Виниловые проигрыватели

 

В системе любителя высококачественного звучания - виниловые вертушки имеют почти символическое значение. Они не только - источники стопроцентного аналогового звука, но еще и определенный «фетиш» всех меломанов и аудиофилов мира

(Это не компакт дисковый проигрыватель, где вставил CD, развалился на диване и начал пультом перещелкивать треки - не дождавшись конца песни).  

Виниловая вертушка требует трепетного и уважительного к себе отношения.

Для того, чтобы насладиться музыкой винила - нужно проделать определенный ритуал:

После описанной процедуры - рука не поднимается, прерывать музыку не дослушав - или в самом начале. Это и есть - КАЙФ от винила. Он заставляет скрупулёзно готовиться к прослушиванию, и слушать выбранную песню до конца.

Огромный бонус виниловой вертушки - это качество звука. Теплота и разрешение винила - недостижимы для CD. Хотя в компактах не слышно потрескиваний, и они часто записаны ярче, с хорошей проработкой низких частот, по сравнению с винилом ----- они мертвы.

(Если в системе установлен хороший CD плейер, можно считать его звук великолепным. Но стоит - поставить рядом виниловую вертушку, Вам все сразу станет ясно. И Вы навсегда переместитесь в армию любителей старой - доброй пластинки).

Аудиофилы всего мира давно поняли, что винил играет естественнее компакт диска, поэтому практически у каждого из них в системе стоит аналоговая вертушка.

Да… это неудобно, каждые двадцать минут переворачивать пластинку, нельзя переключать треки, иногда слышно потрескивание, но звук – живой и естественный заставляет забыть про все эти неудобства.

Пластинок сейчас в продаже достаточно много, можно найти практически любую в идеальном состоянии. С этим проблем в Украине нет. Компакт диски тоже играют хорошо и чисто, особенно фирменные, но по живости все же уступают старому доброму винилу.

Установка винилового проигрывателя это завершающий этап строительство правильной и «честной» аудиофильской системы. Уши у людей аналоговые, музыкальные инструменты: гитары, фортепиано, барабаны тоже аналоговые. Голос певца – аналоговый. И вообще природа вокруг нас аналоговая. Любой человек - даже очень далекий от музыки сразу слышит аналоговый звук и мгновенно отличает его от «цифры».

 

CD и Винил - парное сравнение

 

Как - то мы делали эксперимент. Сравнивали звучание одних и тех же песен - записанных на компакт дисках и виниле.

(В качестве подопытного - был задействован очень хороший по звуку CD проигрыватель Wadia-16 стоимостью 7 тысяч долларов, источником для винила выбрали Torens-124 с головкой Ortofon - общей стоимостью 2 тысячи долларов).

Пластинки слушали в паре с компакт дисками. Слушали кучу разных, но потом отобрали две пары: Два фирменных лицензионных CD и две новые пластинки: В. Высоцкий и группа Yello.

Компакты заиграли - вроде бы хорошо… но стоило запустить пластинку,  как возникло ощущение - что звук раскрылся…  а до этого он играл - как сквозь ватное одеяло. (Вроде и высокие… и низкие… и динамика… все - есть, а звук с виниловой пластинки просто - ЖИВОЙ). По эмоциональному воздействию - он превышал услышанное от фирменных компактов…  раз в пять – десять.

После оного результата у всех испортилось настроение.  Участники эксперимента втайне захотели выкинуть на помойку годами собираемые коллекции компакт дисков. Потом (напившись виски) поведали друг другу об этих злостных мыслях…

По звуку - винил убил компакт диск - просто наповал

(стоимость аппарата для компакт дисков в три раза превышала стоимость винилового проигрывателя).

… это не помогло…

Данное действо произошло больше 15 лет назад.

Во все последующие годы винил - неизменно укладывал на лопатки компакт диски независимо от систем, в которых он появлялся.

Нужно сделать отступление.

(Виниловый проигрыватель должен быть нормально настроен и иметь приличную головку магнитоэлектрического «MC» типа. Корректор к ней и желательно усилитель должны быть ламповыми. И самое главное - пластинка должна быть прилично записанной и «незаезженной». Тогда винил вне конкуренции.  Ни - какой компакт, даже золотой с аудиофильской записью, его не победит).

 

"Столы" проигрывателей виниловых пластинок

 

Виниловые проигрыватели выпускаются сотней разных фирм.

Собственно сам тип стола (платформы с диском) вопреки убеждениям, особого значения не имеет. Главное - чтобы платформа находилась в подвешенном состоянии на пружинах и была тяжелой.  Диск на котором лежит пластинка - тоже должен быть максимально массивным.

Тип привода: прямой, пассиковый или роликовый на звуке особо не сказывается.

Есть мнение, что лучший привод - роликовый, за ним идет - пассиковый, а потом уже - прямой

(Вот вам и первый парадокс High-End а)…

Самый стабильный и правильный, с точки зрения инженерии, привод - именно прямой (когда массивный диск одновременно является ротором двигателя), вибрации у него самые минимальные.

Но… по непонятной причине - виниловые вертушки с ним, играют хуже всего. Факт необъяснимый с точки зрения здравого смысла. Но он существует и именно поэтому - лучшие по звучанию виниловые проигрыватели имеют пассиковый или роликовый приводы.

Материал, из которого сделан диск, тоже, вопреки заверениям - на качество звука особого влияния не оказывает. Металл, керамика, акрил, даже - дерево. В ход идет все - чтобы убедить потенциального покупателя в преимуществе конкретной модели перед конкурентами.

(Самое большое влияние на звук оказывает головка с иглой, за ней тонарм, после тонарма - стол. Максимальное внимание нужно уделять головке и ее правильной настройке, проводам - идущим от головки к корректору. После них, тонарму - который должен быть ювелирно настроен, и только после этого – нужно смотреть на стол.)

 

Тонармы

 

(Тонарм это такой хитрый рычаг, который держит головку звукоснимателя и по нужной траектории перемещает ее над пластинкой).

Тонармы бывают разными, обычными и удлиненными, прямыми и изогнутыми, цельными и двух рычажными. Даже «тангенциальные» тонармы существуют. (Они двигают головку не по дуге - образованной осью тонарма, а строго перпендикулярно относительно пластинки - именно так, как двигался резец при нарезании лакового диска в студиях звукозаписи).

Выпуском тонармов занимается с десяток компаний. Описывать их недостатки и преимущества особого смысла не имеет, лучше обратиться к приверженцу винила.  Он подскажет - какой стоит покупать, а какой нужно «обходить за три километра».

Тонарм лучше покупать со съемным держателем головки «шеллом» для ее оперативной чистки и замены. Провода, проходящие внутри тонарма тоже желательно подобрать по звуку.

За уровнем вязкой жидкости, находящейся в микролифте, нужно периодически следить, так как она имеет привычку - высыхать, что приводит к быстрому опусканию иглы на пластинку и не редко - к ее поломке.

С тонармами - морока, но если вы освоите эту нехитрую науку - чистота и живость винилового звука увлечет вас навсегда.

 

Иглы звукоснимателей

 

Самое нежное устройство не только в виниловом проигрывателе, но и во всей системе меломана - это игла головки звукоснимателя.

Две самые распространенных неисправности, которые возникают почти у всех, в первые два месяца пользования вертушкой - это поломка иглы или обрыв пассика, приводящего диск во вращение.

Поломка иглы это стопроцентное событие в жизни каждого аудиофила.

(Кошки, собаки, дети, жены, приходящие домработницы с тряпкой, любимые друзья, которые решили потрогать тонарм, сам владелец - главные виновники обрыва пассиков и поломки дорогостоящих игл. Не спасает ничего - ни защитные крышки, ни строгий запрет приближаться к системе всем домашним ближе, чем на три метра).

Иглы ломаются и будут ломаться всегда - не стоит устраивать из этого трагедию. (Тормозные колодки и стартеры у машин тоже ломаются, и это не вызывает прединфарктного состояния у владельца машины).  Когда поломается, позвоните человеку - он приедет, и за час все справит.

 

Головки звукоснимателей

 

Пьезоэлектрические

Про них забудьте, они убивают пластинку, как убивали в 70 годах прошлого века.

(Особенно успешно это делали наши советские пьезоэлектрические звукосниматели, других у нас с тех пор и не пытались делать).

 

Электромагнитные

Головки с подвижным магнитом, прикрепленным к игле и неподвижными катушками. Этот тип уже лучше. По его принципу строится большинство бюджетных звукоснимателей во всем мире.

У электромагнитного звукоснимателя есть два недостатка:

(При всех своих недостатках - электромагнитные ММ головки по сравнению с пьезоэлектрическими - играют очень хорошо.  Особенно, если они изготовлены известной фирмой с многолетней историей выпуска именно головок для проигрывателей.  Еще одно важное достоинство ММ головок - высокий уровень выходного сигнала, они менее требовательны к усилителю корректору.)

 

Магнитоэлектрические

Самыми лучшими по качеству звучания считаются головки с магнитоэлектрическим типом преобразования - МС. Это когда магниты установлены в головке неподвижно, а с иглой связаны подвижные катушки с малым количеством витков.

(Из за малой массы подвижной системы, состоящей из иглы, иглодержателя и катушек, скорость ее реакции очень высокая, что приводит к максимально точному преобразованию движения иглы по дорожке в электрический сигнал.)

В этой бочке меда МС головок есть ложка дегтя - очень низкий выходной сигнал, который предъявляет жесткие требования к усилителю корректору и - высокая цена.

Однако все сразу забывается, как только игла МС головки попадает на пластинку. Цена, фон, потрескивание… все становится не важным - на первое место выходит его величество – ЗВУК.

 

P.S. Воспроизведение на виниловом проигрывателе оказывает на человека ни с чем не сравнимое воздействие (Люди после того, как послушали пластинку - становятся светлее. Это было замечено много раз, и не мной одним)

Опубликовано:
aovox
Виниловые проигрыватели
Виниловые проигрыватели

Создано:

Автор

Разработка сайта webtraktor