Внешний ЦАП Abbas audio dac на TDA 1541a среди довоенных немецких ламп EF-14 от Telefunken аналогов по звуку не имеет
Внешний ЦАП Abbas audio dac на TDA 1541a среди довоенных немецких ламп EF-14 от Telefunken аналогов по звуку не имеет
Внешний ЦАП собран на знаменитой своей музыкальностью TDA 1541a, комплектуется двумя ламповыми клоками и параллельными германиевыми стабилизаторами
Внешний ЦАП собран на знаменитой своей музыкальностью TDA 1541a, комплектуется двумя ламповыми клоками и параллельными германиевыми стабилизаторами
Задающий генератор audio DAC -а собран на лампах – черепашках 30-х годов от Telefunken
Задающий генератор audio DAC -а собран на лампах – черепашках 30-х годов от Telefunken
В схеме внешнего ЦАП –а применен компаратор типа AD5681 со средним быстродействием, отобрав его по звуку из четырех разных чипов
В схеме внешнего ЦАП –а применен компаратор типа AD5681 со средним быстродействием, отобрав его по звуку из четырех разных чипов

 

Схемотехника

 

Проведя кучу экспериментов с разнообразными S/Pdif приемниками, в свой audio DAC я решил поставить винтажный чип Crystal, найдя его на просторах интернета. Мне попались экземпляры американского, тайваньского и Южно Корейского производства. Американские ИМХО самые музыкальные, за ними идут Южно Корейские и в конце – Тайвань. Из за того, что американских чипов я нашел всего две штуки и больше не предвидится во внешний ЦАП ставлю камни из Южной Кореи, которые от американских отличаются не сильно, но зато - на голову выше изделий из Тайваня.

Цифровой преобразователь работает в двух основных режимах - Master и Slave. Как должны стоять перемычки для разных режимов видно на фотографии. Предвижу вопрос, почему перемычки, а не переключатель? Такой, немного неудобный вариант переключения режимов гарантирует audio DAC –у минимальное количество дополнительных паек и переходов, что, естественно – улучшает звук.

 

 

В режиме SLAVE ламповый клок делится и «ведет» одновременно транспорт и Цифровой преобразователь. Для микросхемы DAX-а ТДА1541 формируется новая частотная сетка (По звуку эффект просто прекрасный) – битклок и вордклок.

Проведя кучу натурных экспериментов я убедился в том, что битклок, сформированный вакуумной лампой дает максимальный выигрыш в звуке, даже с S/Pdif интерфейсом. Усложнение подключения – формальное, нужна всего лишь дополнительная витая пара или коаксиальный кабель. Использование S/Pdif приемника не приводит к значительному ухудшению звука, что наблюдается в большинстве традиционных audio DAC -ов.

Основная проблема применения Slave режима, в CD транспорт или привод нужно обязательно завести клок. Если тактовые частоты задающих генераторов CD транспорта и цифрового преобразователя разнятся это может стать довольно сложной проблемой. А не заводить, тоже – нельзя, т.к. между тактовыми частотами возникают биения, периодически слышимые в виде нарастающих по частоте щелчков. Частота щелчков привязана к уровню выходного сигнала, чем он выше, тем выше и частота.

Если справиться с щелчками не получается, можно переключить внешний ЦАП в обычный Master режим, который делает его полностью независимым от транспорта. В жертву отсутствию щелчков приносится пару десятков процентов качества. Здесь уже никуда не денешься. В Master режиме включается асинхронный реклок. Это немного вульгарное решение, в некоторых случаях – очень эффективное, по звуку оно частенько превосходит синхронный реклок. Почему это происходит, я не знаю, но это – факт, который я слышал неоднократно, а своим ушам я доверяю.

 

Детали

 

Задающий генератор audio DAC -а собран на лампах – черепашках 30-х годов от Telefunken. Проведя массу экспериментов с генераторами на разных лампах, я вернулся туда, откуда начал. Среди довоенных немецких ламп EF-14 от Telefunken аналогов по звуку не имеет (я сейчас про конкретную лампу в конкретном устройстве, а не про все). Применение в эксклюзивном внешнем ЦАП -е такой относительно дорогой лампы вполне оправдано. У нее малые шумы, высокая долговечность и крутизна характеристики. К тому же ее катод не соединен с корпусом, а значит он представляет из себя очень эффективный металлический экран, который можно применить по прямому назначению. С лампами EF12 и EF13 этого сделать не удастся т.к. у них катод присоединен к корпусу и в схеме генератора корпус превращается в передающую антенну.

ДЕМ-клок внешнего ЦАП -а в отличие от тактового генератора собран на лампе «черепашке» Telefunken EF-13. Разные лампы в один аппарат я поставил намеренно, т.к. стараюсь избегать нескольких повторений одинаковых компонентов в одном и том же звуковом устройстве. Решение чисто интуитивное и подтвержденное звуком. Разные типы ламп компенсируют недостатки друг друга, а звучание при этом получается максимально нейтральным.

В блоке питания стоят кенотроны EZ12, EZ11 или, при задействовании отдельного накального трансформатора на 4 V, можно поставить «кошерную» Az11. Разные типы кенотронов применяю по ровно той же причине, что и разные лампы для цифровой части.

Микросхема ТДА1541А, включена по обычной дата шитовской схеме, если конечно не считать ламповый ДЕМ-клок. Конкретная схема подключения ТДА1541А тоже подбиралась неоднократно, было испытано несколько вариантов с применением параллельного и дифференциального включения. Особой разницы в звучании это не дало, однако прилично усложняло схему, и я остановился на обычном варианте.

На выходе внешнего ЦАП -а установлены фильтры на RC цепочках с применением качественных винтажных конденсаторов и резисторов Allen Bradley.

Керамических конденсаторов во внешнем ЦАП -е нет. Если Вы хотите получить от  ЦАП -а аналоговый звук, про керамические конденсаторы забудьте вообще - навсегда. В одном месте все же стоит емкость с керамическим диэлектриком. Применение ненавидимых мною OSCON в двух точках связано с тем, что от помех, в избытке возникающих в цифровом устройстве по любому нужно избавляться. По этой же причине небольшой участок печатной платы рядом с компаратором имеет ограниченный по площади земляной полигон, соединенный с двух сторон проходными металлизированными отверстиями. Этот сильно шумящий цифрой узел нужно было правильно запитать и как-то от остальной схемы – оградить, стояла задача, не пропустить производимый им «цифровой мусор» по цепям питания к другим каскадам DAC-а.

В схеме внешнего ЦАП –а применен компаратор типа AD5681 со средним быстродействием, отобрав его по звуку из четырех разных чипов. Компаратор выпускается в корпусе DIP-8 и допускает замену на некоторые другие типы микросхем. Компаратор каждый меломан может подобрать на свой вкус. Например микросхема AD8611 тоже подойдет, только ее нужно ставить через переходник. Вместо AD5681 можно поставить АД8561 в соике ну и т.д.

Я по-прежнему приверженец применения устаревшей логики - шоттки, и по этой причине ставлю микросхему 74LS393. Эта микросхема встречается в CD проигрывателях Philips первого поколения и работает просто изумительно, как по надежности, так и по звучанию. Она играет плотно, основательно и с большим количеством нюансов, хотя и менее рафинированно, чем современные микросхемы. Похожих на мое описаний звучания логических микросхем вы не найдете нигде, я к примеру, подобных исследований звучания чисто цифровых микросхем - не встречал. Инженеры, разрабатывающие логику, вообще не задумываются над тем, что материалы, применяемые в производстве микросхем,  их чистота и год выпуска так же важны для звука, как и стандартные физические параметры.

Для интересующихся вопросом, эксперименты с уровнем ТТЛ для audio DAC -а TDA1541, про которые активно пишут на Dyaudio - ничего не улучшает. Я считаю, что это еще один миф от инженерии. Порог амплитуды до 2,5 V и менее, подъем нижнего порога, не дает ничего в плане улучшения звука, чтобы усложнять схему.

 

Параллельные стабилизаторы

 

В качестве источника питания audio DAC -а стоят лучшие по звуку стабилизаторы с параллельным включением управляющего транзистора. В них установлены признанные всем аудио сообществом уникальные по звучанию германиевые п-605. Это высокочастотные транзисторы выпущенные рижским заводом в 60-х годах прошлого века и прошедшие военную приемку. Из тысяч наименований, маде ин СССР они входят в десятку лучших. П605 стоят в питании только TDA1541 и еще одной микросхемы. Входной приемник питается от стабилизаторов напряжения на не менее музыкальных германиевых транзисторах AD162 фирм Siemens и Telefunken.

Я собрал многочисленные отзывы от людей, купивших платы с параллельными стабилизаторами на П605 и AD162. По красоте тембра, естественности и выразительности звука они не имеют равных среди стабилизаторов напряжения на винтажных германиевых транзисторах.

Абсолютно все резисторы балласта - Ален Бредли. Во всех цепях внешнего ЦАП -а стоит винтаж, каждый, сориентирован по направлению.

Питание цифрового фильтра организовано от стабилизатора напряжения последовательного типа с силовым транзистором 1982 года 2N3055 Siemens. Они тоже одни из лучших по звучанию, но к сожалению очень редки в оригинале. Я достал всего шесть штук, и сейчас ищу им равнозначную замену. На ум приходят не менее музыкальные - винтажные 2n3055 от RCA, этих хоть побольше на E-Bay бывает.

Многие радиолюбители, специализирующиеся на audio DAC -ах почем зря ругают цифровые фильтры, хотя и режим NOS критикуют не меньше. В моем внешнем ЦАП -е можно по своему усмотрению - вставить заглушку и слушать в NOS без цифрового фильтра, либо с ним. Никаких вмешательств с паяльником для этого не требуется. Винтажный фильтр от Philips с нормально организованным питанием и подключенный к ламповому клоку в Slave режиме штука звучащая - весьма недурно. Это прекрасный камень, если применять его в стационарных, а не мобильных audio DAC -ах, т.к. он имеет большое потребление тока (до 300 мА). Этот фильтр не напрасно применялся в аппаратах топового класса, таких как двублочные CD проигрыватели/DAC -и: Philips LLH1000 и Marantz CD/DA12, причем по два раза: в audio DAC -ах, как фильтр, а в транспортах, как передатчик сигнала S/Pdif. 

 

P.S. Abbas Audio DAC 3.0 по музыкальности переигрывает ДАК и мирового уровня, стоящие в десятки раз дороже. С описанный ДАК -ом качество звучания CD диска приближается к виниловой пластинке. Девайс доступен для предварительного заказа.

 

 

Ссылки по теме

 

 

 
Опубликовано:
aovox
Abbas Audio DAC 3.0 схемотехника - Часть 2
Abbas Audio DAC 3.0 схемотехника - Часть 2

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor