Сверх точный вакуммированнй металло-пленочный резистор
Сверх точный вакуммированнй металло-пленочный резистор, такие в JLH не применяют, а зря
Сравнение внутреннего устройства китайского и советского проволочных резисторов одинаковой мощности
Сравнение внутреннего устройства китайского и советского проволочных резисторов одинаковой мощности
Китайский резистор намного меньше по габаритам и соответственно менее мощный
Китайский резистор намного меньше по габаритам и соответственно менее мощный
При одинаковой экстремальной мощности, китайский резистор перегорает намного быстрее
При одинаковой экстремальной мощности, китайский резистор перегорает намного быстрее

 

Пассивные элементы

 

Резисторы

 

Еще раз советую делать Инвертирующий вариант усилителя, он явно лучше звучит, а всего на один транзистор больше и на один конденсатор, портящий звук меньше. Включить инвертом JLH можно, подав сигнал не на базу, а на эмиттер первого транзистора. В инвертирующем включении резисторы подачи смещения на базу первого транзистора лучше уменьшить на порядок, а базу зашунтировать набором из электролита 47-220 мкФ и пленки 0.05 мкФ параллельно электролиту. Резисторы ООС уменьшить с 2 кОм до 300 Ом, при этом входное сопротивление усилителя будет линейно, постоянно и равно 300 Ом. В таком варианте усилитель потребует предусилителя, хотя если не нужен регулятор громкости, то можно обойтись и без него т.к. современные источники сигнала имеют обычно низкое выходное сопротивление

Резистор в коллекторе первого каскада желательно уменьшить с 8,2 кОм до 4 кОм, резисторы цепи ООС также нужно уменьшить пропорционально в два раза, а конденсатор ООС и вольтодобавки увеличить до 470...680 мкф.

Резистор в эмиттере предвыходного каскада (2,2 кОм в оригинале), нужно уменьшить до 100-200 Ом для ускорения разряда входной емкости нижнего выходного транзистора. Уменьшение этого резистора влечет за собой уменьшение и резисторов в цепи коллектора, для начала поставьте два одинаковых по 200 Ом, потом верхним подберите нужный ток покоя. Все это уменьшит выходное сопротивление драйверного каскада, что хорошо для нагрузки Ом.

Схема JLH в варианте с источником тока в усилителе напряжения почти чисто однотактная, т.к. модуляция тока нижних выходных транзисторов намного меньше, чем у "верхних". Для приемлемой термостабильности Q7 должен быть на радиаторе нижнего выходного (Q1). Номинал резисторов в эмиттерах выходных транзисторов R9-12 лучше увеличить до 0.22 Ом, а R8 уменьшить до Ом 680. (схема 2005 года) = Агеев

Пробовал ставить в эмиттеры выходных транзисторов резисторы разных номиналов. Резистора номиналом 1 Ом в эмиттере нижнего транзистора оказалось много, 0.5 Ом оказалось самое то. С 1 Ом улучшилась термостабильность, но значительно снизилась выходная мощность, и на слух возросли искажения. С резистором 0,5 Ом максимальная мощность осталась практически такой же, но на максимальной мощности искажения стали гораздо ниже, чем в варианте без резистора. Инструментально не проверял, но слышно прекрасно. Температура радиаторов упала с 55-60 до 40-45. Среднюю точку ставил по осциллографу.

В моей схеме 1969 года я резистор R-5 сделал переменным и усилитель настраиваю совместно с колонками. Этот R-5 очень сильно изменяет звуковые свойства, только его нужно подпереть т.е. разбить на два - одну часть сделать переменной и вывести на переднюю панель. Я это подсмотрел в японских винтажных усилителях, там в цепь ООС вставлялись регуляторы тембра и работало - ещё как. Еще есть "косяк" с номиналом резистора R8… 2,2 кОм очень много, его лучше изменить в меньшую сторону. R4, R7, R8 меняют звук очень заметно. R7- нужно изменять только в большую сторону (если в меньшую, усилок может возбудиться), R-4 и R-8 в меньшую.

В эмиттеры лучше ставить проволочные резисторы – меньше портят звук. Да! и никто не верит, что резистор ПЭВ или С5-5, С5-16 играет лучше любого источника тока = Семынин

 

Конденсаторы

 

Нельсон Пасс: Поставьте на выход вместо одной элитной и дорогой банки кучу мелких не дорогих электролитов Elna Silmic. Я взял бюджетные Low ESR Jamicon WG 680μF, 63 В х 35 шт. на канал, поставил на пластине из фторопласта "вывод к выводу" + шунтирующий полипропиленовый 50 мкФ. После 20-ти часового прогрева на шумовом сигнале, звук приятно удивил.

Подбирайте конденсаторы в тех сериях, где есть широкие диапазоны номинальных напряжений, тангенс угла потерь наименьший у конденсаторов на 63-100В.

На выход лучше поставить более дорогой Nichicon 2х2200, а бюджетный CapXon использовать в питании.

Конденсатор в обратной связи С3 – должен быть максимально качественным, например ELNA Cerafine или Ничикон-Голд. По мне, так ничиконы "звуковых" серий вообще самые лучшие на рынке из выпускающихся для аудио. От серий конденсаторов этого бренда KZ, KW, FG, ES только самые лучшие впечатления. Panasonic стандартных серий вне конкуренции по соотношению цена - качество. Так же с удовольствием применяю NHG и TS-HA

Пробовал отключить вольтодобавку. Без вольтодобавки звуку стало свободнее (с вольтодобавкой он будто куда-то упирался) и бас почетче стал.

Без конденсатора ООС падает усиление, прибавляются басы, середина исчезает, высокие становятся жестче и уходит легкость. Я в ООС ставлю переменный резистор или переключатель и выношу его на переднюю панель

Небольшие отличия в номиналах (по схеме на сайте) С2 0,1 мкФ против 0,5 мкФ у Худа; вместо С3 и С4 220 мкФ поставить 330 мкФ.

 

Блок питания

 

Увеличение мощности силового трансформатора до 3х-4х кратного запаса, дает отчетливо слышимый эффект по звуку. Кто испытал 3 - 5 кратный запас по мощности силового транса - назад не пойдёт.

Силовой трансформатор нужно делать с количеством витков на вольт не меньше 5-6, и с плотностью тока не более 2 А на кв. мм. Лучший выпрямитель - на двух диодах со средней точкой, а не мост и вместо гасящего резистора между звеньями фильтра хороший дроссель...  

А я считаю, что мосты все же предпочтительнее, т.к. они меньше по габаритам, чем мощные дискретные диоды и их удобнее крепить. Каждой обмотке нужен отдельный мост и RCR фильтр или стабилизатор напряжения. Напряжение питания при 4 Ом нагрузке - 25 В, а ток покоя около 2,5-3 А, иначе все упрется в максимальный ток и будет недоиспользование БП по напряжению.

Усилитель JLH, с давней историей, в нем погоня за лучшим звуком закончилась победой пассивного 3-х звенного фильтра в питании, вместо стабилизатора напряжения. Гораздо гораздее вместо стабилизатора напряжения или электронного фильтра поставить две большие банки электролитов по 20000 мкФ (40000мкф для однополярного JLH минимально необходимый номинал), проволочный резистор номиналом 0.5 Ом между ними, и выпрямитель со средней точкой, а не мостовой. С таким фильтром, если земляная точка угадана правильно никакого фона нет. Конденсаторы заряжаются примерно 2 секунды.

Возник вопрос по поводу использования дросселя Д263Н в дифференциальном включении - играет замечательно, компактный, фона нет. Магнитопровод: ШЛМ20 х 25, Индуктивность и номинальный ток: при параллельном соединении обмоток: 0,005 Гн / 9,0 А, при последовательном соединении обмоток: 0,02 Гн / 4,5 А. Максимально эффективно бороться с импульсами тока зарядки конденсаторов фильтра можно намотав дроссель на большой железке - других способов нет. Как по мне, то звук с дросселем в питании лучше, чем с резисторами.

В блок питания нужно ставить конденсаторы, которые прошли проверку на утечку и пробой, также на собственную электрическую ёмкость. Эти конденсаторы следует шунтировать (включать параллельно) керамическими или пленочными с ёмкостью от 0,1 до 2 мкФ на каждые 10000 мкФ электролитического конденсатора. Служат они для фильтрации питания от ВЧ помех и прочих наводок из питающей сети, так и норовящих попасть на вход усилителя и, усилившись, стать серьёзными искажениями в звуке. Ёмкость конденсаторов в фильтре питания выбирают, исходя из расчёта 100 мкФ на 1 Ватт мощности.

При стабилизированном блоке питания суммарную ёмкость конденсаторов на входе и выходе не стОит делать более 20000 мкФ. При нестабилизированном - общая ёмкость в C-R-C цепочки должна быть не менее 60000 мкФ, тут уже для надёжности может понадобиться софтстарт. Как пример: Трансформатор ТПП, включенный по первичке на 250 В, диоды КД213, зашунтированные бумажными конденсаторами 0,1 мкФ, фильтр с емкостью конденсаторов из расчета 10000 мкФ на ампер потребляемого тока, и интегральный стабилизатор 1083 (1084, 1085).

Применять в стабилизаторе напряжения или электронном фильтре усилителя JLH в качестве силовых транзисторов - полевых не стоит. Применение IRF-фов приводит к тем же последствиям, что и в выходном каскаде - звук теряет детальность и выразительность.

Я в двух из трех изготовленных мною усилителях JLH применил импульсные источники питания. Сразу скажу, что субъективно (ИМХО) на качество звука импульсный БП никак не повлиял. Предлагаю для сравнения масс-габаритные показатели обычного и импульсного БП, установленных в моих аппаратах: 1. Классический - трансформатор ТС180, радиаторы по 500 кв.см. на канал, фильтр 2х10000+4700 мкФ. Все это занимает объем 3 куб. дм. 2. Импульсный - объем не больше ТС180, а вес в 5 раз меньше. Питание вентиляторов снижено до 7 В, в результате шума не слышно вообще. Дроссели на кольце от ДГС, конденсаторы 2200 мкФ в плече + пленка. 

 

Энергетические показатели

 

Мне нужен гитарный усилитель, я пробовал строить Ланзар, Оплеуху Микрухам, Сухова высокой верности… Все - фигня, собрал класс А по схеме Худа на 8 Вт и КТ808 на выходе - звук поразил. У меня кабинет 4 х 12 дюймов номиналом 360 Вт, и качать его от 8 Вт смешно, хочется 70-100 Вт именно А класс. Тогда вопрос такой какая для JLH реально возможная максимальная мощность? Просьба лампы не советовать - так как транзисторный А - мне, почему-то понравился больше лампового, хотя у второго динамика лучше. Я когда-то прикидывал, сколько максимум можно получить из схемы усилителя JLH. В принципе - да сколько угодно. Можно ставить 2-3 пары на выход и получать до 100 Вт. Только питать надо будет 500 Вт тором каждый канал, и соответственно как-то эти 500 Вт отводить.

Буду очень благодарен если поделитесь печатными платами и информацией про напряжение питания и ток покоя для аппарата с выходной мощностью 60 - 80 Вт, и нюансы есть какие-нибудь… ну там номиналы может в схеме изменить какие-то и сколько пар выходных транзисторов надо. Охлаждение у меня жидкостное от восьмипроцессорного сервера - эквивалент в алюминии что-то около 80000 кв.см., так что отвод тепла, хоть два киловатта - меня не трогает.

Я собрал моноблоки с двумя парами выходных транзисторов MJ15003 в каждом. Каждый у меня рассеивает под 180 Вт потому, что на выходе 40 Вт. Это чистый А класс. Чем больше мощность на выходе, тем меньше транзисторы рассеивают. При 40 Вт на выходе, рассеивают 130 Вт. Я уже 8 месяцев его слушаю, всем доволен, но хочется "наворотить его" качественными «фирменными» конденсаторами и какими-нибудь супер аудио транзисторами.

У меня при питании +- 20 В, ток потребления 2 А с нагрузкой 4 Ом – получался практически идеальный режим, но сейчас для 4 Ом сделал на выходе стабилизаторов напряжения +- 18 В, ток 3,4 А (сначала выставил 4,5 А, но понял, что это излишне т.к. все ужасно грелось).

В моем аппарате питание +- 28 В суммарный ток покоя 2,8A (2 пары 2SC5200, 1,4A на транзистор), выходная мощность на 8 Ом нагрузке 47 Вт, для охлаждения поставил 4 вентилятора (по два на каждый радиатор, скорость вращения которых зависит от температуры радиаторов) В общем усилитель удался. Теперь хочу сделать вариант без конденсатора обратной связи.

 

P.S. У нас в демозале имеется несколько готовых усилителей JLH1969, JLH1996, JLH2003. Можете их протестировать на звук и сравнить с промышленными Hi-End аппаратами на разнообразной акустике. Так же можем принять заказ на сборку усилителя под Ваши колонки.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
Усилитель JLH часть 15 - подбор пассивных элементов
Усилитель JLH часть 15 - подбор пассивных элементов

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor