Фольговый конденсатор с бумажным диэлектриком к40-у9 применяется в недорогих ламповых усилителях
Фольговый конденсатор с бумажным диэлектриком к40-у9 применяется в недорогих ламповых усилителях
Освобождение от корпуса фольгового конденсатора к40-у9, металл плохо влияет на звук
Освобождение от корпуса фольгового конденсатора к40-у9, металл плохо влияет на звук
С двух сторон конденсатора к40у9 металлические шайбы со стеклянными изоляторами которые лучше снимать
С двух сторон конденсатора к40у9 металлические шайбы со стеклянными изоляторами, которые лучше снимать
Раздетый конденсатор без корпуса к40у9 в термоусадке - дешевое решение в ламповый усилитель
Раздетый конденсатор без корпуса к40у9 в термоусадке - дешевое решение в ламповый усилитель

Переделка конденсаторов для лампового усилителя

 

Аовокс = Про серийные конденсаторы, которые радиолюбители, собирающие ламповые усилители и фильтры для колонок ставят в свои разработки. Если вопрос касается отечественных конденсаторов типа МБГО, МБГЧ, МБГП, К40-У9, К42, К75 и т.д. С них бы корпуса поснимать, без корпусов – конденсаторы, особенно бумажные играют однозначно - лучше. Плюс, внутри там к изоляторам идут залуженные и плохие по качеству «проводнички», лучше бы их было заменить на голою и толстую моножилу.

По Вашим Юрий самодельным резисторам из высокоомного провода - очень интересная мысль, только их индуктивность куда девать? Разве что бифилярно можно намотать.

Я бы на Вашем месте последовательно менял бы элементы типа резисторов ВС на самопальные проволочные, слушал и потом писал про его изменения, вот это было бы полезно всем - точно. Да, и монтаж на фанерке - это очень хорошо, а оргстекло кстати влияет не однозначно. В подставках для аппаратуры толстый плексиглаз улучшает звучание - сам слышал, внутри лампового усилителя - не знаю, кстати интересно проверить и это тоже.

На счет "раздевать" конденсаторы - а Вы в курсе, что их потом надо во что-то "одевать"? Во что? В пластик? А это будет лучше? А потом - вы никогда их не оденете герметично, а что происходит с негерметичными конденсаторами вы надеюсь знаете на примере винтажных? У меня лежит их целая куча и ни один, понимаете вы, ни один не может считаться годным, кроме герметичных конечно, да и то не всегда. Вот вам и раздевание… У меня есть знакомый, который их "раздевает". Спрашиваю его: Владимир, ну ведь через годик другой твои раздетые конденсаторы «насосут» влаги, параметры их "потекут", так и до беды недалеко. На что он отвечает: Ну так я их постоянно периодически меняю на вновь "раздетые", чтобы этого избежать. Нет, конечно можно и так, не спорю, но не все на такой подвиг способны.

Про резисторы, именно этим - заменой ВС на самодельные я и буду заниматься в этом ламповом усилителе. Про оргстекло - я его меняю на дерево, про это тоже уже писал неоднократно.

Александр Михайлов = Ну а что, если просушить конденсаторы в духовке после раздевания, а потом как в старые добрые 20-е годы, в картонный корпус их залить воском или гудроном… У меня довоенные межкаскадные конденсаторы Сименс «залитый воском картон», заботливо проваренные Аббасом. Без вопросов трудятся в ламповом усилителе с июня месяца этого года, а перед установкой пролежали в коробочке около года точно, а то и больше. Работают пока нормально, без нареканий.

Ну и отлично, ну и здорово, правил без исключения не бывает, вот и Вам в этом повезло. Ну а мне повезло пока меньше, поэтому чувство уверенности в успехе у меня пониженное. Восстанавливать винтажные потекшие конденсаторы - это целое искусство, мало кто им владеет. Аббас этим владеет и это здорово, а Владимир точно нет - он просто потекшие выбрасывает и тупо раздевает новые и ставит взамен. У меня тоже нет опыта, поэтому я пока опасаюсь. Надо все же проверить мной "раздетые", что там стало с ними, лежат уже лет 5-6 точно, а то и больше. На фото - он крайний слева 0,44 мкФ Х 500 В, фторопластовый частотный. У меня лежат такие раздетые 4 штуки. Лично сам их "раздевал" и "одевал" по новой в бумагу. При этом перемазался, как сволочь в масло, которого там было очень много и которое потом пришлось полностью слить и ничего не оставить. Конденсаторы лежат уже давно, надо снять параметры и посмотреть, как там у них с этим делом. И все же, нужно учитывать один важный психологический момент - если даже с раздетыми конденсаторами и все в порядке, я все равно буду испытывать дискомфорт, так как подспудно надо мной будет довлеть то обстоятельство, что они могут "потечь" в любой момент. И это очень негативно отразится на моем восприятии музыки и тот выигрыш в звучании, который может дать "раздевание" перевесит все положительные моменты, которые еще неизвестно - будут или нет.

А загудронить или воском залить - у меня слишком много накопилось нерабочих, залитых воском и гудроном конденсаторов, чтобы я тоже наступал на эти грабли. Заливал я торцы специальным диэлектриком, а не гудроном.

Aovox = Конденсаторы, я МБГО имею ввиду нужно в бумагу заворачивать, потом изолентой или в термоусадку. А концы мы заливали ВГО, это такая белая мастика, высыхает на воздухе и как резина становится. Вот такие емкости уже 18 лет работают конкретно в 120 усилителях на лампах EL-34 и 150 корректорах ММ/МС на лампах 6н23п, и работают до сих пор. После запаковки конденсаторы проверялись на утечку и все. Бумагу в масле мы не раздевали, только к40у9, к42 и МБГО. Кстати, конденсаторы МБГЧ (частотные) играют хуже, чем МБГО. На фото они вертикально стоят по 2 штуки на стяжках с каждой стороны кронштейна 2 мкФ х 160 Вольт. Фотке 18 лет, это корректор ММ/МС, спереди стоят два кенотрона, для МС отдельный входной каскад на половинках лампы 6н23п включенных параллельно.

 

Конденсаторы К72

 

Именно так я и делал, правда это были конденсаторы К-72, и я проклял все, пока масло с них сливал - грязная работа. Как они там сейчас поживают, Бог их знает, я так их никуда и не поставил, так и лежат до сих пор. Ну и имеется некоторый запас этих самых не "раздетых" конденсаторов К-72 0,22 мкф Х 1 кВ. Они похожи на снаряд от небольшой пушки и сегодня стоят очень прилично Параметры не раздетых конденсаторов по приборам ну очень хороши, а вот как у раздетых – нужно проверять.

Aovox = При чем здесь параметры к-72 ??? Я говорю, что звук у конденсаторов МБГО лучше в 3 раза, чем у большинства импортных пленочных. Внутри конденсаторов МБГО стоят от завода очень плохие и тонкие проводники к изоляторам, плюс толстая железяка на корпусе. 20 лет назад это вычислили, в испытаниях куча людей принимали участие, надо этим пользоваться все. А фторопластовые конденсаторы по звуку, они хуже металлобумажных – уже и не помню. МБГЧ были однозначно хуже, чем МБГО, и к40у9 тоже хуже, а КБГ особо от МБГО не отличались. Короче... Конденсаторы МБГО были в «фаворе» и оказались самыми малогабаритными и играющими, советую взять и просто проверить. Паяли их жестким проводом МС 0,35 мм в черной фторопластовой изоляции.

Я говорю о том, что нужно сравнить параметры раздетого конденсатора К-72 пролежавшего 5-7 лет с параметрами одетого. Если они окажутся сопоставимы, значит раздевать можно. Если нет - то тогда нельзя или с опаской. То, что звук у конденсаторов МБГО лучше в три раза - надо проверить. Так как МБГО - это металлизированная бумага без масла, почти сухая. А вот тот же МБГЧ - это вроде бы фольга или очень толстый слой металлизации (почти как фольга) в масле. Причем он частотный, то есть теоретически хорошо должен работать на повышенных частотах. И почему он должен звучать хуже, чем МБГО мне не совсем понятно, скорее должно быть - наоборот. А не понравилось его звучание может быть потому, что в вашем ламповом усилителе было не все в порядке со звуком и более мутный МБГО оказался предпочтительней, так как компенсировал этот непорядок.

МБГЧ - это не фторопласт, это металлизированная или фольговая бумага в масле, фторопласт - это К72. Возможная причина того, что в ваших испытаниях было отдано предпочтение металлобумажным раздетым МБГО, для отбора конденсаторов по звуку использовался ламповый усилитель с изначально плохими параметрами. Ну а МБГО их просто как-то выровнял на низком уровне. Все мои ламповые усилители в ответственных местах комплектуются конденсаторами с диэлектриком бумага/масло. Плюс металлобумажные - типа МБГО я ставлю в менее ответственных местах. Конденсаторы МБГО у меня никогда не звучали с так называемым теплым ламповым звуком, хорошо это или плохо – не знаю.

Александр Вэб почему-то очень хорошо отзывался о конденсаторах ОМБГ и не очень хорошо о МБГО. Я где-то читал, что первая буква "О" вроде бы указывает на специальное исполнение конденсатора и улучшенные его характеристики.

В макете лапового усилителя на пентодах 6п9 мною были использованы конденсаторы КБГ (бумага/масло) и К42 (бумага/масло). Никаких других конденсаторов в нем не применялось. Теплого лампового звука конечно же не было и в помине, нравится это кому-нибудь или не нравится. Кстати макет пентодного усилителя я полностью распаял, резисторы промерял, теперь можно собирать ламповый усилитель на чистовую. Правда до этого еще надо изготовить самодельные константановые и углеродные резисторы и самое главное - намотать выходные трансформаторы под лампы 6П9. Сейчас сижу и читаю литературу по трансформаторам, так как предстоит сделать их расчет. Ну и одновременно прорисовываю каркас катушки, оснастку и продумываю технологию намотки галет.

 

Разница  интересных конденсаторов

 

Конденсаторы КБГ-МН: Разработка компании Сименс 30-х годов (вывезено с оборудованием в конце войны), обкладки из фольги толщиной 7-10 мкм (в зависимости от года выпуска), диэлектрик - один/два слоя бумаги, пропитка - вазелин, конденсаторное масло, медицинское масло (в зависимости от года) + парафин, лампадное масло, моторное масло (кроме смеха), контактирование (припайка к обкладке) - вывод фольгового флажка, как следствие - высокая индуктивность. Более 20 лет не выпускаются. Иногда востребованы инженерами, поскольку в схемах написано КБГ-МН. Поэтому ребята из Белоруссии воспроизведя внешнюю похожесть возят аналоги из Китая на металлизированном полипропилене (аналог К78-2, К78-25, К78-17, К78-22, ДПС, ЛПС и т.д.) Отличительные особенности - изоляторы не стеклянные, а пластиковые.

Конденсаторы МБГО: Взамен фольги применена технология металлизации бумаги цинком, диэлектрик бумага, пропитка аналогична конденсаторам КБГ-МН, контактирование - шопировка (напыление расплавленного цинка краскопультом, в итоге у МБГО - низкая индуктивность). Начиная с 2005 года продают фигню - внутрь конденсатора МБГО пихают металлизированные лавсановые секции - получается полный аналог К73-17. Копия один в один кроме внешнего вида.

Конденсаторы МБГЧ: Копия МБГО, но с более толстой бумагой диэлектриком (У конденсаторов МБГО - характеристики пробивного напряжения указаны по постоянному току, а у МБГЧ по переменному). До 2007 выпускался по прежней технологии - сейчас в корпусе металлизированный полипропилен (К78-2, К78-25 и т.д.)

Конденсаторы МБГВ: Копия МБГО (другая сетка напряжений и емкостей), это пожалуй единственное что делается на бумаге. Производство скорее всего в этом году будет остановлено.

Касаемо всех конденсаторов - год от года их конструкция менялась, появлялись новые материалы пропитки, сорта и толщины бумаги. Начиная с 1992 года материалы стали исчезать - поэтому их делали из того, что было на заводах в наличие. С 2006 года удельные характеристики низки и не рентабельны, поэтому оставляя название и внешний вид производители внутрь пихают современную дешевую конструкцию.

Мой вывод - при использовании отечественных бумажных конденсаторов о характере звучания говорить бессмысленно по причине разных технологий и материалов в разные годы.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Переделка конденсаторов в ламповый усилитель – Часть 1
Переделка конденсаторов в ламповый усилитель – Часть 1

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor