3d модель зала домашнего кинтотеатра с отделенным тамбуром и заэкранной зоной
3d модель зала домашнего кинтотеатра с отделенным тамбуром и заэкранной зоной
На 3d модели зал с домашним кинотеатром, слева аварийный выход, по фронту экран и заэкранная зона
На 3d модели зал с домашним кинотеатром, слева аварийный выход, по фронту экран и заэкранная зона
Перед началом работ по переделке двойного гаража в зал домашнего кинотеатра
Перед началом работ по переделке двойного гаража в зал домашнего кинотеатра
Чтобы зал домашнего кинотеатра был просторным в гараже углубили пол
Чтобы зал домашнего кинотеатра был просторным в гараже углубили пол

Домашний кинотеатр из гаража

 

Планирование домашнего кинотеатра началось в феврале 2015 года, когда владелец с женой решили перестроить купленный ими до этого дом. С самого начала было ясно, что домашний кинотеатр не может быть интегрирован в гостиную, а должен находиться в выделенном помещении, например, в подвале. Желание отдельной музыкальной комнаты мне было понятно. В хобби у заказчика было воспроизведение записей прогрессивного рока с эксплуатацией колонок и усилителей на пределе возможностей... При реализации его задумки в гостиной, проблемы со слухом получили бы как все члены семьи, так и жители соседних участков.

С подвалом возникало много сложностей, он был вровень с землей, без отопления, вентиляции и окон, и если уж браться за зал, то нужно было перестраивать весь подвал. Этого в планах владельцев объекта не было и поразмыслив они решили выделить под зал домашнего кинотеатра сдвоенный «гараж». Участок с коттеджем располагался на рельефе, «гараж» был ниже уровня земли и к нему не было доступа с улицы. У старых хозяев он служил в качестве укрытия для тракторов, хранилища зимних шин, старой мебели и т.д.

Общая площадь помещения была около 34 кв.м. с соотношением сторон 5,3 х 7 м. и высотой потолка 2,4 м. К дому он примыкал одной торцевой стеной, а сверху была нежилая мансарда. Т.е. проблем со звукоизоляцией будущего зала домашнего кинотеатра от остального дома не возникало, и это было хорошо.

Проблема гаража была в низком потолке, и владелец решил углубить пол. Два квадратных окна и въездные ворота заложили, а вот обе двери оставили, получился зал с основным входом с торцевой стены за спиной и «аварийным» выходом справа от экрана.

 

Строительные работы

 

После углубления пола в комнате стало «легче дышать», а то при довольно большой площади в 33 кв.м. и потолке, до которого доставала рука – первоначально было гнетущее впечатление, зала в нем видеть не хотелось. От потолка оторвали прежнюю подшивку и вывели мягкие трубы для вентиляции. В потолке стоит по 3 канала на приток и вытяжку, вентиляция работает очень тихо и эффективно.

Потом всю площадь потолка заложили 100 мм минеральной ватой, зашили паробарьером и, чтобы это все не провисало, закрепили рейкой.

Никакого гисокартона и металлических профилей, только брус рейки, УСБ и доски! И это очень хорошо. У меня крайне редко получается убедить владельцев отойти от повсеместного применения гипсокартона, и хотя бы в зоне домашнего кинотеатра поставить каркас из бруса с обшивкой фанерой, МДФ и т.д. Гипсокартон в зале домашнего кинотеатра можно применять только в крайнем случае и обязательно в два слоя с проклейкой между листами.

Хорошая альтернатива гипсокартонному – натяжной потолок с микроперфорацией, так называемый «акустический» или специальный гипсокартон с отверстиями Кнауф. Традиционного гипса лучше вообще избегать, если это возможно.

Одновременно с потоком занимались стенами. По периметру комнаты выставили стойки из бруса 100х40 мм и зашили их недорогим УСБ. Между стенами и УСБ минеральную вату не закладывали т.к. не хотелось получить совсем «глухой» звук.

Поверх УСБ на стены и потолок нашили специальные акустические плиты. Издалека они выглядят, как гипсокартон, но с близкого расстояния видно, что вся их поверхность покрыта порами (как листовой поролон только жесткий). Стыки заделали специальной упругой мастикой.

Сверху стены были покрыты т.н. жидкими обоями, которые после высыхания на ощупь были мягкими. На потолок поклеили натуральные обои с рельефом.

Я не сильно силен в декоративных материалах, и отделочные материалы для зала не выбирал. Задачу поставили прорабу, и он ее решил – правильно. При вроде бы гладких и относительно жестких стенах в зале домашнего кинотеатра получилась довольно сносная акустическая обстановка, ничего не «звенело» и не «продгуживало».

Для светодиодной подсветки по периметру потолка установили короб из деревянных реек, который потом обтянули черной трикотажной тканью с «плюшевым» эффектом. Вообще, подсветке зала заказчик уделял чрезвычайно много внимания. О ней я расскажу ниже.

 

Тамбур

 

Т.к. вход в гараж был с улицы и тамбура не было возникла проблема, как защитить его от холода в зимнее время. Для зала домашнего кинотеатра гараж был «длинноват», и при эксплуатации всей площади помещения кресла пришлось бы ставить чуть ли не посередине комнаты. Поразмыслив, решили отделить кусок зала перегородкой. Получили тамбур во всю ширину комнаты и глубиной 0,8 м., изолировавший ее от улицы.

При наличии технического помещения за спиной не имело смысла устанавливать в зале стойку с аппаратурой и проектор. В итоге небольшого сокращения площади решили четыре задачи: отделили зал от улицы, убрали шумящий проектор над головой, и вынесли из комнаты греющуюся аппаратуру. Как бонус в тамбур можно было поставить кофемашину и стеллаж с обширной коллекцией дисков, что было и сделано чуть позднее.

Построив тамбур, заказчик для себя решил пятую задачу, эстетическую…

Цитата: (Если в доме есть выделенная комната с для домашнего кино, с самого ее порога важна и нужна соответствующая атмосфера. Поэтому киноманы, еще до входа в зал домашнего кинотеатра, в тамбурах и коридорах устраивают экспозиции картин и предметов, относящихся к кино: постеры, афиши, копии звездолетов, кукольные персонажи иногда в полный рост... «Спектакль на входе» служит цели – создать нужное настроение еще до входа зал и предваряет просмотр фильма… ).

Я же поимел инсталляторское «счастье», связанное с легким доступом к «задницам» аппаратуры с их разъемами и кабелями. Когда техника стоит в многоэтажной стойке, сзади нее всегда есть «кошмарный» клубок проводов. Если стойку придвинуть к стене, это все… Получается одноразовая конструкция, с крайне сложными манипуляциями по переключению чего-либо. Страшно не люблю стоек, забитых тяжелой аппаратурой и придвинутых вплотную к стене, а они, к сожалению, присутствуют в каждой второй системе.

Здесь же за аппаратурой получилось около 40 см свободного пространства, переключай – не хочу.

 

Фронтальная конструкция

 

Ради маскировки 3-х передних колонок, поглощающих панелей и 4-х сабвуферов «украли» еще кусочек площади зала, для чего сделали вынос экрана и рамок со звукопрозрачной тканью на 70 см от фронтальной капитальной стены.

Под экраном из бруса сделали своеобразную ступень, высотой 60 см и выдающуюся в зал на 80 см, сам же экран установлен на 20 см. глубже. Ступень обтянули черной трикотажной тканью и вмонтировали в нее три точечных светильника направив их на экран…

Фронтальные колонки и центральный канал установили на три простейшие этажерки, скрученные из МДФ и штырей с резьбой. Для прохода звуковых волн, свободные от экрана места закрыли рамами с тонкой звукопрозрачной тканью.

Рамы съемные на магнитах, экран тоже, доступ к акустике и поглощающим панелям – очень простой.

 

Коррекция акустики помещения

 

С потолком особо ничего делать не пришлось, т.к. примененные для него отделочные материалы изначально были «полуакустическими». Пол покрыли ковролином и этого оказалось достаточно, а вот со стенами пришлось повозиться…

До финальной покраски мы с хозяином провели тест, развесив тыловые колонки и собрав фронтальную часть акустики. После контрольных включений «чтобы вштырило» оказалось, что стены излишне «ярчат» и дают сильный первый отклик. Для устранения данного артефакта решили изготовить наружные поглощающие панели.

Панели, это рамы из доски 100х30, заполненные минеральной ватой и обшитые трикотажной тканью. Всего понадобилось шесть больших панелей на стены, две на потолок и одна маленькая на заднюю стену. На фронтальную стену за передними колонками и сабвуферами так же повесили две панели, но немного позже. После того, как еще раз включили… После «панельного» демпфирования все стало намного комфортнее, ушла излишняя яркость и ядовитый окрас.

Тамбур тоже помог, как оказалось он параллельно выполнял роль большого поглотителя низких частот. С тамбуром ушли противные пучности на частотах 30 и 42 Гц. Правда во время демонстрации кино в тамбур лучше не заходить, звуковое давление в нем получается запредельным и как раз на двух частотах: 30 и 42 Гц).

На задней стене вместе со звукопоглощающей панелью висят два небольших диффузора Шредера.

 

Декоративная подсветка и штора

 

Подсветка зала домашнего кинотеатра была «пунктиком» супруги заказчика. По ее желанию зал был оборудован настенными БРА, светодиодной RGB подсветкой периметра потолка и тремя фонарями, направленными на экран. Три группы светильников имеют диммирование и привязаны к аппаратуре, в момент включения электроники и проектора они медленно гаснут. К чести сказать – получилось очень красиво и необычно. Декоративный свет «супруги» в этом зале такая же «фишка», как и мощный звук «мужа». Экран домашнего кинотеатра закрывается моторизованными театральными шторами, правда не бордовыми, а черными. Медленное угасание света, раздвигание штор и разогрев проектора – одновременно, выглядит очень торжественно… Как в настоящем кинотеатре.

 

Видео часть

 

В зале домашнего кинотеатра применен натяжной звукопрозрачный экран формата 16х9 с размерами 3х1,7 м. Для просмотра лент формата 2,35х1 в нем имеются две штатные кашетирующие шторки с электроприводом.

Я бы применил экран во всю фронтальную стену, от стены до стены. Но хозяин – барин, ему захотелось 3-х метрового изображения, а можно было получить и 5-ти метровое… Правда для такого экрана пришлось бы покупать проектор дороже, раза в три.

Проектор. Ездили в две компании «выбирать глазами». Смотрели, как показывает: JVC, Optoma, Sony и Panasonic, разнообразных систем: DLP, LCD, D-ILA. Было несколько моделей 2017 года с разрешением 4 К. Показывали аппараты с 4-К конечно лучше, но не кардинально, а стоили ровно в два раза больше чем не 4-К. В итоге была куплена прошлогодняя модель DLA-X30B от JVC.

Внешне JVC DLA-X30B похож на предыдущую модель DLA-X9. От продвинутых DLA-X90RB и DLA-X70RB он отличается тем, что выдает не истинное разрешение 4-К, а эмулирует его электроникой. Так же JVC DLA-X30B и не имеет электрического привода шторки объектива, взамен нее стоит крышечка, что на качестве изображения естественно не сказывается.

Показывает он очень хорошо, по крайней мере заказчик однозначно указал на него.

 

Инсталляция

 

Техника установлена во встроенном шкафу со стеклянной дверцей. Шкаф своей задней частью утоплен в тамбур и тепло от аппаратов отдает туда. Проектор светит так же из тамбура, что очень удобно, тепло и шум от него в зал не проникают. Окошко между залом и тамбуром приходится раз в месяц протирать от пыли.

Набор аппаратуры обычный, состоит из нескольких источников сигнала, ресивера Yamaha в качестве процессора и 7-ми канального усилителя мощности NAD. При прослушивании музыки и выключенном проекторе управление системой с экрана настенной ЖК панели, со смартфона или универсального пульта. Спецификация аппаратуры есть в конце 3-ей части описания зала.

Кресла был изначально ужасными и через месяц, полуразвалившиеся и со скандалом были заменены поставщиком… Они выбирались заказчиком самостоятельно по непонятно какому принципу. Я такое никогда и никому не ставлю. К счастью, второй вариант оказался намного удобнее первоначального. И надежнее.

В такой зал мне хотелось чего-нибудь с моторизованными спинками, подножками и кожаное, в идеале - с массажем... Но тогда бы кресла стоили как два зала. Бюджет, будь он неладен.

Позади кресел стоит заказной низкий шкаф/бар с бутылками, фужерами, рюмками и т.д. Данный аксессуар к звуку и видео отношения не имеет, поэтому про него я рассказывать не буду.)

 

Особенности зала

 

 

P.S. Во второй и третьей части я описал скрупулезный поход заказчика к выбору акустических систем и усилителя. Там много интересной информации, касающейся выбранных колонок и аппаратов. По возможности – почитайте, познавательно и полезно для правильности покупок.

 

Ссылки на объекты:

 

 

Опубликовано:
aovox
Зал домашнего кинотеатра из гаража - Часть 1
Зал домашнего кинотеатра из гаража - Часть 1

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor