Прошелся по кинотеатрам и нигде не нашел нормального звука

 

Alexander Rogozhin = Друзья, а есть среди нас люди, связанные с киевскими общественными кинотеатрами? Вопрос – по какой причине практически во всех кинотеатрах такой хреновый звук? Причем во всех залах сходные проблемы. Толи чей-то личный "почерк", толи какой-то общий во всех случаях трудно решаемый технический вопрос. Специально смотрел – бренды аппаратуры для организации звука везде стоят – разные. Есть и известные по профессиональной сфере, есть и конкретно кинотеатральные марки. Но звучит всегда +/- одинаково. Без обид, но звук в большинстве кинотеатров, как из китайских динамиков домашней плазменной панели. Просто его много. Иногда на паре любимых нот, робко выглядывает "сабвуфер", осматривается и снова исчезает в норку, вроде – как его и не было. Я ничего не говорю про середину и верх, тем более про всякие там "пространства", "панорамы" и т.д., это ясно что все это можно получить только дома, а тут – класс D, миллион каналов усиления и т.д. С этим у меня вопросов нет, играют и хорошо. Все более-менее слышно, не орет, громкость, спасибо, везде уже в основном адекватная. Хрен с ними, с севшими проекторами, хотя может они и не севшие, а так и должно быть… «вечный полумрак». Но, друзья!!! ГДЕ БАС???!!! Где НИЗКАЯ СЕРЕДИНА????? Это же КИНО, е-мое!!!!! Вы чего, бразильские сериалы там показываете для бабушек?

Нет, ну серьезно! Это же смешно…

Платишь за билет на многомиллионный блокбастер, который ты даже возможно ждал, над которым пару лет работала тысяча человек и сидишь все время думаешь на экшн-сценах "блин вот г-но то какое, сейчас бы дома в наушниках… Ладно потом пересмотрю еще раз". Это как так?! Могу попробовать даже угадать – у производителей скорее всего есть какие-нибудь готовые комплекты звука для разных кинотеатров на разный бюджет, из которых заказчик выбирает самый дешевый с самым громким названием, застройщик его радостно продает и все довольны.

Друзья, с таким подходом вам на базаре торговать, а не звук ставить! Это же чистый совок! "Я его слепила из того что было…". Главное, чтобы интерьер был гламурный и откат можно было потратить в отпуске. Неужели все учредители кинотеатров и руководители инсталляционных компаний до сих пор действительно такие непроходимые идиоты? Ну так зачем вообще вы звуком тогда занимаетесь? Торгуйте помидорами. Одеждой наконец. Не знаю, чем еще. Не в обиду ни одежде, ни помидорам. По-моему, есть миллион других, гораздо более простых и предсказуемых способов зарабатывать деньги, чем звук. Звук такая штука, которую надо любить, иначе весь смысл работы с ним теряется на корню. Если этого не делать, то кроме позора и халтуры ничего другого не получится.

Опять-же, строю предположение – поправьте кто в теме кино, если я не прав. Скорее всего проблема в том, что основные каналы строятся из вот этих вот компактных подвесных сателлитов, которые мы видим на стенах, и которые в силу особенностей законов физики ниже 150 Гц эффективно работать не могут. Более-менее на что-то похож скорее всего только центральный канал за экраном, который мы не видим и то – не всегда. А сабвуферы скорее всего стандартные профессиональные на 18" динамиках в оформлении ФИ, которые естественно ни суб-баса, ни мид-баса толком дать не могут, ибо их оптимальная полоса это в лучшем случае 40 – 90 Гц, но никак не 20 – 150 Гц. Не говоря уже ни про какую нижнюю середину и тем более "инфраниз".

 

Обращение к людям, строящим залы

 

Я прекрасно понимаю какой может быть смета озвучки среднего зала кинотеатра со всей периферией и инсталляцией, да еще с 4-х кратным увеличением прайса (для откатов) какого-нибудь очередного «Харман Интернешнл». Так есть-же кастом! Вам реально нравится возить тонны фанеры из Китая или Англии? У нас в стране куча грамотных инженеров, которые могут спроектировать нормальный, полноценный комплект, а не позорную бюджетную "подачку" на отъ-бись от крупного бренда. Причем выйдет это как минимум не дороже и с колоссальным приростом в качестве на выходе. А если еще и динамики взять не зарубежные, а наши родные - Магнет, то скорее всего еще и дешевле. Вам не все равно, что там написано на шильдиках? Фильмы вроде как, слава Богу, еще не ездят со своими звукорежиссерами и не пишут технических райдеров с 20 орфографическими ошибками на 1 абзац текста, но зато с километровым списком самых дорогих брендов акустики из гугл-поиска. Тем более в кино: фронт, центр и НЧ - все равно стоит за экраном, посетителям видны только висящие на стенах колонки для сураунда, и им абсолютно все равно, чего там на них написано. Есть куча немассовых технических решений, которые серийный производитель предложить вам просто не в состоянии. Но если у вас есть мозги и нормальный подход, то реализовать это все прямо здесь можно практически без труда. А качество будет такое, что ходить будут только к вам и ходить будут на ЗВУК, а не на его жалкую пародию.

 

Виталий Чаус, пециалист устанавливающий звуковые системы в киевских кинотеатрах

 

Товарищи аудиофилы в своём репертуаре! Много текста о колонках и ни слова о стенах. А если серьезно, то я не хочу никого обидеть. Тем более, что вопрос очень непростой.

(Описанное ниже не имеет отношения к какому-либо реальному объекту. Я вспоминал самые тяжелые случаи инсталляции звука в кинотеатрах и утрировал нещадно. Но без ущерба для рационального зерна.)

Акустическое проектирование помещения - это то, с чего должен начинаться кинозал (казалось бы, железная логика, да?). Грамотно спроектированное, корректно заглушенное помещение участвует в качественной звуковой картинке как минимум не меньше, чем хорошие акустические системы, усилители, кабели, процессор и прочее (назовём это звуковым оборудованием). Звуковое оборудование, естественно, должно быть правильно настроено, иначе говорить не о чем. Звенящее помещение - коробка с плиткой на стенах, напичканная супер-дорогими брендами и обмотанная золотыми проводами сечением в руку может звучать хуже, чем грамотно построенный и демпфированный небольшой зал с простеньким оборудованием.

 

«Не так страшен JBL, как зал, в котором он стоит…». Или почему во всех кинотеатрах такой плохой звук...

 

1. Зал = Звукоизоляция зала и его заглушка, есть отличный пункт для экономии денег. По звучанию самого помещения можно определить бюджет. Какой-нибудь китайский «Вудфон», примененный для демпфирования какого-нибудь зала кинотеатра и настоящий «Экофон» звучат шокирующе ПО-РАЗНОМУ! Даже геометрическая форма современных залов обычно диаметрально противоположна рекомендациям лаборатории Долби (почему упоминаю Долби, будет сказано ниже).

2. Акустические системы = Если экономим, то на всем, что можно и акустика не исключение. Для чего берём колонки заведомо меньшей, чем нужно для этого конкретного зала мощности, и в итоге имеем бесплодные потуги динамиков выдать требуемое для зала звуковое давление. Для честности скажу, что почти везде ставятся специальные кинотеатральные колонки, типа JBL Screen Array.

3. Акустические кабели = Акустика сейчас в залы ставится пассивная, усилители как правило стоят в аппаратной, и акустические линии имеют длину 30 – 50 м. Экономить можно не только на сечении кабеля, но и на типе. Электрические? Монолит? Видели, слышали. Для справки современная киношная акустика имеет сопротивление 8 - 4 Ом, а не как было раньше 16 Ом, что требует, как минимум 4-6 кв.мм. сечения акустического кабеля к каждой колонке, это при длине 30 – 50 м.

4. Кроссоверы = В кинотеатре целесообразнее использовать пассивные кроссоверы, несмотря ни на что.

5. Усилители = О классах: А, АВ, В, D… говорить ничего не буду. Оказывается, что подбор усилителя для АС по мощности – может быть проблемой. Не всегда присутствует понимание отличия мощности розового шума от программной мощности и даже от пиковой… Да о чём мы говорим! Не единичны случаи, когда на проверку оказывалось, что половина динамиков и усилителей вообще не работает или работает с искажениями! В действующем кинозале. Не слышно саба? А кто сказал, что не заклинены все шесть динамиков? А может из трёх усилителей для сабвуферов два давно сгорели… А у третьего за 10 лет работы окислился на входе первого канала сигнальный XLR, а регулятор подавления на втором канале уборщица задела шваброй и он последние три года смотрит на минус бесконечность? И люди ходят… и не жалуются… А жалуются на то, что кресла неудобные, попкорн невкусный, холодно зимой в зале. "А как звук?" - "нормальный, обычный...". Вот так вот, товарищи аудиофилы! А вы говорите!

6. Звуковой процессор и настройка = Не побоюсь этой цифры 99.9 % звуковых систем украинских кинотеатров построены на базе звуковых процессоров Лаборатории Долби. Поэтому неудивительно, что звуковое оборудование должно настраиваться согласно требованиям и рекомендациям Лаборатории Долби. Если совсем коротко, настройка состоит в поканальной эквализации при 85 дБ розового шума в центре зала. Естественно есть ещё куча всего, типа вычисления задержек и фазировка центра с LFE. Всё делается по приборам, никаких "ололо", "ууу-ааа" и "сосисочек". Исключительно строгое выполнение предписаний Долби. Минимизация человеческого фактора, субъективного восприятия и индивидуальной глухоты. Это в теории. На практике многое зависит от опыта, квалификации и старательности выполняющего процедуру настройки инженера. А их всего-то с десяток в стране наберётся.

7. Контент = Сразу скажу, что всё здесь описанное касается дня сегодняшнего. Плёнки больше нет. Поэтому особенностей работы, качества и настройки звуковых считывателей фонограммы с киноплёнки касаться не будем. В цифровом же оборудовании всё предельно просто. Четыре пары AES/EBU, и мы имеем 8 (или 6) каналов на входе процессора. О качестве звука на этапе цифровых дорожек скажу то же самое, что всегда говорил относительно кинотеатральных 3D систем. Это оборудование способно на большее! Недавно слушал фильмы на привезенных из-за бугра DVD-дисках с хорошей THX дорожкой. После этого много думал. Не нужно априори считать контент в кинотеатрах идеальным. Наверняка это касается не всех фильмов, но подобные факты были замечены. В некоторых кинотеатрах демонстрируют фильмы с оригинальными дорожками, сходите для сравнения. Иногда дублированная версия звучит почему-то хуже. Может это моё субъективное мнение, но мне действительно так показалось. Лицензионный 3D контент для домашних 3D телевизоров имеет значительно большую глубину 3Д-эффекта, чем тот, что демонстрируется в кинотеатрах. Возможно со звуком та же ситуация. Кстати почему-то считается, что в IMAX всё ОК, а ведь оборудование там либо такое же, либо аналогичное. Это опять поднимает вопрос о качестве контента.

 

Почему именно такая схема и такое оборудование? Так это не типовый проект, это мировая практика.

 

Деньги, непонимание, непрофесионализм. Это всё имеет место в разных пропорциях для разных проектов. Не обязательно всегда, но часто.

По экономии денег скажу, что ситуация со временем усугубляется (всё очень плохо, и не только в звуке). Ведь зачем? Пипл же ж хавает. Один зритель на много тысяч заметит разницу (моё мнение - да, так и есть).

Вы говорите, что можно сделать лучше за ту же цену. Спорить не буду. Но тогда сделайте хоть один кинотеатральный зал (я думаю, проблемы возникнут скорее организационного плана).

Я не говорю, что предложенное Вами (за ту же цену) хуже, я говорю, что то, что уже есть при правильном подходе может звучать намного лучше. Кто будет заниматься кастомом, где, когда? Верю, что это практически нереально. Звучание оценивается после полного завершения постройки, кто-то будет переделывать даже если открытие не через час? "Кастом" в залах не видел, "самопал" видел, самопал отличается от кастома как говно от шоколада.

Не нужно путать личный домашний кинотеатр (сто раз вылизанный до мелочей) с общественным кинозалом. К сожалению, напрашивается аналогия с туфлями, сшитыми на заказ и ботинками, купленными на рынке.

Вместо комментария получилась статья, но ответить кратко на поставленный вопрос сложно. Если осталось послевкусие "всё плохо", не обессудьте. Во-первых, так оно и есть, но далеко не везде и не всегда, а во-вторых, спрашивали о плохом – я о плохом и ответил.

 

P.S. Всё вышеописанное не касается какого-либо конкретного кинотеатра, инсталяционно-обслуживающей компании, и т.д. и т.п.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Почему в залах кинотеатров плохой звук - Часть 1
Почему в залах кинотеатров плохой звук - Часть 1

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor