Внешние подключения ДАК

 

VCutter = Насчет внешних подключений цифроаналогового преобразователя. Для линий длиной до 10-15 метров лучше применять S/PDIF с разъемами BNC, впаиваемыми непосредственно в печатную плату на минимальном расстоянии от трансмиттера. Для протокола AES/EBU нужен разделительный трансформатор, состоящий из 20-25 витков, намотанных в два провода на кольце из феррита со средней проницаемостью. Я люблю готовые трансформаторы, но, если его нет, сделать такой совсем не сложно. Мотать его лучше одновременно двумя проводами. У ферритового сердечника есть нюанс, чем больше диаметр, тем неустойчивее он работает, до 15 мм все нормально, больше – хуже.

Применить вместо трансформатора на феррите линейный приемник 26LS31/32 конечно проще и дешевле, но он не дает гальванической развязки, из-за чего бывают проблемы с фоном, шумом и безопасностью подключения CD привода. Если Вы это делаете ДАК «для себя» и есть уверенность в безопасности подключения, то приемник 26LS31/32 даже лучше трансформатора, поскольку джиттер у него меньше.

Подключение по протоколу AES/EBU или SPdif дают универсальность. Байонетные разъемы применять нужно обязательно. А качественный широкополосный ВЧ трансформатор с полосой пропускания 100 кГц – 40 мГц намотать проблемы не составляет. Я их мотаю винтажным проводом Telefunken.

 

Как заказать ДАК

 

OZ = расскажите про перспективу изготовления серии цифроаналоговых преобразователей на РСМ58, отличие серийной модели от экспериментальных образцов. Как можно заказать ДАК и в какой комплектации, ну и т.д.

Я надеюсь, что к концу лета выйдет первый тираж серийного ДАК -а. Печатные платы в этой серии будут такими же как на предусилителе корректоре (синего цвета) с шелкографией. Как только получу платы, набью их и проверю, тогда буду думать о корпусах. Теперь по стоимости и технологии заказа:

 

  • Платы цифроаналогового преобразователя с блоком питания без послецаповых трансформаторов будут стоить около 800 $ и продаваться как КИТ;
  • Полный ДАК с буферным усилителем на лампах ECC88 и трансформаторами UTC, перемотанными под ДАК (купил набор, подсоединил 220, вход-выход и заиграло) будет стоить минимум 1600$;
  • ДАК экстремальной версии с тщательно отобранными по звуку комплектующими, в качественном корпусе с Hi-End буферным усилителем на винтажных лампах Telefunken AL-4 с сетчатыми кенотронами в питании типа RGN-1064 будет стоить в районе 4-5 тыс $. Посему меломанам паяльщикам доступнее будет приобрести основную плату ДАК-а с блоком питания и самостоятельно достраивать ее выходными каскадами.

 

Комплектующие ДАК-а

 

Цифроаналоговые преобразователи на РСМ58 по комплектации уникальны также, как и остальные изделия от моей фирмы. При таком обилии и разнообразии винтажных компонентов в устройстве серийное производство и повторяемость возможны, но с большим трудом. На серию ДАК -ов в 20-30 экземпляров большинство комплектующих сейчас у меня есть в наличие. Самый критичный и дефицитный компонент – конденсаторы Гидра, установленные в обвязке микросхемы РСМ58. Равных им по звуку трудно представить, а их у меня мало. Когда они закончатся придется устанавливать емкости: ROE, Valvo, Fraco, Siemens, к большому сожалению, все они Гидрам в чем-то проигрывают.

Немецких переменных резисторов для подстроки разрядов в наличие есть 150 штук, лампы «черепашки» Telefunken достать довольно просто, на аукционах они есть, ламповые панельки - тоже, винтажные резисторы пока есть, а вот трансформаторы UTC придется покупать на E-bay. Пока я не принял окончательного решения, в какой комплектации продавать платы, хотя предварительных заказов получил уже достаточно. В конце концов многие самодельщики послецаповые трансформаторы делают самостоятельно, либо заказывают их у людей, специализирующихся на моточных изделиях. Я же кроме как на сердечниках от трансформаторов UTC ни на чем другом их мотать не буду. Уж больно в этом ДАК -е они «вписались» в звук.

Китайские резисторы, как и стеклотекстолит made-in Ukraine с ужасной печатью в серийной версии естественно ставиться не будет. На фото вы можете видеть в наименее ответственных местах недорогие компоненты, но их совсем немного.  

Вот с конденсаторами у самодельщиков, я уже не говорю про серийные изделия, большая проблема. Те электролиты, которые применяют разработчики ДАК -ов, по большей части вызывают у меня удивление. Конденсаторы Panasonic, Oscon, Rubicon и т.д. на мой слух для звука малопригодны, как бы хорошо они ни справлялись со своей основной задачей – сглаживать пульсации и фильтровать помехи. В этом отношении винтажные Ничиконы, добытые из первых CD проигрывателей намного музыкальнее, хоть их и приходится разбраковывать на «высохли – не высохли».

Отдельная проблема с малогабаритными электролитами. Ниобиевые «капельки», встречающиеся в изобилии в промышленных CD проигрывателях высокого класса и выносных ДАК -ах такая же ерунда по звуку, как и емкости Oscon. Для меня на самом деле бренд и происхождение электролитов, да и всех остальных деталей имеют второстепенное значение. Я ставлю на стенд и отслушиваю практически все элементы, попадающие в поле моего зрения. Если вы считаете, что винтаж звучит - весь, вы глубоко заблуждаетесь… Звучит из винтажа процентов 15-20 не больше.

 

Варианты комплектации ДАК-а

 

По поводу заточенности КИТ-а серийного ДАК-а на РСМ58 под меломанов, умеющих держать паяльник. Этот цифроаналоговый преобразователь предполагает творческий подход и имеет богатые возможности конфигурации под любой музыкальный вкус, хоть классику вы слушаете, хоть хард энд хеви. Я посмотрю по продажам, если готовый, более дорогой ДАК в корпусе и полной комплектации будет больше востребован, тогда буду продавать готовые к включению девайсы. Для этого засуну все платы в корпуса, снабжу их буферными усилителями на раритетных лампах и кенотронными блоками питания.

В случае продажи ДАК -ов в виде законченных устройств я вижу довольно много компромиссов, чтобы позиционировать их как вершину «эзотерического» подхода ЦАП-о строению. ДАК на микросхемах РСМ58 даже с дорогими послецаповыми трансформаторами, выходным каскадом на раритетных лампах Telefunken AL4 и кенотронами RGN1064 уже далеко не технократическое изделие. Он занимает место где-то посередине между самыми дорогостоящими брендовыми цифроаналоговыми преобразователями, но далеко от бескомпромиссного варианта, каким я его вижу. Бескомпромиссный ДАК должен быть с кенотронным блоком питания цифровой части, полностью навесным монтажом, буферным усилителем на фантастически звучащих лампах Filco 71a, двухблочной конструкции в довоенном дереве. Того ДАК-а, который собирается в единичном, близком к идеальному – домашнем варианте «себе любимому».

Если говорить про бескомпромиссный ДАК, то в нем обязательно должен быть вход «квадратной шины», буферный усилитель должен быть построен на лампах 30-х годов, лучше прямонакальных, типа 71A. В крайнем случае тут можно применить раритетные лампы ML6, AL4M, EF14 в триодном включении и с соответствующей обвязкой. Питание цифровой части желательно организовать на кенотронах с сетчатыми анодами по 500 долларов за штуку или селеновых столбах. К сожалению изготовление такого ДАК-а с отслушиванием всех элементов и их сочетанием очень трудоемко и оправданно только при единичных заказах с четко поставленной задачей и соответствующим трактом. В других случаях подобный цифроаналоговый преобразователь будет «из пушки по воробьям».

 

Вопросы к разработчику

 

TarasBoolba = Оно то понятно, что КИТ каждому под его вкус с возможностью доводки покупать дешевле и разумнее. Тогда у каждого меломана умельца ДАК будет играть может быть не так, как эталонный, но он будет иметь свой неповторимый звук. Но ведь не все же любители музыки так крепко знают электронику и дружат с паяльником… Ну и в догонку у меня возникает вопрос о ремонтопригодности такого ДАК-а, т.к. по себе знаю, что авторские девайсы, это «трындец» и штука в "себе". Чтобы такие девайсы починить, нужно иметь постоянный контакт с автором, плюс -ресурс ламп все-же не резиновый, кроме того количество ламп уменьшается, и найти их все труднее. Относительно кенотронов и селена в блоке питания цифровой части. Ну не знаю… У меня возникает ассоциация с индейцами в Лас-Вегас. Хотя автор имеет полное право ставить что угодно и куда угодно, и посылать всех покупателей и критиков, ничего не покупающих с их мыслями в далекий пеший поход и по известному адресу. Иначе это уже не авторский ДАК будет, а микс чужих идей и мыслей.

SVS = Судя по всему этот ДАК на микросхемах РСМ58 заточен под классическую музыку, причем даже не под симфонические оркестры, а под вокал, камерное и минимально полифоническое. Я тут делал эксперименты и для себя уяснил, что ЦАП-ы с небольшим разрешением типа ТДА1540 и их 14 битами на более сложной музыке, особенно электронной показывают свою ущербность, что слышно невооруженным ухом. Для примера могу дать ссылку на файл, где есть места, в которых ТДА1540 не отыгрывает и половины звуков, даже в сравнении с ТДА1541, не говоря уже о РСМ58 или AD1862.

Groove = А я хотел задать вопрос Аббасу - почему припой для пайки его ДАК-а на РСМ58 должен быть сварен из винтажных вилок и мисок, и при этом - конденсаторы и резисторы для обвязки из Китая? Мне разные аудио гуру говорили, что с деталями из Поднебесной, а не из военной аппаратуры Вермахта 39-40 года, великие классики интерпретируются с явным восточным акцентом. Не слышит ли этот акцент "сунь-хунь-ебао" в выходном сигнале господин Аббас? К примеру, стеклотекстолит для печатных плат, который применяется в серийном производстве на 100 % родом из Китая, оттуда же лаки для "маски" и остального. Вы не думали перейти на полностью навесной монтаж? Ведь печатная плата - это не кошерно и совсем уж в ДАК -е такого уровня – технократично…

Припой и резисторы в тракте слышно примерно одинаково, и совершенно не важно, китайский у вас припой или китайские резисторы, или и то и другое китайское. Все равно слышно. С резисторами из Поднебесной вы можете успешно тестировать припой и наоборот. А уж с китайскими резисторами в самых отдаленных местах тракта можно тестировать на ура при достаточно высокой общей ясности устройства и системы. Китайские резисторы у меня стоят ТОЛЬКО в пилотном экземпляре, сфотографированном где-то в середине процесса отработки общей концепции ДАК-а.

Когда Вы увидите китайские резисторы в серийном цифроаналоговом преобразователе, тогда и будете возмущаться сим «косяком», особенно, если Вы заплатите за такой ДАК деньги). Пока же меня самого возмущает тот факт, что в Украине почти невозможно сделать качественную печатную плату так, как это делают в Азии. А если ее и делают, то выходит она ровно в два раза дороже, чем в том же Китае с доставкой и при этом качество ее явно хуже китайской… Вот в чем спич… Качество меди у отечественных плат так же заметно хуже в звуковом плане, чем у плат китайских. Уж не знаю, откуда наши производственники добывают такой поганый стеклотекстолит.

 

Слуховой подход

 

Тут мне много раз задавали вопросы по поводу моей технической грамотности в цифровых устройствах, ведь я вроде бы как «ламповик затейник». Могу сказать, что, если мне нужно найти информацию из той области знаний, которой я не владею, я обращаюсь к квалифицированным инженерам этих областей, коих у меня в друзьях предостаточно.

Естественно при разработке и серийном выпуске ДАК-а нужно выдержать ряд достаточно жестких технических требований (физических условий) необходимых для получения высокой точности преобразования цифры в аналог. Этот аспект даже не обсуждается. А вот отрицательное влияние на звук массы «схемотехнически грамотных» и общепризнанных в инженерной среде решений заметно сразу и всем. Ни один инженер мне не сможет объяснить по какой причине, например, конденсаторы OSCON, Rubicon или другие, прекрасно фильтруя помехи и уменьшая пульсации при этом так мерзопакостно звучат…

Я в прошлом музыкант и мне намного проще принять правильное для звука решение, потому что у меня не инженерный, а музыкально-интуитивный подход и мне наплевать на красивую картинку на экране осциллографа и цифры, если компонент или узел плохо звучит. Естественно, рекомендации инженера я выслушаю очень внимательно, а решение приму, только сообразуясь со своим собственным слухом. Из практики даже на уровнях -60… -80 дБ линейность ДАК-а вполне отслеживается на слух.

Ведь покупатели голосовать за или против такого цифроаналогового преобразователя будут только своими ушами и ни как иначе. Глазами они его будут покупать только отчасти т.к. красивыми внешне и неприлично дорогостоящими фирменными девайсами, которые ни фига не играют все уже наелись лет десять как. Красивые графики и разноцветные спектры для продвинутого меломана определяющими и сподвигающими на покупку давно уже не являются. «Чистые» инженеры в душе, больше всего ценящие грамотность технических решений, или поклонники экстремально низких искажений и сверх высокого разрешения ради самого факта и цифр с десятью нулями - это не мои покупатели.

Ламповый задающий генератор (клок) с точки зрения современной инженерии и технократического подхода является 100 % анахронизмом, ужасно неграмотным устройством с большими искажениями. А любители натурального звука продолжают пачками у меня его покупать и устанавливать в свои CD плееры, и ни один еще не пожаловался. После этого девайса, «инженерно чуждого» всей цифровой технике мне бояться абсолютно нечего. Люди продолжают их подключать и радоваться новому, почти аналоговому звуку своих цифровых устройств, невзирая на мнение «самого Андронникова», который на «Аудиопортале» так тщательно и быстро подтирает все упоминания о ламповых клоках, как будто они угрожают лично ему и его идеям…

Возвращаясь к цифроаналоговому преобразователю на РСМ58. Разрабатывая его и приступая к серийному выпуску, я не ставил задачу создать «самый лучший ДАК в мире». Я пытаюсь выжать из CD диска все, на что он способен, и при этом отвечающее моему представлению о натуральном и живом звучании. Совсем не факт, что эти мои представления о звуке совпадают с мнениями других людей, все мы разные и слышим по-разному. Я морально подготовился к тому, что ДАК на РСМ58 понравится далеко не всем. Скажу сразу, что любители точной, острой локализации виртуальных источников звука в пространстве, подвешенных колокольчиков и бьющего в диафрагму низа моим ДАК -ом будут вряд ли довольны.

Про характер звучания ДАК-а и про восприятие музыки и ее аспектов разными людьми расскажу в следующей статье.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Эксклюзивный ДАК на микросхемах РСМ58 - Часть 3
Эксклюзивный ДАК на микросхемах РСМ58 - Часть 3

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor