Микросхемы с так называемой Короной TDA 1541As1 Crown – отобранные из партии по линейности чип –ы
Микросхемы с так называемой Короной TDA 1541As1 Crown – отобранные из партии по линейности чип –ы
S/Pdif приемники 8412 и 8414 – настоящая классика, оба работают надежно и очень стабильно
S/Pdif приемники 8412 и 8414 – настоящая классика, оба работают надежно и очень стабильно
TDA1541R1 очень похожа на TDA1541, но обладает большей линейностью на малых уровнях сигнала
TDA1541R1 очень похожа на TDA1541, но обладает большей линейностью на малых уровнях сигнала
Максимально раскрыть потенциал микросхем TDA1540 от Philips можно хорошим питанием с емкостями Блек -Гейт
Максимально раскрыть потенциал микросхем TDA1540 от Philips можно хорошим питанием с емкостями Блек-Гейт

 

Про параметры ЦАП -а

 

С «магией цифр» я борюсь на протяжении всей жизни, и считаю ее обманом людей. Эту «магию цифр» пресса привила аудио сообществу очень давно, так думаю, что в начале 50-х годов, когда пошла гонка выходных мощностей, обратных связей, уменьшающих нелинейные искажения до долей процента… Потом появились транзисторные аппараты с их объективными параметрами 0,00 %, которые выставлялись на показ, как достижение. В реальности все эти 0,00% к звуку отношения не имеют, а вводят людей в заблуждение и стимулируют к покупке аппаратов у которых этих нулей больше. Чистый обман и психология продаж.

Я считаю, что любителю звука вообще не нужно знать о числовых параметрах устройства, т.к. они совершенно не информативны. Для ЦАП –а можно указать: выходной уровень сигнала про 0 дБ, и выходное сопротивление, которые нужны для его согласования с усилителем. Может быть - полосу пропускания выходного каскада, если это нужно. Нелинейные искажения, интер-модуляция, шумы, отображенные в цифрах - значат очень мало и на восприятие «музыкальности» аппарата практически не влияют. А вот качество примененных в ЦАП –е и буферном усилителе компонентов и материалов на звук влияют самым непосредственным образом. В цифрах же это качество материалов и «винтажность» не отобразить ни как.

Для тех потенциальных покупателей, которым цифры и нули после запятой важнее звука, рекомендую обратиться к инженеру Андронникову. Я его очень уважаю как схемотехника и конструктора, но у нас разные подходы к философии построения аудио устройств. Недавно он закончил разработку сверх линейного ЦАП –а с исчезающе малыми искажениями и полосой пропускания, недостижимой в моих устройствах. За цифрами и нулями, это к нему.

 

Сравнение микросхем для ЦАП -а

 

Вопрос приоритета выбора конкретных микросхем для ЦАП – а сложный т.к. вряд ли кто-то пробовал, как звучат разные микросхемы в одинаковых условиях. Т.е. при одинаковой обвязке, с одинаковыми входным сигналом, выходным каскадом и единым блоком питания. Мне в этом отношении было проще, т.к. я провел довольно много экспериментов с апгрейдом винтажных CD проигрывателей, в которых пришлось менять львиную долю источников питания и выходных каскадов. Так же у меня постоянно присутствуют несколько разных ЦАП – ов из моей производственной программы и разнообразные платы, которые в них можно менять, как конструктор Лего.

В итоге экспериментов образовался устойчивый ряд микросхем ЦАП –ов, которые я применяю в своих конструкциях, и которые - на мой взгляд «играют» лучше всего из сотен, выпущенных разнообразными фирмами.

 

TDA1540 и TDA1541 Philips

 

Чип TDA1540 Philips я считаю одним из самых музыкальных вообще. При правильной организации «обвязки» и с качественных блоком питания он дает великолепную атак,драйв и четкость. Особенно это относится к чипу TDA1540 в керамическом корпусе от фирмы «Сигнетикс». А вот при неудачном подборе окружающих элементов та же «Сигнетикс» в керамике может давать неприятно «графичный» и жесткий звук. Более распространенные пластиковые TDA1540 от Philips звучат явно нежнее, мягче и певуче, чем «керамика». Раньше я их недооценивал и ставил только на «керамику».

Максимально раскрыть потенциал микросхем TDA1540 от Philips можно хорошим питанием с емкостями «Блек Гейт», ламповым ДЕМ клоком и тщательно построенным выходным каскадом на винтажных лампах с выходными трансформаторам в аноде. Разрядность TDA1540 в 14 бит совершенно не мешает выдавать звук с необыкновенной чистотой и ясностью. Вот вам и первое подтверждение пагубности «магии цифр», когда все гоняются за битами 24 и частотой дискретизации 192, не имеющие к музыкальности никакого отношения.

Микросхема TDA1541 с разрешением 16 бит была выпущена не только фирмой Philips и в массе разновидностей. Более старые чипы без буквы А имеют чуть смазанные высокие частоты, но широкий тон и красивую «жирную» окраску звука. Вокал воспроизводится ими бесподобно.

TDA1541R1 очень похожа на TDA1541, но обладает большей линейностью на малых уровнях сигнала. TDA1541R1 ведет себя как TDA1541А Philips, то есть требуют установки емкости между 16-17 ножками и реагируют на подключение внешнего ДЕМ клока.

Следующие чипы TDA1541А с всевозможными кодами, на части из них маркировка блеклая, винтажная, а на части – свежая яркая белая. На некоторых появляется принадлежность к стране изготовителю TAIWAN. Эти чип -ы не имеют той «певучести», которая есть у настоящих - винтажных, зато они имеют острые и ясные высокие частоты и чуть более «воздушный» звук. Встречаются так же микросхемы с кодировкой TDA1541A R1.

Микросхемы с так называемой «Короной» TDA 1541As1 Crown – отобранные из партии по линейности чип –ы. Тихие звуки они воспроизводят лучше, чем просто TDA1541, но играют не так плавно и наполнено, как TDA1541. Самые первые ЦАП –ы TDA1541 без буквы А звучат очень близко к TDA1540.

Современные клоны TDA1541A с двойной короной, это изделия тайваньского производства, играют они хуже всех предыдущих, поэтому я их не люблю и стараюсь не применять. Тройная корона, это китайский юмор, на манер десяти звезд в гостиничном бизнесе, обсуждать три короны - бессмысленно.

Больше всех из этого ряда уважаю микросхему TDA1540, потому как она очень гибка в настройках. Тихие и тонкие звуки из нее можно получить ламповым ДЕМ клоком, качественным блоком питания и обвязкой. С помощью этих инструментов из TDA1540 можно сделать эталонный ДАК, чтобы не было ощущения, что «мало бит». Инструментальные же огрехи, реально на ее звучание не влияющие будут видны только на тестовых сигналах.

 

PCM56, PCM58 и PCM63 Burr-Brown

 

Теперь про знаменитые изделия от «Бурр-Браун». Все микросхемы ДЕМ DAC –ов насыщенное оркестровое тутти, жесткую металлическую или рок музыку воспроизводят чуть хуже… У микросхем РСМ58 и РСМ63 Burr-Brown в звуке образуется чуть меньше каши чем у РСМ56 Burr-Brown, но это заметно только при парном сравнении в одинаковых условиях.

Одна из самых любимых мною микросхем от «Бурр-Брауна» РСМ56 дает чистейший спектр. На DyAudio как-то было пару экспериментов, где их сравнивали с более продвинутыми РСМ63 Burr-Brown, и которым они «продули» по звуку. У чипов РСМ56 Burr-Brown звук напоминает таковой у катушечного магнитофона, густой и глубокий с бархатными нотками аналоговой ленты.

РСМ56 имеют подстройку линейности, после которой выдают тон 1 кГц идеального качества на уровне минус 80 дБ. Микросхемы TDA1540 и TDA1541 таким похвастаться не в состоянии. Аналоги «Бурр-Брауновских» РСМ56 от фирмы «Аналог-Дивазес» AD1856 и AD1851 выдают намного более формальный и прохладный звук с несколько синтетическими высокими.

Референсный ЧИП от Burr-Brown РСМ58 - настоящее произведение искусства. Он имеет подстройку четырех младших разрядов и прекрасно отрабатывает динамические переходы в музыке: удар литавр, барабанов, взрывы и другие быстро меняющиеся звуки. Эта микросхема особо любима всеми без исключения производителями дорогого Hi-End а, и стояла в свое время в топовых CD плеерах и DAC –ах производства Sony, Pioneer, Denon, Parasaund. РСМ58 Burr-Brown так же активно применялась в измерительной технике.

 

S/Pdif приемники

 

YM3626 – винтажная 16 разрядная микросхема S/Pdif приемника – упрощенная версия одного из первых приемников S/Pdif Sony. Несмотря на солидный возраст является одним из лучших чипов в своем классе, отличается предельной простотой и мизерным (не более 10 мА) потреблением тока. На выходе у него присутствует один единственный формат Sony, и он не обременен дополнительными, как правило - ненужными функциями. Играет этот 16-ти разрядный S/Pdif приемник не так легко и воздушно, как последние микросхемы аналогичного назначения, но демонстрирует красочные тембры и сочный, насыщенный деталями звук. Микросхема выдерживает хороший баланс между слитностью и раздельностью звучания. DIR9001, 8414 модуль – адаптер допускает установку вместо 8412 без переключений и перепаек (в режиме master). Эффект от его установки мне очень понравился и имеет право на жизнь.

Чип имеет сильные стороны, джиттер микросхем, произведенных компанией «Бюрр-Браун» в 3-4 раза меньше, чем у микросхем «Кристалл» (по слухам). У «Бюрр-Брауна» лучше разделение инструментов в пространстве, они точнее очерчены и локализованы в пространстве. Правда происходит это за счет некоторого уменьшения «телесности» звучания. Я проводил довольно много экспериментов с китайскими модулями, и потом сделал свой собственный. Сейчас этот приемник применяю довольно редко, т.к. он стал труднодоступен, да и чип от «Кристалл» работает постабильнее. S/Pdif приемники 8412 и 8414 – настоящая классика, оба работают надежно и очень стабильно. Микросхема 8414 принимает формат 24/96, но звучит лучше 8412.

 

P.S. Про подбор и сравнение ламп для ЦАП –ов и звучание приводных механизмов CDM0, CDM2, CDM4 в следующей части статьи.

 

Ссылки по теме:

 

Подбор и сравнение микросхем для эксклюзивного ДАК –а

Подбор ламп ДАК –а, сравнение приводов CDM

Опубликовано:
aovox
Подбор микросхем для эксклюзивного ДАК –а
Подбор микросхем для эксклюзивного ДАК –а

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor