Платы бюджетного ЦАп с микросхемой tda1543 и преобразователем на кт602 микросхеме кт602 бюджетной Преобразователь Чип
Готовые платы бюджетного ЦАп с микросхемой tda1543 и преобразователем на кт602
ЦАП –а преобразователь ток напряжение сделан на кт602 tda1543 Микросхеме кт602 бюджетной Преобразователь Чип
Одно из самых ответственных мест ЦАП –а преобразователь ток напряжение сделан на кт602
Бюджетный ЦАП имеет развитую систему питания с раздельными трансформаторами ЦАП Звука tda1543 Микросхеме кт602 бюджетной Преобразователь Чип
Бюджетный ЦАП имеет развитую систему питания с раздельными трансформаторами
Готовый бюджетный ЦАП на микросхеме tda1543 в корпусе стоит совсем не дорого ЦАП Звука tda1543 Микросхеме кт602 бюджетной Преобразователь Чип
Готовый бюджетный ЦАП на микросхеме tda1543 в корпусе стоит совсем не дорого

История создания

 

Уважаемые любители хорошего звука, меломаны-аудиофилы, почитатели крутого Hi-End и винтажа! Для всех, а не только для нас наступило тяжелое время, когда совсем немногие могут позволить себе выделить приличную сумму на достойный звук. Электроника для аудио - это не предмет первой необходимости, в отличие от музыки, которую даже в блокадном Ленинграде не переставали слушать. Но всегда найдется выход из любого скрутного становыща. Даже акула капиталистического бизнеса Г. Форд в годы великой депрессии смог наладить производство недорогих и качественных автомобилей. Сегодняшний день ставит актуальные задачи – производить недорогие и качественные девайсы, сохраняя традиционную верность идеалам качественного звука.

История моей бюджетной разработки не нова и очень похожа на известную притчу про однотактный усилитель с магическим названием. Один хороший человек, послушав топ модель ЦАП –а на TDA1541 с лампами AL4 на выходе, иронично сказал:

«С такими как в нем установлены, раритетными лампами и трансформаторами заиграет любой DAC. Наворотить дорогостоящий девайс с эксклюзивным винтажом от и до и пятнадцатью-двадцатью баллонами на борту, чтобы получить проникновенное на 100 % аналоговое пение - достижение не особое». Гораздо почетнее сотворить девайс ненамного хуже этого «Монстра» по звучанию, но, чтобы он укладывался в стоимость, например - пары ламп 2А3.

Чем меня зацепил и подвинул на создание бюджетного и при этом «как положено» звучащего ЦАП –а. Я ответил, что сей девайс сделать могу т.к. в запасе уже имел готовый недорогой ЦАП на PCM56, который по сравнению с элитными вариантами на TDA1541 и РСМ63 играл практически «на равных».

И сколько теперь денег нужно потратить на выходной каскад?

Резонно продолжил мой френд…

И вот тут я задумался, поскольку своим вопросом он меня озадачил. ЦАП на микросхеме PCM56 без трансформаторов (на выход ЦАП -а) и лампового буферного каскада – есть сто процентный полуфабрикат, который для нормальной эксплуатации требует, как минимум таких же, как он стоит – затрат. А если его поставить в мало-мальски приличный корпус, то бюджетным этот ЦАП уже никак не будет… За эту сумму вполне можно купить более-менее играющую брендовую игрушку, без длительного ожидания заказа и последующего колдовства с паяльником над моим ЦАП -ом. В массе своей, даже продвинутые в звуковом плане люди, напрягаться - не любят.

 

Выбор микросхемы DAC -а

 

Убедил он меня… решил, что буду делать «Народный ДАК» как когда-то назвал свой девайс Евгений Комиссаров (у него был народный корректор). Любителей музыки порадуем однозначно, а вот заработаем или нет, это «бабка надвое…». Теоретически, все конечно - прекрасно, но не мешает сперва посчитать себестоимость такого ЦАП -а, чтобы потом не «чесать репу».

Вопрос первый – какую применить микросхему ЦАП? Чип должен иметь два канала, по возможности однополярное питание и живой, натуральный звук… Я считаю, и справедливо, что однополярное питание ЦАП –а это для звука недостаток, а не преимущество, но с ним намного проще и дешевле получится блок питания.

На самом деле на роль чипа для ЦАП –а кандидатов совсем мало. Кроме микросхемы TDA1543, с которой я в стародавние времена поводил многочисленные эксперименты, ничего толком и нет. Я прекрасно понимаю, почему производители CD проигрывателей так ее любят. Стоит она сущие копейки, обвязки мало, играет неплохо, в итоге, при минимальных затратах какой-никакой звук – есть. С благородной TDA1541 эта микросхема тягаться не может, да от нее этого никто и не требует, каждый чип хорош для своего места.

Выбрал я естественно ее, т.к. альтернативы на горизонте просто – нет. Но на этом чипе ЦАП – и выпускает сотня уважаемых брендов, и у каждого из них свои хитрости и фишки. Все схемотехнические приемы на ней предельно просты и давно известны… Что я смогу предложить нового? Предельно короткий тракт, который так любят большинство производителей, я не признаю. По практике, максимально короткое не есть – хорошо звучащее, это факт. Миниатюры в силу любви к винтажу 20-30 х годов мне даются с трудом… Был у меня давеча заказ на носимый девайс для прослушивания цифровых записей. С трудом я его до почты донес, коробка метр в поперечнике и вес больше 20 килограмм… Оно конечно носимое, но вдвоем).

Да… Над размерами будущего ЦАП –а нужно серьезно поработать, чтобы не ошарашить будущих пользователей. Придется ужимать, сокращать и миниатюризировать, насколько возможно. Надо бы и на конкурентов посмотреть, кто, чего и как делает, поучиться у них. На рынке присутствует несколько моделей на TDA1543 с аккумуляторным питанием, продаются в интернете – бойко. Не мое… Уже проходили, и даже написал про это статью на Классик Аудио.

Максимально короткий тракт – делать не буду, это развод для неофитов. Опытные пользователи в курсе, что более короткие соединения работают не всегда лучше длинных. В цифровой технике срезание части пути сигнала не редко приводит к убогом по звуку результату.

На поверхности: лучший результат от усложнения конструкции ЦАП –а по звуку дает ламповый клок, или DEM-клок. Два «лишних» и довольно габаритных модуля дают ту самую фантастическую «Ясность образов», за которую идет многолетняя битва грандов международных производителей дорогого Hi-End.

Короткий путь конечно нужен и не отвергается полностью. Будем вводить его дозированно и в самых нужных местах. Тут главное без фанатизма. Начинаем старательскую работу по получению из TDA1543 крупинок «музыкального золота» из тонн «пустой породы».

 

Преобразователь ток напряжение - Резистор

 

Одно из самых ответственных мест будущего ЦАП –а преобразователь ток напряжение. Тут хочу попробовать минимализм, который успешно прижился в более дорогих ЦАП – ах на микросхемах Burr-Brown PCM58 и др. и впаиваю свой лучший константановый резистор 20-х годов Philips.

 Ну и слушаю… В голове сразу всплывает прозвище «какашка», которое я дал микросхеме много лет назад. На тестовом диске тона 1 кНц при уровне – 60 дБ не слышно почти никак… все что ниже – хрипит, свистит, кряхтит и булькает. Ну и что я таким ЦАП – ом воспроизведу? Может чип попался бракованный? Другой выдает тоже самое, и третий винтажный – то же.

Пробую музыку. Клавесин Спаньи играет минорную сонату Филипа Эмануила (фа-диез). Ужасно грязно, черезмерно экспрессивно и энергично, но – живо. Полутона и нюансы пропали совсем… Клавесин предельно упрощен, как будто Лавандовская играет на патефоне с чугунной мембраной родом из РСФСР… Звук TDA1543 как из радиоточки 30-х годов по сравнению с «Hi-Fi системой» TDA1541. «Репродуктор» на TDA1543 вещает в стиле Геббельса предвоенных митингов, с грубым, наглым напором и благоуханием кирзовых сапог.

Я конечно гиперболизировал, но не сильно. В принципе для ЦАП –а уровня low cost звучит он довольно прилично, это если не ориентироваться на мои избалованные винтажом уши. Но музыкантская совесть категорически не позволяет выпускать ЦАП с таким звуком под брендом Abbas Audio. Люди не поймут... Звук даже бюджетного аппарата должен быть без наждака и грязи, плюс - выдавать ясное и прозрачное звучание. Фирменный звук нужно блюсти.

Совершенно ясно, что мой лучший константановый резистор Philips здесь оказался совершенно ни к месту. Звук с ним, как любил говорить Лихницкий «напрочь лишен интеллигентности». Наверно это основная причина, из-за которой АМЛ упорно игнорировал эту любимую всеми Hi-Fi & Hi-End производителями микросхему. Он всегда браковал звучание устройств на TDA1543, приносимых к нему на испытания убежденными последователями традиционного Hi-End а.

 

Интиллигентный звук

 

Я, как и Лихницкий тяготею к более «культурному» звуку. Кавалерийским наскоком динамики звучания меня удивить невозможно. Мне нужна музыкальная пластика, кошачья гибкость и нежность интонаций, без которых извлечение звука из любого инструмента бессмысленно. Воспроизводить рев гитар умеет каждый Хай-Эндщик и вполне успешно это делает. А Вы попробуйте на своей Hi-End железяке сыграть так, чтобы затронуть самые потаенные струны, чтобы душа могла развернуться и свернуться. Мир переполнен агрессией, непрерывным шумом и ревом отовсюду. Люди забыли, что музыка - это не только Металлика и Раммштайн, она должна и может пробуждать совсем противоположные – созидающие эмоции.

При демонстрации работы девайсов все сразу замечают бьющий в грудную клетку бас, упругий и мощный, но никто не слышит, что 95% техники для аудио не способно играть нежно.

Оставим лирику и попробуем уменьшить номинал резистора до предела или поставить трансформатор… не работает! Сволочь…

 

Преобразователь на КТ602

 

Смотрим паспортные данные на TDA1543. Ну она и не заработает… На выходе чипа должно присутствовать напряжение равное примерно V-ref, т.е. около двух вольт... Выкручивайся как хочешь! Емкость не вариант, ее придется еще и на выходе буферного усилителя ставить, два конденсатора друг за другом - явный перебор.

Операционные усилители, даже супер-сверх-космически быстродействующие не приемлю, как класс, операционные усилители – ВСЕ… не для аудио (ИМХО)

Остается или резистор, или полноценный преобразователь ток напряжение. Придется обращаться к транзисторам, опять… В прошлом году довольно долго возился с преобразователем на германии, так его до ума и не довел, хотя играл он очень хорошо. Там была проблема в нестабильности работы, довольно высоких шумах и искажениях. Оставил германий до лучших времен.

Помог мне случай, оказалось, что обмен опытом между схемотехниками - нужная вещь. Длительное общение с Сергеем Рубцовым из Новосибирска подвигло меня на эксперименты с очень интересным кремниевым транзистором родом из СССР. Есть такой уникальный кт602 – алмаз, один из тысячи. Не знаю по какой причине, но он исключительно музыкален – гад… Может из-за того, что кристалл у него припаян чуть-ли не к цельной золотой подложке. По наводке Сергея Рубцова я испытал каскад с общей базой на этом самом кт602. Очень уж он интересно заиграл, индивидуально и ни на что не похоже, даже на уважаемые мною винтажные аналоги Siemens и Telefunken. У кт602 ощущался некоторый недостаток телесности, который можно было подтянуть известными мне методами, но вот прозрачность и чистота всего диапазона были просто – блеск. Проверив каскад с ОБ на кт602 «вживую» на выходе TDA1543, я понял, что нашел именно то, что искал. Без особых затрат ЦАП заиграл, и еще как – заиграл!

С каскадом на кт602 по новому заиграли и другие проекты: PCM56, PCM58, TDA1541, все ЦАП –ы «спелись» с новым преобразователем, пусть не так идеально «аналогово», как с трансформаторами на винтажном железе, но по сумме достоинств – полный паритет. Можно ставить, и не только в бюджетный ЦАП.

Из плюсов кт602 с общей базой: короткий тракт (прямая связь лампа-транзистор), широкий частотный диапазон, высокая скорость и отсутствие ООС, минимум деталей. Важный для бюджетного девайса - факт, транзистор в десятки раз дешевле трансформатора и сопоставим по цене с качественным резистором. Но TDA1543 с транзистором играет на ура, а резистором – нет.

Проект обрел очертания и однозначно будет жить!

 

P.S. В наличие имеется несколько модификаций бюджетного ЦАП -а в различной комплектации, возможно предоставление девайса на прослушивание.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Бюджетный ЦАП на микросхеме TDA1543 - Часть 1
Бюджетный ЦАП на микросхеме TDA1543 - Часть 1

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor