Референсный ЦАП разработанный известным аудиофилом и знатоком ламповой техники из Киева Аббасом
Референсный ЦАП разработанный известным аудиофилом и знатоком ламповой техники из Киева Аббасом
В референсном ЦАП -е четыре раздельных трансформатора для питания генератора, аналоговой и цифровой частей
В референсном ЦАП -е четыре раздельных трансформатора для питания генератора, аналоговой и цифровой частей
В цифро аналоговом преобразователе в П-фильтрах в качестве балласта нити накала ламп
В цифро аналоговом преобразователе в П-фильтрах в качестве балласта нити накала ламп
Тороидальные трансформаторы audio DAC-а намотаны с повышенным соотношением витка на вольт
Тороидальные трансформаторы audio DAC-а намотаны с повышенным соотношением витка на вольт

 

Детали и хитрости ЦАП на TDA1541a Abbas audio DAC 

 

Внимание!

 

ЦФ в audio DAC –е можно применять исключительно в Slave, в режиме Master цифровой фильтр устанавливать нельзя. Сделано это намеренно, потому что мастер клок, который снимается с приемника Crystal просто ужасен, и от цифрового фильтра пользы будет намного меньше чем вреда. В режиме Master возможна только NOS конфигурация.

Для такой микросхемы, как TDA1541 выбор цифровых фильтров совсем мал, есть пару фильторов Sony, пару Philips и - все… В этом цифро аналоговом преобразователе я остановился на ЦФ от Philips, в audio DAC -ах же средней ценовой категории ставлю фильтры Sony.

Короткие спиральки на плате стоят в разрыве цепей питания. Это не совсем такие же эзотерические компоненты, как стоят в моих виниловых корректорах, а элементы - немного снижающие цифровые помехи. Если их сделать из винтажной меди маде ин США или Германия, звучание audio DAC-а однозначно улучшается. Для подавления помех конечно лучше применять бусины из феррита, но спиральки звучат однозначно – лучше. В обвязке микросхемы компаратора без ферритовых бусин обойтись не получилось, уж очень сильно он шумел. Здесь эзотерику пришлось отодвинуть и заниматься чистым питанием. Фильтры по питанию здесь сделаны из английского луженого провода с ферритом.

Про остальные элементы референсного ЦАП -а говорить не буду, все их хорошо видно на фотографиях. Конденсаторы, только высокого качества – пленочные, впаянные с учетом направления. Электролиты - отслушанные в связке по месту и общему звучанию. Резисторы Ален Бредли, отобранные по звуку и запаянные по направлению. Эти вроде бы – мелочи придают звучанию цифро аналогового преобразователя наполненность и гладкость.

Конденсаторы фильтров DEM ячеек – Siemens 0,7 мкФ 63 V. Эти емкости практически не вносят слышимых искажений и вполне сравнимы с перемычкой. Они малогабаритны, имеют малый тангенс угла потерь и слышимые резонансы, прекрасно справляются со своей основной задачей, плюс – предельно нейтральны для звука. Применять в этом узле audio DAC –а хорошо звучащие но -огромные по размерам бумаго-маслянные конденсаторы совершенно неоправдано. Они работают как антенны передатчика и разносят цифровую грязь по всему цифро аналоговому преобразователю. Бумагу в масле сюда, категорически – нет! В другие места – на здоровье!

Для вытаскивания максимально возможного качества из этого узла пришлось все 14 конденсаторов отслушивать по направлению. При этом направление у них 50 на 50, одни хорошо звучат по надписи, вторые когда перевернешь… та же история, что и с резисторами. Если все 14 емкостей выставить по направлению, звук цифро аналогового преобразователя улучшается процентов на 30. Бас становится более мощным и глубоким,  добавляется объем и воздух, при этом, высокие - совершенно не теряют в качестве.

Подстроечные резисторы двух типов от Vishay.

Хочу сказать про панельки и разъемы. В референсном ЦАП -е можно было ставить панельки только экстра класса, для чего с превеликим трудом были найдены винтажные американские, с настоящей позолотой под цифровой фильтр, логические ИМС и DAC. Под лампы черепашки установлены панельки родом из Третьего Рейха. Английские клеммники сравнивались по звучанию с перемычкой и это сравнение выдержали. Их стоимость на E-Bay примерно в 10 раз выше, чем у аналогов, применяемых большинством радиолюбителей. В цифро аналоговом преобразователе присутствуют около 50 винтовых соединений, и качество клеммников уже критично. На этих элементах экономить нельзя, что и было сделано.

 

Блок питания

 

В референсном ЦАП -е такого уровня необходимо применять по возможности раздельное питание для всего. Достаточный и разумный минимум – четыре раздельных трансформатора для питания генератора, аналоговой и цифровой частей. Если сюда прибавить силовой трансформатор питающий выходной каскад на лампе, то будет уже – пять.

В цифро аналоговом преобразователе есть одно Ноу-Хау. Экспериментирую с влиянием на звук резисторов и дросселей в П-фильтрах я попробовал применить в качестве балласта нити накала «лишних» ламп. Тут появились такие возможности, о которых я и подумать не мог! По динамике, пластике, тональной чистоте нить накала пальчиковой лампы вчистую обыгрывает резистор и даже дроссель! Звук полупроводникового БП с нитью накала лампы в качестве балласта приближается к кенотронному.

Еще одно доказательство, идущее вразрез с устоявшимся мифом, что лучше кенотрона, ничего – нет. Особых физических преимуществ перед полупроводниковым диодом кеноторон не имеет, кроме – конечно размеров электродной системы и материалов, из которых он сделан. А размеры и материалы в эзотерике имеют огромное значение. В меньшей степени на звук влияет форма кенотрона. Лампы, конечно, имеют перед ПП диодами преимущество, перетыкая разные, можно настроить звук по своему вкусу. В цифровой части что-то изменить значительно сложнее.

Про нить накала лампы в качестве балласта. Нужно смотреть потребляемый ток разными участками схемы, и ставить лампы так, чтобы нить накала слегка светилась. В лампе, используемой как балласт главное – вакуум и целостность нити. Посему – не спешите выкидывать отработавшие свое, но исправные «вкусные» пальчиковые лампы.

В итоге – цифро аналоговый преобразователь имеет эзотерически правильный и аскетичный блок питания:

Двухполупериодный выпрямитель со средней точкой, винтажные диоды Telefunken разных типов, какие куда ставить, вычислял - довольно долго. Однопролупериодные схемы выпрямления конечно «эзотеричнее» и «кошернее», но проблем с ними – выше крыши.

Сглаживающие фильтры П-образные с емкостями Phillips 80-х годов прошлого века. С номиналами я не переборщал, как обычно - принято. Большие цифры и нули в микрофарадах – утяжеляют звучание и не дают ему летать… В моем БП пульсации стремятся к нулю, особенно, после стабилизатора параллельного типа.

Влияние нитей накалов ламп, включенных в цифро аналоговом преобразователе вместо балластных резисторов – огромно. Чисто физически, они работают как генераторы стабильного тока, а эзотерически – необыкновенно эффективно гармонизируют звучание, очищая музыку от ненужной шелухи. Источник питания с нитями накала ламп в качестве балласта играют не так как обычно, а совершенно – особенно!

Тороидальные трансформаторы audio DAC-а намотаны с повышенным соотношением витка на вольт, чтобы ток холостого хода и связанные с ним импульсы перемагничивания были минимальными. Не всякий Ш-образный сердечник способен эти трансформаторы обыграть. В экстра варианте можно заменить четыре тора на четыре Ш-образных силовых транса, намотанных на винтажном Клангфилмовском (Siemens, Telefunken, Saba) железе, клангфилмовским же обмоточным проводом… Если вам нужен бескомпромисный цифро аналоговый преобразователь, трансформаторы можете заказать у меня, благо и железо и провод есть. Эти решения не для серии, а для окончательной и полной победы цифровой записи над винилом, и удел отдельных энтузиастов, которые винил на дух не переваривают.

 

Выходной каскад

 

На выходе референсного ЦАП -а стоит фильтр на винтажных резисторах и довоенных восковых емкостях. Конденсаторы не проваренные. Посему у Вас есть возможность заказать audio DAC с аутентичными, либо проваренными конденсаторами. Или вместо простейшего RC фильтра – поставить выходной каскад на ламапх EL84, D3a, с межкаскадным трансформатором и дроссельным выходом.

Вы можете сами собрать достойный уровня этого референсного ЦАП -а выходной каскад на легендарных лампах: EL12, EL11, EL3, AL4, AL5 и т.д. Выход для него можно построить на прямонакальных триодах с трансформатором, кому такой подход ближе по душе и бюджету. Ставить на выход цифро аналогового преобразователя преобразователь I\U даже на самом крутом операционном усилителе – мазохизм и мракобесие… Audio DAC отправляется покупателям в «полу-готовом» виде с резистором Аллен Бредли на выходе исключительно из-за «любви к искусству». Выходное напряжение референсного ЦАП -а несколько десятков милливольт супер качественного аналогового сигнала. Дальше с ним можно делать, все – что угодно.

 

 Несколько нюансов

 

Весь тираж цифро аналогового преобразователя будет укомплектован винатжными микросхемами TDA1541a с грейдом R1, выпаянными из старых CD проигрывателей. Они намного линейнее TDA1541 более поздних выпусков и это слышно с первого аккорда. Версии S1, S2 можно установить самостоятельно, однако их цена на E-Bay доходит до 500 $ за штуку. Эксклюзивные американские цанговые панельки выдержат и тысячу «перетыков». Чип S1 у меня есть в единственном экземпляре и я его применяю для контроля качества всех audio DAC -ов.

В месте выхода из чипа аналогового сигнала впаян отрезок моего авторского межблочного кабеля.

Многие элементы референсного ЦАП -а сделаны вручную: это контур в DEM клоке, трансформатор Master клока, проволочные конденсаторы в обвязке клоков и мои – эзотерические спиральки. Земляные дорожки в нескольких местах дублированы винтажными проводниками от довоенных аппаратов Klangfilm и RCA.

Для распайки платы применен припой 30-х годов RCA. Audio DAC комплектуется проводами для соединения с блоком питания на основе немецкого кабеля связи. Медь очень качественная и хорошо звучащая, невзирая на весьма юный возраст – 80 года прошлого века. Если Вам нужны только винтажные провода, можно включить в комплект цифро аналогового преобразователя и такие.

Сборка плат с настройкой и отслушиванием направления для каждого элемента занимает полтора – два месяца. Затем печатная плата покрывается скрипичным лаком и сушится в естественных условиях минимум – неделю. После просушки - финальная настройка и корректировка звучания – если требуется. Только после всего этого  – отправка конечному потребителю.

Размеры платы audio DAC -a = 230 х 165 мм, размеры плат блока питания: 125 х 125 мм, 105 х 85 мм.

На снимках можно посмотреть отдельные элементы: цанговые панели США, NOS заглушка, ламповый Master клок, входные цепи S\Pdif приемника (на пути сигнала S/Pdif нет ни одой емкости или разделительного трансформатора). Эти элементы всегда присутствуют или в транспорте или в CD плеере, а дублировать их – глупость, вывод Master клока для подключения к CD транспорту.

Рабочая частота Master clock = 11,2896 мГц и посему – цифро аналоговый преобразователь в Slave режиме рассчитан на транспорты Marantz и Phillips 2-го поколения, с такой же тактовой частотой. Для него подходят транспорты топ уровня: Theta basic, PSaudio lambda pro и подобные на микросхемах Philips. Это те транспорты, в чьей музыкальности я нисколько не сомневаюсь, поскольку делаю ставку на CD проигрыватели экстра класса.

Винтажные аппараты типа Philips 304 mk 2, весьма популярные у аудиофилов подключить так же –возможно. Для этого понадобится компаратор и делитель на три (они так же - имеются в моем ассортименте).

 

P.S. Abbas Audio DAC 3.0 по музыкальности переигрывает ДАК и мирового уровня, стоящие в десятки раз дороже. С описанный ДАК -ом качество звучания CD диска приближается к виниловой пластинке. ДАК доступен для предварительного заказа.

 

 

Ссылки по теме

 

 

 
Опубликовано:
aovox
Abbas Audio DAC 3.0 Детали и хитрости - Часть 3
Abbas Audio DAC 3.0 Детали и хитрости - Часть 3

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor