Печатная плата толщиной 2,5 мм имеет сверх чистое фольгирование 100 мкм с золотым покрытием
Печатная плата толщиной 2,5 мм имеет сверх чистое фольгирование 100 мкм с золотым покрытием
Выходной каскад CD проигрывателя собран на музыкальных германиевых транзисторах П605
Выходной каскад CD проигрывателя собран на музыкальных германиевых транзисторах П605
Тест одного из CD проигрывателей в связке с выходным каскадом на германиевых транзисторах п605
Тест одного из CD проигрывателей в связке с выходным каскадом на германиевых транзисторах п605
В буфере стоят бумаго-маслянные винтажные конденсаторы и дроссели тедлефункен

 

Микросхемы популярных DAC -ов и их звучание

 

Вопросы, интересующие потенциальных заказчиков германиевого выходного каскада для CD проигрывателя:

 

  • Можно ли применять его с DAC -ами типа: AK4524, РСМ1795?  
  • Есть ли для подобной категории микросхем какое-то универсальное решение? Вопрос возник из-за того, что есть планы попробовать этот выходной каскад с разными устройствами, которые есть в наличие.
  • Можно ли получить консультацию по изменению схемы под тот или иной DAC?
  • Или адаптация под конкретный DAC требует не доработки, а переделки схемы целиком?

 

Плата выходного каскада предназначена для DAC -ов с токовым выходом, причем в зависимости от типа выхода, в схему нужно вносить те или иные изменения. Все что хорошо играет, требует индивидуальных решений и подходов.

У меня ассортимент DAC -ов невелик, это РСМ56, PCM58, PCM63 (эксперименты), 1704, TDA1543, 1541, 1540. Вот с ними я и пробовал выходной каскад на германиевых транзисторах П605. Пробовал в первую очередь на звук, а потом уже заморачивался объективными «параметрами».

Это не значит, что другие DAC -и не играют, просто с перечисленными я экспериментировал и добился отличных результатов, и пока этим списком намерен ограничиться. Привожу свою оценку «музыкальности» разных типов DAC –ов в связке с описанным в предыдущей статье выходным каскадом CD проигрывателя.

 

  • TDA-шки обладают особым очарованием, их сила в гибкости и пластике звука: Микросхема TDA 1541 точнее, 1540 душевнее, а TDA1543 создана для построения доступных по цене "народных" DAC –ов;
  • TDA1543 это лоу-кост версия, существенно уступающая 1540 и 1541, но позволяющая строить недорогие, музыкальные DAC -и с простым питанием (+5 V). Если не нагружать TDA1543 на резистор, то из нее можно вытащить очень приличный и чистый звук. Резистор на выходе 1543 дает неимоверно грязный спектр и полное разрушение тонкой структуры звука. С ним тихие звуки искажены и огрублены;
  • TDA1541 и 1540 с ламповым ДЕМ-клоком демонстрируют серьезный прирост качества, для TDA1543 эта процедура недоступна;
  • Микросхемы DAC –ов от Burr-Brown это точность и динамика;
  • РСМ56 DAC недорогой, но, как оказалось, имеет самый чистый спектр из ряда подобных изделий. Когда-то на DYaudio проводили измерения и были поражены этим фактом. РСМ63 и 1541 ей проиграли. РСМ56 дает большую иллюзию звучания аналогового источника;
  • РСМ58 допускает подстройку четырех разрядов и имеет самый точный и динамичный звук;
  • РСМ1704 позволяет работать с потоком 24/96. Рынок требует устройств для честного воспроизведения хай-реза. На мой вкус 1704 дает меньше тела, теплоты и вовлеченности чем PCM63, но это все еще - вполне достойный результат;
  • Аналог девайзес 1851 и 1856 при лобовом сравнении с РСМ56 проигрывают, у них более искусственный, пластиковый звук, у которого не хватает теплоты и текучести.

 

На этом решил остановиться, так как в очерченной области этих DAC -ов, как мне кажется, достигается наиболее естественный и "живой" звук.

 

Ответы на вопросы

 

Мне нужен DAC для компьютера. Дружба с CD проигрывателем у меня не выходит по многим причинам. Поэтому хотелось бы, чтобы DAC работал не только с частотой дискредитации 44.1, но и с 48.0. Ну и ваш выходной каскад на германиевых транзисторах к нему в комплект.

Все S/Pdif приемники работают с 48 кГц.

Можно ли в "народном" DAC -е на TDA1543 сделать ручное переключение кварцев, например - на реле (таком же, как в Вашем модуле задержки подачи анодного напряжения усилителей)? Речь не о том, чтобы Вы что-то переделывали в готовом продукте, хватило бы схемы коммутации и собственно - кварца в дополнение к заказу.

Ручное переключение кварцев сделать можно, у меня есть серийный клок с переключением кварцев на реле, но оно - не нужно. Если источник «чистый», то асинхронный реклок вообще можно отключить, а внутрь компьютера заводить клок нет смысла.

И еще вопрос про "народный" DAC - как он себя поведет, если получит по SPDIF поток 48/16, 48/24, 96/24?

Если поставить приемник CS8414, то DAC нормально воспроизведет все вплоть до 24/96. AudioNote так и делает - всю гонку новых форматов свел к приемнику 8414, а DAC -и у них 18 битовые. Есть еще приемник 8416 - он поддерживает формат 24/192.

Когда можно будет купить новую версию, и насколько новые версии будут дороже исходного "народного" DAC -а? Есть ли для подобной категории микросхем более-менее универсальное решение?

С микросхемой TDA1543 есть две новые версии. Красная версия на TDA1543 без клока сейчас есть по цене 348 $ в корпусе. Как универсальное решение – есть операционные усилители, но я их не применяю. Все, что хорошо играет, требует индивидуальных решений и подходов. Ни один из моих серийных DAC –ов операционными усилителями не оканчивается. Как минимум в них стоит (по требованию) описанный в предыдущей статье выходной каскад на германиевых транзисторах, или в дорогих вариантах – выходной каскад на лампах.

О том и речь, чтобы от операционных усилителей уйти. Смотрел параметры микросхем DAC –ов Асахи Касаи AK4524 и РСМ1795 - вроде бы, можно применить для них I/U преобразователь. В DAC -е на AK4524 - вообще звуковые трансформаторы стоят на выходе... Так что вроде как вполне можно попробовать применить ваш германиевый выходной каскад.

 

ОУ на выходе CD проигрывателей

 

Хочу сказать, что операционные усилители мне практически никогда не нравились по звуку, ввиду того, что у них присутствует глубокая ООС. Звук ОУ всегда получается скованным и сухим, как дыхание больного астмой.

Не согласен, сухость возможно убрать обвязкой ОУ, а динамика у них не скованная, а довольно свободная, правда не у всех, а у быстродействующих. Вот чему нельзя возразить, это минимум живых вибраций и бедность в палитре красок ОУ. Операционные усилители хорошего качества красиво воспроизводят ударные низкие частоты и по этой причине имеют кучу поклонников, любящих драйвовый звук. Они требуют особого подхода, а итоговый звук зависит от конкретной реализации в том числе и блока питания. Лучшие результаты по звуку были с древними селеновыми выпрямителями или удвоителями напряжения Лаура, в которых средняя точка получается виртуальной.

К тому же, не все операционники – благозвучны, встречаются конечно «перлы», типа NE5532 от Silmic, как и среди транзисторов, эксклюзивы - П605 и КТ602. Бонус ОУ в том, что его выходной каскад можно сделать без разделительного конденсатора. Довольно проста схема балансировки позволяет поддерживать на выходе ноль с точностью +- 1 мВ.

Правда до сих пор все встреченные мною реализации выходных каскадов на ОУ хоть быстродействующих, хоть – аудиофильских, вчистую продували германиевому выходному каскаду на П605.

Больше всего по звуку мне нравятся ОУ фирмы Burr-Brown. Мой знакомый сейчас заканчивает DAC c их операционными усилителями на выходе. Думаю - скоро послушаю, что у него получилось. Хочу сравнить его творение с Вашим выходным каскадом на П605, благо он у меня есть и уже три месяца трудится в DAC –е CD проигрывателя Филипс с TDA1541.

Для того, чтобы поднять продажи производители и самодельщики частенько хвалят несущественные для звука вторичные «достоинства» техники, опуская суть, определяющую уровень качества звучания. Вот и «вылезают» отсюда мегагерцы полосы пропускания или шумы под 100 дБ, в реальной жизни к звуку отношения не имеющие. За 30 лет занятий аудио через меня прошло безмерное число ламповых и транзисторных аппаратов в контексте их тюнинга. И тут я согласен с Аббасом, операционные усилители могут звучать очень круто. Но бескомпромисный саунд дают только ламповые каскады с трансформаторной или дроссельной нагрузкой. Как вариант – однотактные выходные каскады на германиевых винтажных транзисторах, опять же – с дроссельной или трансформаторной нагрузкой. Как тут заметил один из коллег, выходные трансформаторы, установленные даже после операционника - производят на уши неизгладимое впечатление.

Главная проблема операционных усилителей - высокий порядок спектра искажений и потеря тихих послезвучий, как следствия глубокой ООС. Субъективно, у операционного усилителя в отличие от эмиттерного повторителя на германии или лампы с трансформаторным выходом - значительно менее живой не выразительный и зернистый звук. Он имеет монотонную подачу баса и весьма скромную энергетику.

Так что, как бы не расписывали господа производители свои операционные усилители, в звучащем CD проигрывателе им не место. Как минимум им на замену просится германиевый выходной каскад Аббаса, а лучше - выходной каскад на лампе с трансформатором. А операционники – это от лени… В ведро их – помойное.

 

Итоги

 

В пылу полемики перенесенной сюда с одного из аудиофильских форумов и очищенной от взаимных препирательств было вычислено: Встроенный в CD проигрыватель DAC должен оканчиваться не операционным усилителем даже супер-пупер качества, а выходным каскадом на лампе или германиевом транзисторе с трансформаторной либо - дроссельной нагрузкой. Такой выходной каскад, собранный по германиево-трансформаторной идеологии подробно описан в предыдущей статье. По звучанию он ни каких шансов операционным усилителям не оставляет.

 

P.S. Описанный буферный выходной каскад на германиевых транзисторах П605 доступен для заказа, цена девайса 148 $ за собранную и настроеную плату без силового трансформатора.

 

Опубликовано:
aovox
Эксклюзивный выходной каскад CD проигрывателя на германии
Эксклюзивный выходной каскад CD проигрывателя на германии

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor