Материал печатной платы слышен, но все-таки медь и ее покрытие важнее всего остального. Гетинакс или текстолит
Материал печатной платы слышен, но все-таки медь и ее покрытие важнее всего остального. Гетинакс или текстолит
Сколько слоев может быть у печатной платы? Все дорожки по возможности должны располагаться на дне, без маски
Сколько слоев может быть у печатной платы? Все дорожки по возможности должны располагаться на дне, без маски
Многослойные печатные платы в ламповом ЦАП –е звучат хуже из-за того, что медь с двух сторон соприкасается с текстолитом и как бы зажата в толщине материала
Многослойные печатные платы в ламповом ЦАП –е звучат хуже из-за того, что медь с двух сторон соприкасается с текстолитом и как бы зажата в толщине материала
Медь с двух сторон печатной платы заметно душит динамику, а глубина и объем схлопываются
Медь с двух сторон печатной платы заметно душит динамику, а глубина и объем схлопываются

 

Звучащая печатная плата

 

Качественными ЦАП -ами и печатными платами для них я занимался очень давно, и самое главное, что я для себя уяснил, это две вещи:

 

  1. Клок в  hifi DAC должен быть ламповым,
  2. В цифровом устройстве нет мелочей. Играет абсолютно все, включая материал дорожек печатной платы и пайки! Примерно так же как в аналоговом устройстве.

 

Гетинакс или Текстолит?

 

Материал платы слышен, но все-таки медь и ее покрытие важнее всего остального. Гетинакс или текстолит? Гетинакс по звуку лучше, но не позволяет делать переходные отверстия, а в некоторых местах они нам необходимы в связи с применением небольших полигонов вокруг очень шумных микросхем и отдельных соединений, не укладывающихся на дно из-за перекрещивания.

Поэтому был выбран текстолит, правда очень качественный, плотный и небывалой толщиной 2,5 мм, чтобы печатная плата не гуляла при установке ламп 11 серии, которые требуют довольно серьезных усилий при установке и вытаскивании из панельки. Текстолит, это компромисс между физикой и эзотерикой, компромисс, которых в качественном ЦАП -е особенно много, так как мы постоянно балансируем между корректным функционированием устройства и плохим звучанием при формальном соблюдении правил изготовления подобной техники.

 

Однослойная или многослойная?

 

Сколько слоев может быть у печатной платы? Все дорожки по возможности должны располагаться на дне, без маски. Поскольку маска портит звук: делает безжизненной и выхолощенной середину, убивает тембры. Большая часть воплей и проклятий, раздающихся в адрес цифры, должны быть направлены в сторону печатных плат, которые производители по инерции продолжают покрывать ужасными нитролаками и какими-то отвратительными эмалями типа эпоксидной смолы - это самое настоящее убийство звука!

Многослойные печатные платы в ламповом ЦАП –е звучат хуже из-за того, что медь с двух сторон соприкасается с текстолитом и как бы зажата в толщине материала. К тому же неоправданные усложнения конструкции, применение плисок (редкая мерзость) и необязательных процессоров, добавление безумного количества опций и возможностей - все это ухудшает и без того плохой цифровой звук коммерческих СД.

Ламповый ЦАП должен быть настолько простым, насколько это вообще осуществимо. Все преобразования форматов по возможности выполняются на простейшей логике, с подбором конкретных экземпляров микросхем на слух, учитывая возраст, фирму и год изготовления. Учитывая все вышеизложенное, после многочисленных прикидок и пристрелок, была создана однослойная за исключением двух участков печатная плата, где 95 процентов всех соединений выполнено в нижнем слое, и маска отсутствует!

 

Сплошной полигон вреден!

 

Нужно ли экранировать печатные платы, делать большие земляные полигоны или вообще заливать землей по всей площади, как это любят делать самодельщики и производители? Ни в коем случае! Это верный способ задушить звук, надежно и безвозвратно.

Первое подозрение что экраны в hifi DAC -е портят звук так-же как и в аналоге, у меня закралось, когда я разбирался с модификациями 300-го и 303 филлипсов. Кто в курсе - они выпускались поначалу с сониевским декодером, на отдельной печатной плате. В ранних модификациях она лысая, позже ставили такие же модули, но с экраном на одном чипе и фольгой с двух сторон - при перестановке печатных плат разница прекрасно слышна.

Медь с двух сторон заметно "душит" динамику, а глубина и объем "схлопываются", кроме того выразительность и подвижность человеческого голоса претерпевает нехорошие изменения в сторону статичности и механистичности. Это все тонкие эффекты, но из этих мелочей складывается целое!

Многие убеждали меня, что стоит сделать переходные отверстия между слоями как негативный эффект исчезнет. Черта с два! Так я, наступив на одни и те же грабли несколько раз подряд, окончательно убедился, что земляные полигоны вносят свою лепту в уничтожение аналоговости звука. Конечно, это влияние не является определяющим, а лишь часть многочисленным проблем цифры, если в hifi DAC -е все прекрасно, кроме полигонов, он конечно будет играть хорошо, но не так прекрасно, как он играл бы, будучи спроектированным грамотно, с "лысыми" печатными платами.

Радикальное решение – Ламповый ЦАП, собранный навесным монтажом, но начиная с определенного уровня сложности это занятие съест все ваше свободное время, и проблемы с помехами скорее всего омрачат радость от запуска подобного шедевра.

 

Сверхчистая медь с золотым напылением

 

Материал печатных плат, как я уже упоминал, крайне важен. Выпускать массовый качественный ЦАП с какой-то особой медью нереально, но ради дорогого и малотиражного изделия можно по крайней мере проконтролировать химическую чистоту меди и отслушать образцы. Так я голову прогрыз технологу, чтобы убедиться, что медь на дорожках печатных плат hifi DAC –а будет чистоты не менее 99,9%. Это конечно само по себе не гарантия хорошего звука, но по крайней я буду знать, что это не сплав с алюминием или добавками какой-нибудь дряни, типа индия, который делает современные припои такими ядовитыми на слух.

Потратив уйму времени на переговоры, мне удалось наконец изготовить небольшой тираж печатных плат со всеми моими причудами и капризами - с дорожками из меди чистоты не менее чем 99,9, покрытые таким же химически чистым золотом. Далее, после монтажа, они покрываются скрипичным лаком. Себестоимость печатных плат оказалась необычайно высока. Кроме меди высокого качества, они отличаются ее повышенной толщиной 100 микрон, а сам текстолит имеет толщину 2,5 мм! При установке черепашек плата едва заметно поддается, обычная же прогнулась бы как лук.

Несколько слов о покрытии дорожек, влияние которого, по-моему, до сих пор недооценивают (или просто не думают об этом).

 

Скрипичный лак

 

После того как вы применили для печатной платы материал высокого качества, вы должны озаботиться тем чтобы не угробить материал маской, нитролаком и прочей ерундой. Я покрываю дорожки специальным лаком, подобным скрипичному, только более нежным, поскольку у меня не стоит задача получить высокую прочность на истирание.

В основе лака - только натуральные смолы, такие как копал, сандарак, хиосская мастика и драконова кровь. Многие из них обладают исключительными эзотерическими свойствами и используются в различных мистических ритуалах. Многие смолы представляют собой окаменевший сок экзотических растений, весьма солидного возраста.

Растворители традиционные - только 96 градусный спирт и эфирные масла, многие столетия, применявшиеся скрипичными мастерами - можжевеловое, лавандовое.

Наверное, многие, заказывавшие у меня печатные платы hifi dac без маски, обнаруживали приятный дурманящий запах при пайке. Это тот самый лак, который не только не вреден для здоровья, но и оказывает на организм мощное оздоровительное воздействие при вдыхании паров (вспомните арома-лампы и добавьте воздействие чистого спирта).

 

Идеальная печатная плата для звука

 

Посвятив так много времени рассуждениям на тему какими должны быть печатные платы, кратко резюмирую вышесказанное:

 

 

P.S. Цифро аналоговый преобразователь Abbas Audio DAC 3.0 по музыкальности переигрывает ЦАП - ы топ мирогово уровня, стоящие в десятки раз дороже. С описанный ДАК -ом качество звучания CD диска приближается к виниловой пластинке. Данный ДАК доступен для предварительного заказа в любой комплектации.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Печатная плата LUX в ламповый ЦАП Abbas Audio DAC 3.0
Печатная плата LUX в ламповый ЦАП Abbas Audio DAC 3.0

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor