Подстроечники в моем DAC hi-end стоят двух типов Vishay
Подстроечники в моем DAC hi-end стоят двух типов Vishay
Многие элементы внешнего ДАК -а изготовлены вручную из винтажной проволоки - несколько проволочных конденсаторов в обвязке клоков, контур в ДЕМ клоке
Многие элементы внешнего ДАК -а изготовлены вручную из винтажной проволоки - несколько проволочных конденсаторов в обвязке клоков, контур в ДЕМ клоке
Для питания цифро аналогового преобразователя параллельные стабилизаторы на транзисторах АД162 производства сименс или телефункен
Для питания цифро аналогового преобразователя параллельные стабилизаторы на транзисторах АД162 производства сименс или телефункен
Abbas audio DAC 3.0 на легендарной микросхеме TDA1541 и винтажных лампах времен Третьего Рейха
Abbas audio DAC 3.0 на легендарной микросхеме TDA1541 и винтажных лампах времен Третьего Рейха

 

Параллельные стабилизаторы

 

Для питания цифро аналогового преобразователя я применяю традиционно параллельные стабилизаторы, но в данном устройстве П605 (уникальные ВЧ германиевые транзисторы рижского завода середины 60-х военной приемки) питают только ТДА1541 и еще один чип, на входной приемник стабы на транзисторах АД162 производства сименс или телефункен.

Отзывы на платы для DAC hi-end укрепили меня в мысли, что по выразительности и естественности звучания, по красочности тембров параллельным стабилизатором на винтажном германии нет равных.

Все балластные резисторы - винтажные ален брэдли, сориентированные по направлению!

Цифровой фильтр внешнего ДАК –а питается от последовательного стабилизатора, в котором установлен сименсовский 2N3055 1982 года выпуска. Причем их я достал только 6 штук. После придется экспериментировать с другими фирмами, к примеру - с винтажными РСА, не менее легендарными и звучащими.

Цифровой фильтр цифро аналогового преобразователя - узел многими ругаемый, однако NOS режим ругают не меньше. Я решил предоставить потребителю выбирать самому - что ему слушать. Вместо цифрового фильтра заказчик может вставить во внешний ДАК заглушку для режима NOS и никаких перепаек делать не придется.

Старый филипсовский фильтр, будучи правильно в DAC hi-end запитанным и тактируемым от лампового клока в режиме слэйв, не такая уж плохая вещь, как пытаются представить на форумах самодельщиков. На самом деле это отличный чип, несмотря на чудовищное потребление (до 300ма).

Не зря же этот ЦФ применялся в таких заоблачных по цене и качеству аппаратах как MARANTZ CD/DA12 и LHH1000, причем применялся два раза - в транспортах как передатчик СПДИФ сигнала, а во внешних ДАК -ах как фильтр. Просто нужно все делать как следует и учитывать эзотерику!

 

ВНИМАНИЕ!

 

В этом цифро аналоговом преобразователе цифровой фильтр можно применять только в режиме slave, в режиме master ЦФ установить нельзя. Это сделано сознательно, поскольку с моей точки зрения мастерклок снимаемый с кристалловского приемника ужасен, а значит от ЦФ будет больше вреда чем пользы, поэтому режим мастер предполагает только NOS конфигурацию.

Для ТДА1541 выбор в принципе и невелик - пара сониевских фильтров и SAA7220, так что остановился на творении инженеров Филлипс, а вот во внешнем ДАК -е средней ценовой категории установлен сониевский фильтр, но об этом в следующий раз.

 

Детали

 

Я думаю все заметили спиральки в цепях питания и сигнала цифро аналогового преобразователя - здесь они не совсем эзотерический элемент (как в предусилителях корректорах), скорее достаточно эффективный способ чуть снизить помехи, попутно улучшив звучание, особенно если спиральки изготовить из американской и немецкой винтажной меди.

Ферритовой бусине по степени подавления ВЧ помех спиральки уступают и заметно, зато звучат намного лучше. Однако в обвязке компаратора DAC hi-end, без феррита обойтись не удалось и пришлось поступиться эзотерикой ради физики - то есть ради чистого питания. Зато феррит одевается на миллиметровую английскую луженку.

О выборе остальных элементов внешнего ДАК –а говорить излишне - все видно и на фото. Только очень качественная пленка (отслушанная по направлению!), подбор электролитических конденсаторов в связки по общему звучанию и по месту, резисторы АБ, отслушанные по направлениям (обязательно!) Это дает звучанию полноту и "гладкость". Фильтрующие конденсаторы в ДЕМ ячейках - сименс 0,7 Х 63в.

Эти конденсаторы в DAC hi-end вполне выдерживают сравнение с перемычкой, нейтральны, миниатюрны, обладают очень малым тангенсом угла потерь, отсутствием слышимых резонансов и прекрасно справляются со своими задачами.

Я хочу заметить, что применение громадных хорошо звучащих (иногда бумагомасляных) конденсаторов в данном узле цифро аналогового преобразователя совершенно бессмысленно, бумага в масле здесь - полный идиотизм. Они не выполняют свою функцию и разносят помехи-грязь по всему устройству.

Для того чтобы вытащить из конденсаторов звучание по максимуму, я отслушиваю все 14 штук по направлению и разница по сравнению с хаотичным включением огромна! Добавляется глубина, объем и воздух, бас становится более мощным, но при этом ВЧ не теряют в качестве благодаря хорошей фильтрации.

Подстроечники в моем DAC hi-end стоят двух типов Vishay.

Особо следует выделить разъемы и панельки. Выпуская внешний ДАК такого уровня, я все основные панельки применил экстра-качества, насколько вообще удалось найти таковые. Винтажные американские с хорошей позолотой (технолог одобрил) под ЦАП, логику и ЦФ. Панельки под черепашки – пока есть запас времен третьего рейха. Дальше посмотрим.

Клемники английского производства, выслушанные и выдержавшие сравнение с перемычкой, примерно в 10 раз более дорогие чем-то что есть на рынке радиоэлементов и которые используют абсолютно все, кроме меня.

При таком количестве винтовых соединений во внешнем ДАК –е (около 50) качество клемников уже довольно критично. Сюда нужно вкладывать деньги! Экономия здесь неуместна.

 

Блок питания

 

Признавая необходимость отдельных трансформаторов на генератор, аналог и цифру, как разумный и достаточный минимум для цифро аналогового преобразователя такого уровня, я применил 4 трансформатора питания. Если учесть, что у выходного каскада на лампе еще один индивидуальный силовик, то 5 силовых трансов не так уж и мало.

Наигравшись вдоволь с резисторами и дросселями в П фильтрах - я вернулся к давно опробованному решению - использовать в качестве балластных элементов нити накала «лишних» ламп. И тут возникает степень свободы, о которой я и не подозревал не только для этого DAC hi-end.

Оказалось, что по тональной чистоте, пластике и динамике нить накала пальчиковой лампы, включенная между блоком питания и стабилизатором, обыгрывает и дроссель, и резистор, а звучание блока питания приближается к кенотронному. Вот еще одно доказательство, что никаких особых физических преимуществ кенотрон перед диодом не имеет, кроме конечно влияния материалов, из которых старый кенотрон сделан, а также их размеров, размер в эзотерике играет ключевую роль! В меньшей степени форма. Причем лампами разных фирм можно настраивать звучание внешнего ДАК –а в конкретной системе, что, согласитесь, весьма полезная опция. Ведь сложнее что-то изменить в цифровой части, чем просто переткнуть лампочку. Как бы не морщились при этом инженеры.

Естественно, нужно учитывать токи потребления, чтобы нить накала светилась (на ней падало 5-7 вольт). Эмиссия лампы нас совершенно не интересует. Вакуум и отсутствие обрыва. Поэтому не спешите выбрасывать породистые и отработавшие свое пальчики!

Таким образом, блок питания цифро аналогового преобразователя выглядит абсолютно аскетично:

ДППВ DAC hi-end со средней точкой (ОППВ это проблема, которая не всегда имеет безболезненные решения), диоды производства телефункен, причем разных типов - каких именно и куда - искал долго.

П образные фильтры, конденсаторы филипс 80-х годов, с емкостью конденсаторов я не усердствовал - большие емкости утяжеляют звучание и не дают ему "парить", приковывая кандалами к земле. Подавление пульсаций вполне достаточное-они исчезающе после параллельного стабилизатора.

Далее идут балластные лампочки, которые чисто физически работают как стабилизаторы тока, а эзотерически как некий необыкновенно эффективный гармонизатор звука, очищающий ядро музыки от налипшей шелухи. Влияние их во внешнем ДАК –е огромно, поверьте! (или проверьте), а работы - два взмаха паяльником. Блок питания с такими штуками играет совершенно иначе!

Тороидальные трансформаторы DAC hi-end намотаны с предельно высоким уровнем качества. Во всяком случае не всякий Ш-образный их обыграет. Для того чтобы сделать «по максимуму», придется заменить их на 4 древних перемотанных силовика, выбранных из продукции сименс клангфилм, телефункен, блаупункт, саба, ну или заказав их у меня, что, однако - серьезно удорожит DAC hi-end. Эти решения, как все понимают, не для серии - это удел отдельных энтузиастов - безумцев, готовых штурмовать вершины цифры до полной и окончательной победы над аналогом.

 

Выходной каскад

 

Внешний ДАК заканчивается выходом ЦАП -а с резистором и простейшим фильтром на довоенных!!! немецких восковых конденсаторах (без проварки). Т.е. потребителю предоставлена определенная свобода - заказать в пару послецаповый трансформатор и недавно впущенный буферный каскад на Д3А сименс (можно на ЕЛ84) с дроссельным выходом или самому мастерить достойный ДАК-а выходной каскад на ЕЛ12, АЛ4, ЕЛ11, АЛ5, ЕЛ3 в триоде. Или на каких-то других лампах, не исключая прямонакальные триоды, с навесным монтажом и трансформаторами на выходе - кому что более по душе и позволяет бюджет.

Но выпустить в пару к такому, не побоюсь сказать "выстраданному" цифро аналоговому преобразователю буфер на ОУ, выглядело бы пародией. Поэтому внешний ДАК выпускается в таком «полу готовом» виде - с резистором АБ, с которого можно снять аналоговый сигнал в десятки милливольт. ОУ-в мусорное ведро. Любые. Это решение для тех кому нужен выходной каскад с посредственным звучанием за три копейки.

 

 И еще несколько нюансов

 

Пока есть запасы, весь тираж цифро аналоговых преобразователей будет укомплектован не простыми ТДА1541A, а выпаянными из винтажных СД плееров ТДА шками с грейдом R1. У них лучше линейность на малых уровнях, и это слышно вполне уверенно. Версии S1 или даже S2 (до 600 длр на Е-Вау) при желании заказчик может установить самостоятельно - высококачественные американские цанговые панельки позволяют заниматься перетыком много раз.

У меня же есть только один чип S1 для работы и контроля качества собранных внешних ДАК ов. Хочу обратить внимание, что в том месте где из чипа выходит аналоговый сигнал, в плату впаиваются провода - отрезки от моих межблочников, так как это очень ответственный участок.

Многие элементы внешнего ДАК -а изготовлены вручную из винтажной проволоки: несколько проволочных конденсаторов в обвязке клоков, контур в ДЕМ клоке, трансформатор мастер клока, а также спиральки.

Некоторые земляные дорожки печатной платы продублированы 1 мм и 0,7 винтажными моно жилами из техники клангфилм, РСА. Припой винтажный американский 30-х годов (припой моего изготовления закончился и до НГ времени варить его я не буду).

Внешний ДАК идет с комплектом проводов для соединения с БП, для этого я купил немецкий кабель связи, в котором оказалась отличная медь, несмотря на сравнительно молодой возраст (кабель начала 80-х). Винтажные провода можно приобрести отдельно.

Комплект плат цифро аналогового преобразователя собирается месяц - два.

Сборка - отслушивание компонентов по направлению, регулировка, затем плата покрывается лаком и сушится минимум неделю. Далее идет прослушивание и корректировка внешнего ДАК -а, и только после этого я могу говорить о законченном продукте.

Размер основной платы 230х165 мм. БП: 85х105 мм и 125х155 мм.

Отдельные детали DAC hi-end крупным планом: американские цанговые панельки, ламповый мастер клок, входные цепи СПДИФ (на пути спдиф сигнала нет ни одного конденсатора или трансформатора! Поскольку эти элементы всегда есть в транспорте, во внешнем ДАК –е они совершенно лишние, NOS заглушка.

Вывод мастерклока наружу, для подключения к транспорту.

Поскольку частота мастерклока 11,2896 мГц, то само собой разумеется, что этот внешний ДАК в слэйв режиме рассчитан на филипсы и маранцы второго поколения с такой же тактовой и транспорты на чипсетах филипс - такие как PSaudio lambda pro, Theta basic, и многие другие. Это та техника, на музыкальность которой я делаю ставку, поскольку это гарантия получения того результата, на который я рассчитывал, создавая свой цифро аналоговый преобразователь.

Старые версии 304мк2 филипса, который весьма популярен, подключить тоже можно, для этого потребуется компаратор и делитель на 3, которые есть в моем ассортименте устройств для апгрейда.

 

P.S. Уникальная по примененным технологиям разработка обыгрывает большинство известных DAC -ов высшей категории качества и престижа: Audio note DAC-5 стоимостью $28,000, DCS Scarlatti DAC стоимостью $23,999, Krell Reference 64 digital processor стоимостью $14,000 и подобные. Про эксклюзивную печатную плату в третьей части статьи. Данный цифро аналоговый преобразователь доступен к заказу.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Эксклюзивный внешний ДАК Abbas audio DAC 3.0
Эксклюзивный внешний ДАК Abbas audio DAC 3.0

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor