Внешний вид колонок Радиотехника S-90 переведенных в новые корпуса лабиринтного типа
Внешний вид колонок Радиотехника S-90 переведенных в новые корпуса лабиринтного типа
Чертежи колонок Радиотехника S-90 для самостоятельного изготовления новые корпуса лабиринтного типа
Чертежи колонок Радиотехника S-90 для самостоятельного изготовления новые корпуса лабиринтного типа
Практическая реализация лабиринта Рогожина для колонок s-90
Практическая реализация лабиринта Рогожина для колонок s-90
Лабиринтное оформление в акустику s-90 (Украина)
Лабиринтное оформление в акустику s-90 (Украина)

Переделка самых знаменитых колонок СССР Радиотехника S-90

 

Александр Рогожин придумал ноу-хау, как перевести наиболее известные большинству русскоговорящих людей колонки Радиотехника S-90 в лабиринтные корпуса. Статья посвящена наиболее массовой и более 20 лет считавшейся эталоном акустике советского периода, которая в первой своей генерации называлась 35АС-1. А Рогожин предлагает сделать из 35АС-1 (Радиотехника S-90) колонки с названием "Дешево, громко и супер-басисто"!

 

Ода колонкам Радиотехника S-90 (35АС-1)

 

Нет такого человека, который разговаривает на русском, украинском, белорусском языке, который хоть один раз в жизни не слышал знаменитых советских колонок Радиотехника S-90, или не имел на антресолях, в шкафу, дома или на фазенде одну из их модификаций, производившихся в более 30 лет. Можно думать что угодно про их звук, вид, резиновые динамики, но по факту это САМЫЕ распространенные «Народные» колонки на просторах бывшего СССР. Они и сейчас десятками тысяч работают в системах любителей музыки, которым их жалко выбрасывать т.к. по сравнению с фирменным «новоделом» играют они весьма и весьма достойно.

Если перед человеком стоит выбор, на каких колонках слушать музыку: с басами, громко, и за смешные деньги, то невзирая на все минусы у Радиотехники S-90, конкурентов у них практически нет, а раньше их не было тем более. В позднем СССР кроме колонок S-90 конечно появлялись «клоны», содранные с лучших зарубежных образцов, например - Электроника 100АС063 или 75АС-063. Но они были очень дороги и мало распространены, тягаться по популярности с акустикой S-90 они не могли. Получить от каких-либо других колонок три полноценные полосы с такой как у S-90 мощностью, 10 дюймовым низкочастотным динамиком и почти даром было невозможно в принципе. Сейчас это еще более актуально.

Десятки тысяч этих колонок и сейчас работают в комнатах молодых и не очень людей, не имеющих возможности осуществлять сложные проекты на дорогих импортных динамических головках. По вполне понятным причинам многие наши соотечественники не спешат отказываться от акустики Радиотехника S-90. Они не горят желанием бежать в магазин и покупать красивые фирменные АС, которые в большинстве своем отличаются от S-90 только внешностью, чего часто нельзя сказать об их звуке.

И тем не менее все мы любим слушать музыку, у всех бывает хорошее настроение, когда хочется включить «на полную катушку». Все любят качественный бас, без которого практически любая музыка лишается фундамента и большей части эмоций. Многие стили музыки без баса вообще невозможно слушать, т.к. без него пропадает львиная часть важной музыкальной информации. Душа просит УУУХ! А низкие частоты на самом деле штука весьма тонкая, чтобы адекватно звучать и производить впечатление они просят больших динамиков, корпусов и мощностей. Но даже при наличии всего этого (в крупных колонках типа S-90) бас часто получается гудящим, затянутым и невнятным, и не доставляет нам того «кайфа», который по идее должен давать. От такого баса мы быстро устаем и начинаем крутить ручки регуляторов тембра или переключать на ресивере режимы эквалайзера. И вместо получения удовольствия - раздражаться и думать о несовершенстве этого бренного мира… В такой ситуации не раз оказывались практически все любители музыки и владельцы этой акустики, в частности.

 

Проблемы низких частот S-90

 

Причина того, что на протяжении последних 30-ти лет владельцы акустики Радиотехника S-90 и ее многочисленных модификаций не довольны ее звучанием и как-то пытаются с этой проблемой справиться кроется в нескольких причинах. Основная проблема колонок S-90, подтвержденная неоднократными исследованиями специалистов – ошибка, допущенная при проектировании низкочастотного оформления динамика 30ГД-2. Пойдя в серию ошибка привела к тому, что изначально заложенный в модели Радиотехника S-90 и ее модификациях потенциал качественного воспроизведений низких частот, не реализуется даже на 20-30 % от возможных.

Огромное число владельцев S-90, чуть ли не с момента появления их продаже в 80-х годах и до сегодняшнего дня пытаются улучшить низкие частоты этих колонок колдуя с фильтрами, переделывая трубы фазоинверторов, укрепляя родные корпуса и наполняя их чем ни попадя.

Дорогие меломаны! Призываю вас перестать заниматься ерундой, т.к. это абсолютно бесполезно… Колонки S-90 от завода имеют корпус с объемом всего 45 литров - НЕ соответствующим оптимальному режиму работы установленного в него динамика 30ГД-2, 75ГДН1-4. Можно отделать его хоть корнем редких пород и со всех сторон обклеить пористой резиной – корректно он все равно работать НЕ будет.

То есть, вопрос кардинального улучшения работы этих колонок на низких частотах, это как ни прискорбно – вопрос замены корпуса, встает во весь рост.

Задача несколько усложняется тем, что за 30 лет было выпущено огромное количество модификаций колонок 35АС-1 с низкочастотными динамиками 30ГД2/75ГДН1-4 (8), имеющими большой разброс параметров. В новых корпусах эта проблема в значительной степени решена и позволяет динамикам от самых ранних выпусков и до последних чувствовать себя корректно. Настройка новых корпусов «растянута» и позволяет НЕ заниматься подбором низкочастотных динамиков специально.

 

Проблемы средних частот S-90

 

Практически все владельцы колонок s-90 отмечают противные призвуки и большую неравномерность отдачи на средних частотах, которые становятся особенно заметными на средней и большой громкости. Все грандиозные проекты по переделке фильтров путем установки в них дорогих импортных конденсаторов, замены проводов, резисторов и т.д. как и варианты по наклеиванию на диффузор среднечастотных головок половинки от теннисного шарика и т.д. терпят фиаско.

Основная же причина неудовлетворительного звучания на средних частотах совсем не динамик 15ГД-11, а его акустическое оформление. Этот «стакан», прикрывающий СЧ головку сзади имеет мизерный объем и является второй ошибкой, допущенной инженерами, проектировавшими колонки S-90. У «стакана» среднечастотной головки 15ГД-11 (20ГДС…) неправильно все, начиная от объема и конфигурации, заканчивая внутренним оформлением. При замене корпуса колонок s90 на правильный с точки оформления НЧ головки, среднечастотный динамик, также следует оформить соответствующим образом.

Конечно замена «мизерного» штатного стакана на оптимальное по объему и форме акустическое оформление не сделает головку 15ГД11 другим динамиком, но даст ей возможность делать то, что она может делать изначально.

 

Что можно получить

 

В итоге обновленные колонки S-90 звучать будут кардинально по-другому не только на низких, а и на средних частотах. В интернете представлено большое число попыток переделки колонок S-90 с целью «всех обмануть» и превратить их в студийные мониторы. Попытки касаются всего, только не замены основного «слабого места» - корпуса, и чаще всего оказываются провальными. При сохранении корпусов колонок S-90 в неизменном виде для кардинального изменения звучания нужно менять динамики на современные или проектировать трехполосные АС с нуля, на что большинство меломанов не решаются.

Предлагаю родную комплектацию колонок S-90 оставить в нетронутом виде. Ценность их в минимальном бюджете и как ни умничай, доказанной десятилетиями эксплуатации в самых жестких условиях – работоспособности.

В этих колонках есть то, что можно улучшить принципиально, это «вытащить максимально возможное» из ее динамиков. Для этого к родному комплекту динамиков и фильтров нужно изготовить акустически правильный корпус. В итоге можно выйти на принципиально новый уровень качества звучания этих колонок, ничего при этом не испортив.

Как бонус, старые корпуса можно не выбрасывать и в случае необходимости «стоковые» S-90 собрать назад и продать какому-либо любителю аутентичных колонок made in СССР.

 

Проблемы родных ящиков S-90

 

 

Преимущества новых корпусов

 

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Модернизация колонок S-90 лабиринт - Часть 1
Модернизация колонок S-90 лабиринт - Часть 1

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor