Пенал для установки потолочной встроенной акустической системы Dolby Atmos
Пенал для встроенной акустической системы Dolby Atmos
Выходы кабелей для подключения потолочной акустической системы Dolby Atmos
Выходы кабелей потолочной акустической системы
Задний правый и верхний пеналы под встроенную акустику в зал домашнего кинотеатра
Задний правый и верхний пеналы под встроенную акустику
Пеналы под встроенные акустические системы Dolby Atmos имеют в длину по 2000 мм и расположены вплотную друг к другу
Пеналы под встроенные акустические системы Dolby Atmos

Встроенная акустика в зал домашнего кинотеатра

 

Пеналы под встроенную акустику окружающего звука

 

Система окружающего звука зала домашнего кинотеатра состоит из четырех встраиваемых потолочных Dolby Atmos двух боковых и двух задних колонок. Все акустические системы окружающего звучания – двух полосные полнодиапазонные АС, построенные на базе 6-ти дюймовых НЧ/СЧ головок Paradigm дополненных 1-но дюймовыми шелковыми пищалками той же фирмы.

Колонки имеют акустическое оформление ЧВР (четверть волновой резонатор) и собраны в корпусах плоской формы. Четверть волновой резонатор выполнен в линейном дизайне, т.е. он представляет собою ящик длинной 2000 и шириной 450 мм, в верхнюю панель которого встроена основная динамическая головка, находящаяся на расстоянии 1/3 от слепого конца и на 2/3 от порта ЧВР. Для устранения резонанса в колонках установлены по 2 перегородки, стягивающие переднюю и заднюю панели. Все внутренние поверхности ЧВР обклеены слоем войлока толщиной 5 мм.

Для монтажа колонок окружающего звука в потолок и стены встроены пеналы, изготовленные из сосновых досок с крышками из 15 мм ОСБ. Для минимизации резонансов крышки пеналов с обратной стороны проклеены слоем войлока толщиной 25 мм. От пеналов акустические системы окружающего звука развязаны прокладками из пористой резины.

В пеналы приходят 2 пары акустических кабелей: 2х3 кв.мм. для основной головки и 2х2,5 кв.мм. для пищалки. Кроссоверы акустики окружающего звука – внешние, пассивные, расположены в серверной, рядом с усилителями мощности.

Пеналы под встроенную акустику располагаются примерно на одинаковом расстоянии от центрального зрительского места.

 

Басовые ловушки

 

С двух сторон от задних акустических систем сделаны ниши переменной глубины для так называемых «басовых ловушек». По теории, идеальное расположение басовых ловушек - углы комнаты за местом прослушивания.

Они бывают разной конструкции. Существуют басовые ловушки представляющие собою резонансные поглотители мембранного типа, настроенные на определенные частоты резонаторы Гельмгольца, и более простые – широкополосные поглотители в виде объемных «столбов» из мягкого акустического материала.

В нашем случае басовые ловушки, это прямоугольные ящики высотой от пола до потолка, заполненные слоем звукопоглотителя. Звукопоглотителем служат стопки листов плотного войлока толщиной 25 шириной 500 и глубиной от 250 до 500 мм. Высота войлочных «столбов» - 2 метра. Площадь внешней поверхности басовых ловушек 4 кв.м. их внутренний объем заполнен демпфирующим материалом объемом 1,5 куб.м. Боковые и задние стенки каркаса басовых ловушек зашиты листами ОСБ толщиной 15 мм. Для уменьшения собственных резонансов обратная сторона листов ОСБ обклеена слоем 25 мм. войлока.

Расположены басовые ловушки на задней стене ближе к углам комнаты домашнего кинотеатра, где (по практике) наиболее сильно выражены низкочастотные резонансы.

Для проверки оптимальности места расположения басовых ловушек в зал домашнего кинотеатра был привезен сабвуфер со звуковым генератором. Наибольшее давление низкочастотных колебаний наблюдалась как раз за местами прослушивания, ближе к задним углам зала.

В углах энергия низких частот преобразуется в резонансные стоячие волны. Басовые ловушки тормозят это преобразование, уменьшая энергию низкочастотных колебаний и не дают образовываться стоячим волнам. Субъективно бас становится более равномерным и менее гулким. Басовые ловушки не влияют на общий уровень низких частот, они подавляют резонансы комнаты.

 

Оптимальное место для сабвуфера

 

Нахождение оптимального места расположения сабвуфера в зале домашнего кинотеатра, непростая задача. Многие меломаны практикуют способ, при котором сабвуфер ставится в точку прослушивания, а в комнате опытным путем находится место где бас на слух оказывается наиболее предпочтительным (равномерным) на разных музыкальных отрывках. Потом в это место ставится сабвуфер. Способ простой и весьма действенный, но не очень применимый в залах с двумя рядами зрительских мест. Нам нужно было получить более не менее равномерный бас в зоне размерами 3х3 метра.

Для этого в точки расположения будущих кресел ДК ставился микрофон с шумомером, а сабвуфер с генератором перемещался по всей площади зала. Наиболее равномерный бас на зрительских местах в диапазоне 30-100 Гц получился при установке контрольного сабвуфера в угол за экраном, где-то в 1 м от правой боковой стены.

На дизайн-проекте изображены 4 сабвуфера равномерно «растянутые» по всей передней стене. При замерах реального звукового поля на низких частотах, оказалось, что располагать сабвуферы в данном помещении симметрично относительно оси зала не есть правильно, о чем я знал давно. Строго говоря – симметрия низким частотам вредит, чего не скажешь о средних и высоких. Многие практикуют установку двух сабвуферов расположенных симметрично относительно продольной оси зала и разнесенных в пространстве. С эстетической точки зрения это хорошо, но пагубно влияет на равномерность НЧ звукового поля в комнате. Несколько сабвуферов по возможности должны располагаться близко друг от друга и совсем не на оси симметрии, а в единственном «правильном» месте.

В г. Киеве много лет работает демонстрационный зал с дорогой акустикой и 4-мя сабвуферами, вытянутыми в линейку под экраном. Я много раз посещал этот зал с потенциальными заказчиками и бас в нем на меня ни разу не произвел впечатление, несмотря на очень высокую стоимость акустической системы. В подробности я не вдавался, т.к. критиковать чужие работы в среде инсталляторов не принято, но подозреваю, что виновата в этом совсем не аппаратура, а разнесенность и симметричное расположение сабвуферов.

Конструкция и особенности акустических систем и сабвуферов описаны в следующей статье.

 

Ссылки по теме

 

 

Опубликовано:
aovox
11 Акустика в зал домашнего кинотеатра
11 Акустика в зал домашнего кинотеатра

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor