучился т.к. всегда очень непросто было настраивать данную конфигурацию.

Проблемой этой системы было то, что непосредственно перед порталом (одной из сторон), диапазон от 50 до 80 Гц, отсутствовал – напрочь... В центре танцпола был сильнейший гул на частотах 50 – 63 Гц, который при компенсации параметрическим или графическим эквалайзером только усугублял картину. Так же были постоянные и неравномерные провалы все в том же диапазоне 50 – 80 Гц. Ну и понятное дело – совершенно неадекватная картина в точке сшивки сабвуферов с топами.

Не далее, как пару дней назад применил описанный выше метод настройки системы. Что получил на выходе:

 

 

ОГРОМНОЕ СПАСИБО АЛЕКСАНДРУ РОГОЖИНУ!

Санек, ты крутой.

 

Опубликовано:
aovox
Стыковка сабвуферов RCF 8001 и RCF 8003
Стыковка сабвуферов RCF 8001 и RCF 8003

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor