Чертежи низкочастотного лабиринтного оформления для колонок Радиотехника S90
Чертежи низкочастотного лабиринтного оформления для колонок Радиотехника S90
Внешний вид колонок S90 переведенных в корпуса лабиринтного типа, колонки получаются довольно глубокими
Внешний вид колонок S90 переведенных в корпуса лабиринтного типа
Боковая стенка лабиринтной колонки S90 с шумопоглотителем
Боковая стенка лабиринтной колонки S90 с шумопоглотителем
Этапы сборки лабиринтного корпуса колонок на базе S90
Этапы сборки лабиринтного корпуса колонок на базе S90

Низкочастотное оформление

 

Основное, что планировалось при разработке нового корпуса для колонок S90, получить намного более качественный и правильный бас, чем тот, который у этой акустики есть в стоковом варианте. Хотелось выжать максимально возможное из того, что может дать динамик 30ГД-2 (75ГДН3-4). В итоге многочисленных экспериментов лучшим акустическим оформлением для 30ГД-2 оказался лабиринт или «четвертьволновой резонатор». Для сохранения минимально возможного размера колонок пришлось помучиться с настройками, т.к. при схожести акустических параметров лабиринт имеет заметно большие габариты чем фазоинвертор. Для этого был спроектирован корпус правильной формы и настройки, без каких бы то ни было компромиссов, урезаний и излишеств. Частота настройки лабиринта 35 Гц.

 

Золотое сечение передней панели и СЧ бокса

 

Изначальная идея – сохранить форму передней панели колонок Радиотехника s90 Раи расположение на ней головок была отвергнута т.к. фильтры не обладают необходимой точностью и на результирующую АЧХ изменение ее пропорций влияет не сильно. Зато при перекомпоновке динамиков на передней панели согласно «золотому сечению» мы получаем целый ряд преимуществ.

Плюс к золотому сечению самой передней панели и золотому сечению расположения центров динамиков относительно краев этой панели добавился среднечастотный бокс, прикрывающий головку 15ГД11 с размерами, так же выполненными в золотом сечении.

О преимуществах колонок, выполненных с соблюдением золотого сечения написана масса материалов, если кратко, то это такая форма корпуса, при которой внутренние резонансы располагаются наиболее равномерно и не складываются ни на каких частотах.

Золотое сечение позволяет отказаться от набивания корпуса агрессивным звукопоглощающим материалом, вполне достаточно обклеить его тонким швейным ватином. Плотная забивка обычных колонок синтепоном или войлоком хоть и уменьшает неравномерность АЧХ и демпфирует головки, но заметно уменьшает динамику и открытость звука. Более подробно о влиянии звукопоглотителя на звук я расскажу чуть ниже.

Относительно боковых и верхней стенок СЧ и ВЧ динамики на передней панели располагаются в соответствии с «золотым сечением» (Смещение СЧ и ВЧ динамиков от осевой линии дает более равномерное распределение краевых резонансов передней панели). Единственный размер немного не попадающий в ряд «золотого сечения» - ширина колонки. Таковым он сделан намеренно т.к. при полном соблюдении всех пропорций «золотого сечения» СЧ динамик пришлось бы ставить заметно выше, что не есть правильно. Смещение динамиков делается для нормализации графика влияния краевых резонансов передней панели (делается по "золотому сечению" - 1:1,618). В оригинальных S-90 это соотношение иное и мне не известно чем оно обусловлено. Возможно действительно просто дизайном. По-этому было принято изменить это соотношение и привести к оптимальному.

Учитывая, что СЧ динамик 15ГД-11 от завода «не сильно ровный», применение принципа «золотого сечения» для места его установки на передней панели, а также, выполненного в «золотом сечении» заднего бокса, позволяет минимизировать резонансы на средних частотах.

В «стоковом» варианте колонок S90 динамики ВЧ и СЧ также смещены относительно оси передней панели, но смещены непонятно по какому принципу. В сочетании с бортиком, который служит для установки на колонки защитных сеток это смещение не уменьшает, наоборот – увеличивает неравномерность АЧХ на средних частотах. В более поздних модификациях колонок S90 с центральным расположением СЧ и ВЧ головок результирующая АЧХ на средних частотах еще хуже, чем в первых моделях.

В сети встречаются фотографии систем меломанов с первыми модификациями колонок Радиотехника S90 (они продавались несимметричными парами) со сдвигом одной из АС относительно оси комнаты. Сдвигают их так, для того, чтобы среднечастотные динамики левой и правой колонок оказались на равном расстоянии от точки прослушивания. Новые корпуса колонок должны быть естественно изготовлены зеркальными.

 

Конструкция и сборка

 

Для изготовления лабиринтного корпуса колонок S90 лучше всего взять материал толщиной 16 мм. Причин тому несколько: Первая - новый корпус не должен быть «неподъемным», Вторая - конструктив лабиринта, это когда много перегородок и мало протяженных поверхностей, а значит лабиринт – изначально более жесткая конструкция чем закрытый ящик или фазоинвертор, Третья -  ДСП, МДФ и фанера толщиной 16 мм это самый распространенный и доступный материал. При таких габаритах колонок обойтись материалом толщиной 16 мм в фазоинверсном или закрытом акустическом оформлении не получится. Так что здесь лабиринт в явном фаворе. В идеале корпус нужно изготавливать из березовой фанеры, но при ее отсутствии вполне подойдет ламинированный МДФ, ДСП и даже - старый шкаф.

На задней стенке бокса среднечастотного динамика установлены две перегородки не для красоты, а для того, чтобы придать боксу оптимальную акустическую форму и снизить паразитные резонансы. Они нужны обе и обойтись без них нельзя. Вообще желательно в новых корпусах колонок S90 не менять никаких размеров и не ставить никаких дополнительных деталей. Каждый элемент корпуса высчитан до миллиметра и находится именно в том месте где нужен.

На чертеже не указаны диаметры установочных отверстий под динамики т.к. головки, которые устанавливались в колонки S90 выпускались множеством предприятий бывшего СССР и, как и все, что делалось в СССР не имеет однозначных размеров. При установке динамиков в новые лабиринтные корпуса померьте реальные размеры головок и перенесите их на переднюю панель. Версий корзин динамиков 30ГД-2 и 15ГД-11 было множество.

 

Демпфирование

 

Очень важный момент, 100 % внутренних поверхностей лабиринта и среднечастотного бокса должны быть покрыты швейным ватином толщиной 4-6 мм. Толщина ватина учтена при проектировании колонок, и его отсутствие, либо замена на что-то более толстое ухудшит их объективные показатели. Ватин следует приклеить на резиновый клей или двухсторонний скотч (в листах), он нормализует добротность лабиринта и убирает лишние призвуки. Лабиринт без ватина на стенках, тоже самое, что автомобиль без амортизаторов. Лабиринт без ватина играть будет так же, как машина будет ехать без амортизаторов (резонанс лабиринта – пружина, оклейка лабиринта – амортизатор).

Все стенки с внутренней стороны среднечастотного бокса так же должны быть оклеены ватином, заполнять его внутренний объем чем-либо не следует.

Не нужно «улучшать» акустику лабиринта путем запихивания в него синтепона, войлока, ваты или родного поглотителя, оставшегося от старых корпусов. Заполнение звукопоглотителем делаем только для камеры ВЧ динамика и глухих «треугольников», формирующих каналы лабиринта. Если этого не сделать, после сборки треугольники превратятся в резонаторы и каждый на своей частоте станут "подвывать" через стенки колонок.

 

Кроссовер и проводка

 

Каких-то специальных требований по размещению платы кроссовера в корпусе лабиринта нет. Удобнее всего его расположить на горизонтальной перегородке за низкочастотным динамиком. Если же есть желание все сделать по максимуму, то фильтр ибн «кроссовер» можно вынести из корпуса и установить рядом с усилителем. Тогда можно будет соединить кроссовер с усилителем максимально короткими кабелями, а к динамикам подобрать три пары проводов (по звуку). Желательно также заменить штатную проводку, которая шла от динамиков к кроссоверам на моножилу из обычного осветительного провода. Сечение моножилы к НЧ динамику желательно сделать не меньше 4 кв. мм., к среднечастотной головке не меньше 2,5 мм., и к пищалке 10ГД35 не меньше 1-1,5 мм. чем толще провод, тем лучше бас. Разъемы устанавливайте поближе к кроссоверу, чем короче будут кабели, тем меньше их влияние на звук.

В самих кроссоверах стоят детали довольно высокого качества, катушки без сердечников, проволочные резисторы ПЭВ и конденсаторы МБГО и МБГЧ. Несмотря на «древность» играют они очень хорошо, менять их не следует, чего не скажешь о необходимости перестройки фильтра. Для того, чтобы получить от комплекта динамиков колонок S90 (35АС-1) максимально возможный звук, фильтры нужно будет переделать. Переделке фильтров посвящена отдельная статья, которую вы сможете найти по ссылкам в конце этого текста.

Если стоит задача взять максимум от всех полос, то конечно фильтр однозначно нужно менять. Но мое мнение по этому поводу таково, что он, во-первых, скорее всего выйдет по стоимости примерно как сами колонки S90 при покупке. Во-вторых, основная идея проекта - полностью обратимые изменения, которые в любой момент можно вернуть в стоковое состояние и продать колонки в оригинале. В-третьих, при разработке и сборке правильного качественного фильтра я уверен что возникнет непреодолимое и логичное желание заменить и сами динамики и разработать с нуля новую АС.

 

Звук

 

На сегодняшний день была изготовлена одна пара лабиринтных корпусов. Колонки были собраны и опробованы в сравнении со штатными стоковыми колонками Радиотехника S90. Гарантирую, что многие из меломанов, которые решатся на подобную переделку фазоинверсного оформления на лабиринтное, кроме на 1000 % ЛУЧШЕГО лабиринтного баса возможно откроют для себя понятие «настоящая звуковая сцена».

Положительных изменений в звуке у вас будет - выше крыши. И главное - практически бесплатно, особенно если сравнивать стоимость этих корпусов с ценником аналогично играющих фирменных колонок.

 

Ответы на вопросы

 

Боб Бортон = Нет ли планов на будущее также и колонки S-50 переделать на лабиринтные корпуса? На закате СССР они также были массовым продуктом. Помню Москва 1988 г., лето, магазин "Мелодия" иии S-50 по 140 руб. за штуку как горячие пирожки... Очередь аж на улицу... Притом Эстония 021 по 160 руб. бери не хочу. При средней зарплате 150 р. в месяц! Интересное время было.

Alexander_Rogozhin = Вполне может быть. Любые фазоинверсные акустические системы могут быть переведены на лабиринт и будут звучать однозначно лучше. Посмотрим на реакцию людей на этот проект. S-50 в лабиринтные корпуса можно переставить вполне.

Андрей = Проект очень заинтересовал! Подскажите 50гдн3 (25гд42) тоже подойдет? Размеры такие же, полиуретановый подвес.

Alexander_Rogozhin = Если резонанс попадает в диапазон хотя-бы 25...40 Гц, добротность в 0,3...0,5 и BL 8...11, то должны встать корректно.

Aovox = Учитывая копеечную стоимость самих колонок S90, я думаю очень многие захотят такое себе сделать, типа 100 % хай-энд за смешные деньги… Я вам настоятельно рекомендую изготовить одну пару ящиков и в подробностях описать готовый продукт, с фотками, сразу увидите спрос... потенциальный. Если такие корпуса кто-нибудь сделает самостоятельно, он никогда не будет их назад в стоковое состояние приводить. У миллиона человек дома такие колонки и возраст их далеко за 40 лет (людей) я бы сделал кит, хоть один и принимал бы предварительные заказы.

BertieWooster = Да уж, пожалуй по числу апгрейдов  колонок S90 наверное чемпион среди советских АС. Все виденные мною ранее переделки тем и отличались, что сохраняли динамики и корпус. Сделать новый непростой ящик и впихнуть в него тот же комплект? В качестве эксперимента, возможно, любопытно. Но, мне кажется, если есть деньги на такой корпус, можно и получше головки выбрать.ВЧ динамик, кстати, тоже далек от идеала, если это 10ГД-35. В общем, не ходите, девки, замуж. Малой кровью на чужой территории не получится.

Серенус = Лет 15 назад по делам службы приходилось общаться с представителями рижского радиозавода, которые гордо рассказывали о том, как вся Европа стоит в очереди за их поделками и в то же время изо всех сил пытались втюхать свои "новые" колонки Балтика. Это были очень похожие на описанные здесь с тем же набором динамиков (!!!), с теми же фильтрами (!!!) и такого же роста. Помню только, что басу у тех колонок было больше, он был хуже, а всё остальное осталось как прежде. Кажется, что все эти Радиотехники S90, Корветы и их бесконечные клоны делали люди ни разу не слышавшие ничего, кроме 3-х рублёвой гитары в подворотне в руках местного хулигана.
 
Aovox = Не знаю, я этой Рогожина акустики не слышал, но он делает под заказ в основном на ШП Сонидо и как правило низ оформляет четвертьволновым резонатором. Он на этих ЧВ резонаторах собаку съел, все, кто у него эти АС заказывает писяют кипятком именно от баса. В сети куча отзывов, а сам он звукорежиссер и в основном эстрадными колонками занимается. Конструкция интересна на самом деле, и я бы с удовольствием сравнил звук стоковых колонок s90 и этих, которые здесь описаны - в новых корпусах. А вообще в любой лаборатории для сравнения обязательно нужно иметь колонки Радиотехника s90 (35ас-1), Бриг 001 и усилитель на микросхемах 174ун7... Это чтобы понимать как 100 миллионов человек раньше слушали музыку на самой массовой технике лет 30 без перерыва.
 
Александр Веб = Многозвенные фильтры Баттерворта с дикими фазочастотными искажениями, заменялись в Радиотехнике S90 на простейшие фильтры первого и второго порядка. Качество воспроизведения у стоковых S90 после этого - резко улучшалось, я сам так много раз делал. Если Радиотехнику S90 все же оставлять в родных корпусах, то внутренние полости ящика нужно усилить еловыми брусками, а на заднюю стенку присобачить дополнительный щит из 18 мм. фанеры. Потом залить внутрянку пчелинным воском толщиной 3-5 мм. и обклеить все стенки (за исключением лицевой) войлоком толщиной 5 мм. Войлок нужно обработать химическим составом от моли. Колонки S90 желательно ставить на конуса, на мраморную площадку толщиной 5 см. и бас попрёт - мама не горюй! Неплохо по войлоку сделать марлю в "гармошку" (для убийства стоячих волн внутри колонок), марлю нужно посадить на клей" Спрут".
 
Серенус = Помню, как в этих 90-х выкидывали среднечастотник и на его место ставили какой-то, естественно советский бумажный автомобильный широкополосничек. Особенные безумцы упрощали до предела фильтры и выкидывали метров 50 лишних проводов. Самое смешное, что после этого на них можно было слушать музыку, и весьма неплохо!
 
Aovox = 4ГД-8е он назывался, других 5" тогда не было СЧ. А на самом деле у Рогожина идея очень грамотная. Там не только лабиринт, а еще и золотое сечение заднего бокса СЧ динамика и золотое сечение самого ящика + золотое сечение оси СЧ динамика от боковых и верхней стенки... Если бы кто-то выпустил КИТ в продажу (Как у ИКЕА продается мебель) в разобранном виде, он бы озолотился - я так думаю.
 

Олег Прохоренко = Работа по созданию лабиринта Рогожина на базе Амфитон АС35-018 заняла пол моего отпуска и дикое количество моих сил, о чем не капли не сожалею! Средние и высокие частоты меня поразили своим объемом. Средние частоты стали более живые и насыщенные, воздушные. Высокие частоты теперь на том уровне по высоте на котором они должны - сцена выровнялась и стала более правильная относительно слушателя. Низкие частоты с более широкой полкой, более плотные собранные, и точные по скорости. Подъем по давлению конечно тоже несравнимый. Лично я в душе очень рад что проделал такую работу, и в данный момент прослушивая уже который трек, замечаю новые оттенки музыки, порой даже звуки, которых раньше не замечал. Сам давно уже занимаюсь четвертьволновыми резонаторами и экспериментами с ними, но только в формате автозвука. И вот впервые решил попробовать четвертьволновой резонатор для домашних колонок S90, потому что давно уже мечтал переделать свои Амфитон. Чертеж и обоснования к нему были более чем понятны, и я очень благодарен А Рогожину за сэкономленное время на расчеты корпуса. Еще раз спасибо, Вы занимаетесь хорошим делом с правильным подходом к нему и людям, которые тоже этим интересуются. Небольшие шкатулки рядом с лабиринтами это пассивные кроссоверы из старых ящиков колонок S90, перепаянные и переделанные в новом виде.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Модернизация колонок S90 лабиринтное оформление - Часть 2
Модернизация колонок S90 лабиринтное оформление - Часть 2

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor